08 Мая 2024 Среда

Медкластер выходит на новый этап создания единой экосистемы для участников
Партнерский материал
Мединдустрия ММК
6 августа 2020, 16:27

Фото: Международный медицинский кластер
7066

Михаил Югай, возглавивший Фонд ММК на старте проекта и развивавший медкластер в трудные времена становления, в ноябре 2019 года передал управление Ильдару Хайруллину, а сам стал его заместителем. Этим летом Михаил Югай вышел из ММК, чтобы заняться собственными проектами. О преемственности, перспективах и новых участниках Международного медицинского кластера – в совместном интервью прежнего и нынешнего руководителей Фонда ММК.

– Михаил, с чем связан ваш выход из проекта? И чем вы займетесь дальше?

– Мне всегда были интересны проекты, где нужно было создать то, чего раньше не было, проекты с высокой степенью неопределенности. В 2015 году, когда меня пригласили в медкластер генеральным директором, ММК и был таким проектом: здесь был кусок земли, нужно было все начинать, запускать строительство. Параллельно необходимо было наполнять проект медицинскими участниками – иностранными клиниками – и инвесторами. Эта задача сейчас во многом решена, начался этап активной застройки всей территории ММК. Я считаю, что свою работу сделал, и дальше здесь нужен хороший процессинг. Ильдар Хайруллин – блестящий управленец, процессник, он продолжил руководить проектом, и у него это отлично получается. Я удовлетворен тем, что я сделал, но дальше нужен другой формат. А я хочу сфокусироваться на другой материи – на управлении здоровьем. Сейчас я как раз собираю инструменты управления здоровьем: есть доказательные инструменты, какие-то еще не доказаны, причем, инструменты очень разрозненные, и их нужно правильным образом соединять. Это наполовину наука, наполовину практика. Так что дальше я буду заниматься тем, что мне сейчас интересно, а Ильдар принимает на себя все управленческие функции в кластере.

Михаил Югай, первый заместитель генерального директора Фонда ММК

– Вы уходите в какую-то компанию или будете работать как независимый консультант?

– Я хочу работать независимо. Помимо управления здоровьем, меня интересует образование, но скорее как составляющая этого направления. Потому что образование – это про когнитивные функции, про работу мозга, про быстроту и разные виды мышления.

– Каково было начинать работать в ММК, когда его, по сути, еще не существовало?

– Если честно, очень тяжело.

– Потому что никто не воспринимал проект как реалистичный?

– Во-первых, это было движение в тумане. Во-вторых, людей с компетенциями, которые необходимы для развития такого проекта, на рынке очень мало, если не сказать, что их совсем не было, потому что никто до нас такого не делал. Похожие проекты есть за рубежом, мы консультировались с их управленцами. В-третьих, в ММК соединяется очень много разных интересов – медицинских участников, инвесторов. Они периодически расходятся в разные стороны: например, клинике, в первую очередь, может быть важно обеспечить высокий уровень качества медицинской помощи, а инвестору – уровень дохода. И нам, как управляющей компании кластера, надо эти интересы сбалансировать. А еще есть интересы государства.

При этом мы работаем в сфере здравоохранения, на территории высоко зарегулированной. Это огромное количество нормативных актов, различных критериев, под которые нужно подпадать. Необходимо бесчисленное множество согласований. Мне кажется, что я стал мастером спорта по разным типам переговоров, потому что все время нужно было как-то соединять все эти вещи. Многие не верили, чьи-то интересы нарушались – российские клиники нас изначально не приветствовали. Но нужно было формировать позитивное движение.

– Сейчас, вы считаете, оно сформировано?

– Формируется, нет предела совершенству, но я могу сказать, что сейчас атмосфера и отношение к проекту у профессионального сообщества гораздо лучше, чем было.

– Ильдар, по вашей оценке, каковы наиболее важные достижения у команды Михаила?

– Проект Международного медицинского кластера адаптивен. В начале, когда разрабатывался ФЗ №160, была ситуация, отличная от нынешней, когда меняется внешнеполитический и экономический ландшафт, корректируются интересы инвесторов и участников. Поэтому необходимо сохранять оптимальную адаптивность, учитывая реалии, и продолжать реализацию проекта. И на этот год у нас достаточно серьезные планы.

Ильдар Хайруллин, руководитель Фонда ММК

– Что происходит в кластере сейчас, и что произойдет в ближайшее время?

И.Х.: У нас есть стратегия. Нам понятно, ради чего формировался наш кластер и что должно быть реализовано в итоге. Это конкретный, функционирующий проект. Сейчас идет активное подписание инвестсоглашений, за последние полгода подписано четыре, в процессе – пятое, с инвестором Центра ядерной медицины. Сейчас мы отрабатываем с нашими участниками и зарубежными архитектурными бюро начинку медицинских объектов – как они будут выглядеть, какие технологии будут заложены, как они будут взаимодействовать между собой. На площадке ММК реализуется биотехнологическое направление, которое может разрабатываться совместно с Технопарком «Сколково». Идея в том, чтобы создать непрерывную цепочку роста, развития и достижения зрелости для проектов «Сколково»: от момента стартапа до начальной коммерциализации в Технопарке. Дальше более зрелый проект – часть будет реализована нами, а промышленное производство – уже вынесено за пределы ММК.

Третье большое направление – образовательная деятельность. Наша мечта, наш идеальный проект – создание международного медицинского университета, который выдавал бы два медицинских диплома: и российский, и зарубежный. Причем, акцент в образовании должен быть сделан на высокий уровень подготовки не только врачей, но и медсестер, и медицинских управленцев. И все это должно превратиться в некий единый организм, взаимно усиливающие друг друга компоненты, когда одна из сторон является заказчиком для другой.

– Своего рода экосистема.

И.Х.: Да, экосистема – непрерывная, ветвящаяся, живущая и развивающаяся. Большой раздел, который мы сейчас начинаем прописывать и понимать, – информационная составляющая деятельности медкластера. Во-первых, IT-инфраструктура каждого объекта и всей нашей территории. Это то программное обеспечение, которое должно быть начинкой и медицинских объектов, и биотехнологических, и образовательных. Это еще один большой блок работы. И, конечно, сейчас очень важно понимать, какова роль Фонда Международного медицинского кластера после начала функционирования участников кластера.

– Когда вы закончили строительство всех объектов?

И.Х.: Да, какова будет роль Фонда, после того как мы закончим создание инфраструктуры? И здесь нами сейчас предлагается некий концепт сервисно-ориентированной модели деятельности Фонда. Мы должны предложить всем нашим участникам такую модель сервиса, которая бы позволила им очень комфортно функционировать на этой территории и решать свои внутренние вопросы, благодаря коллаборации друг с другом.

Например, в технопарке «Сколково» сейчас существует более 20 разных сервисов. Когда сюда заходит участник, ему требуется понимание, как здесь все работает. И с точки зрения законов, и с точки зрения разрешительных документов, инфраструктуры, инженерии, взаимодействия внутри кластера и за его пределами. Вот это мы готовы будем ему предоставить. Таким образом, все, что было заложено до этого, мы сейчас углубляем, расширяем, детализируем, конкретизируем. Чтобы к 2023 году была некая уже сформированная среда.

– Какие объекты будут созданы в ММК в ближайшее время?

И.Х.: У нас подписано соглашение со Страсбургским университетом, с французской клиникой Orpea, для многофункционального медицинского центра у нас сейчас две заявки – французской онкологической клиники «Леон Берар» и французской ортопедической клиники «Сан Шарль». По биотехнологиям – это лаборатория АФК «Система» и проект Цюрихского университета.

Строительные работы идут достаточно активно, в первом квартале следующего года мы запускаем терапевтический корпус «Хадассы». Вышли на стройку многофункционального медицинского центра. В процессе выхода – строительство клиники Orpea, апарт-отеля, клиники Страсбургского университета, лаборатории АФК. Плюс – благоустройство. Реализация всех этих проектов – первая половина 2023 года, к этому времени они должны начать функционировать.

– Расскажите подробнее о новых запусках.

И.Х.: Терапевтический корпус «Хадассы» запустится во II-III квартале 2021 года: 25 тысяч кв. м, 60 круглосуточных коек, 40 коек дневного стационара, семь реанимационных коек и пять операционных.

Дальше – многофункциональный медицинский центр: около 50 тысяч квадратных метров, это зона, где располагаются небольшие по площадям клиники – до 10 тысяч квадратных метров. Это «Сан Шарль» и «Леон Берар», сейчас мы думаем разместить там и южнокорейский госпиталь «Бундан». Следующий участник – это Orpea: 25 тысяч кв. м, 200 круглосуточных коек и 50 коек дневного стационара. Это реабилитационная клиника четырех основных направлений: общая реабилитация, кардио-, нейро- и онкореабилитация. Госпиталь Страсбургского университета – отдельно стоящая клиника: 15 тысяч квадратных метров, 60 универсальных коек.

– Все эти игроки могут использовать препараты и технологии, утвержденные в их странах?

И.Х.: Прежде чем стать участником ММК, они заявляют перечень своих стандартов, перечень протоколов и используемые препараты, незарегистрированные в России. Ценность проекта именно в этом – использовании их нативных стандартов и протоколов, без этого проект Москве был бы не очень интересен.

– Интерес инвесторов к ММК растет?

И.Х.: COVID-19 дал большой всплеск развитию сферы здравоохранения, медицинских технологий – и да, мы чувствуем интерес инвесторов к нашему проекту. Многопрофильным инвесторам стало понятно, что медицина и биотехнологии – это будущее.

– Вы упоминали образовательную составляющую – какие проекты вы готовитесь реализовать?

И.Х.: Все участники – и медицинские центры, и биотехнологические лаборатории – должны проводить образовательные мероприятия. Обучать наших врачей, медсестер, управленцев. Вторая история – это создание образовательной платформы на базе Фонда ММК для постдипломного образования. У нас есть видение, что в будущем здесь должно появиться и основное высшее медицинское образование. Один из наших инвесторов думает о создании на территории кластера полноценного симуляционного госпиталя площадью до 15 тысяч кв. м.

Уже сейчас у нас есть готовое мобильное решение – выездной симуляционный центр. Мы создали его за короткие сроки, буквально за 1 неделю, на базе новой инфекционной больницы «Вороновское», для отработки сердечно-легочной реанимации с особенностями течения коронавирусной инфекции. За месяц в центре проучились более 400 врачей и медсестер из 80 регионов России. Пандемия COVID-19 мощно продвинула онлайн-обучение: фонд провел пять онлайн-конференций с участием более чем 40 спикеров и восьми тысяч участников. Очень интересной получилась конференция о больницах в разгар пандемии с организаторами здравоохранения: одно дело выстраивать работу, когда в плановом порядке поступает 50 человек в день, и другое – когда 500 или тысяча пациентов.

Мы сделали на базе медиацентра в МКЦИБ «Вороновское» центр для обмена опытом. Кластер создавался с целью трансфера передовых технологий в столичное здравоохранение, повышения качества медицины в Москве и России. И во время пандемии мы стремились помочь тем, кто на передовой, – опытом, наработками иностранных клиник, наших зарубежных партнеров.


Функцию мониторинга сердца Apple Watch впервые одобрили для применения в КИ

Мединдустрия

Сегодня, 18:16

Минздрав и Минобрнауки не имеют претензий друг к другу из-за медфакультетов в непрофильных вузах

Медобразование

Сегодня, 17:31

Общественники ищут 550 млн рублей для возведения хосписа в Ижевске

Мединдустрия

Сегодня, 17:05

Олегу Серебрянскому продлили срок ареста

Мединдустрия

Сегодня, 16:46

Минздрав закупит препараты с нусинерсеном и рисдипламом на 9 млрд рублей

Мединдустрия

Сегодня, 15:08

Глава Крыма из-за жалоб пациентов будет еженедельно мониторить работу клиник

Мединдустрия

Сегодня, 14:22

Путин определил национальные цели развития. Главное о здравоохранении

Мединдустрия

Сегодня, 12:46

Выплаты академикам РАН увеличат до 200 тысяч рублей

Регуляторы

Сегодня, 10:16

Картина дня: дайджест главных новостей от 7 мая 2024 года

Опрос: 23% бариатрических пациентов не следуют советам специалистов после операций