20 Мая 2024 Понедельник

Последнее китайское телодвижение
Евгения Журавлева Мединдустрия
3 сентября 2013, 17:52
6761

Власти КНР заявили о реформировании системы получения и распределения донорских органов

Китай до сих пор остается уникальной страной в области трансплантологии – только здесь государство из-за дефицита донорского биоматериала использует органы казненных заключенных, иногда даже без их согласия. Сложившуюся в Поднебесной систему забора органов не раз критиковали не только мировое сообщество, но и видные представители китайской трансплантологии. Дабы устранить нехватку донорских органов, избежав при этом критики, китайские власти в середине августа 2013 года сообщили о скором запуске местного аналога американской системы распределения донорских органов United Network for Organ Sharing.

В КНР пересадкой органов начали заниматься еще в 60-е годы прошлого столетия, но о правовой базе для проведения такого рода операций китайские власти задумались лишь спустя полвека, в 2007 году. Их наработки нашли свое отражение в уставе по трансплантации человеческих органов, запретившем пересадку органов от живых людей, за исключением супругов, кровных родственников и приемных членов семьи. Это был первый раунд начавшейся борьбы с ≪черной≫ трансплантологией, продажей человеческих органов и общим хаосом в системе донорства.

Практика забора органов, сложившаяся к тому времени в КНР, шокировала весь мир. В 2008 году замминистра здравоохранения Китая, ныне – глава департамента трансплантологии, Хуан Цзэфу признался в том, что правительство использовало органы казненных заключенных. Высказывание вызвало огромный общественный резонанс – выяснилось, что сложившаяся практика вызывает негодование даже со стороны местных специалистов. Декан Центра трансплантологии при Главной больнице военного округа Народно-освободительной армии в Гуанчжоу Хо Фэн заявил, что использование органов от казненных преступников очерняет китайских хирургов. За отказ от этой практики выступает и Ян Чуньхуа, директор интенсивной терапии Первого госпиталя при Университете Сунь Ятсена в провинции Гуандун. В частности, он подчеркивает, что пока китайская медицина использует органы заключенных, местные специалисты в области трансплантологии не могут публиковать свои труды в зарубежных научных изданиях.

Для того чтобы разработать альтернативную систему донорства, китайцам понадобилась помощь Красного Креста (КК). При поддержке этой организации власти Поднебесной запустили в 2010 году экспериментальную программу жертвования органов. По данным на 9 августа 2013 года, в рамках этого проекта было зафиксировано 1006 случаев добровольного пожертвования. За три года работы программы, как подсчитал китайский Комитет по делам здравоохранения и планирования семьи, показатель ≪жертвенности≫ вырос с 0% до 23% всех случаев пересадки органов.

Тем не менее сотрудничество с КК принесло и негативные последствия, считают в КНР. Две трети ≪пожертвованных≫ органов на данный момент находятся в ведении Красного Креста, что не позволяет государству владеть ситуацией и делает его неспособным контролировать возможные манипуляции со столь важным биологическим материалом. По мнению ряда экспертов, именно это обстоятельство и стало одной из главных причин грядущих реформ. В КНР даже разгорелся скандал с обвинением представителей Красного Креста в вымогательстве денег за предоставление органов для пересадки.

Так, 8 июля 2013 года The Beijing Times сообщила, что центр Красного Креста провинции Гуандун получил как минимум 100 тысяч юаней ($16 тысяч) от местной больницы за каждый донорский орган. КК опроверг обвинения – его представитель в Китае Ли Цзиньдун заявил, что организация вовсе не вымогает, но принимает деньги от больниц: ≪В организации наблюдается дефицит, так как спрос на органы растет, поэтому мы просим общественность о помощи≫. Координатор Департамента трансплантологии КК города Шэньчжэня Гао Минь поддержал своего коллегу и сообщил, что ведомство строго соблюдало правила при распределении органов, обеспечивая в первую очередь ближайшие больницы, а также молодых больных и пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. Кроме того, Гао Минь заявил, что КК теоретически готов раскрывать детали расходования денежных средств, полученных от больниц, но им не позволяет сделать это ≪беспокойство о неприкосновенности личной жизни пациентов и опасения, что при обнародовании этой информации могут возникнуть недоразумения≫. В результате сложившаяся система стала ≪буксовать≫ на этапе диалога между больницами и КК. Клиники стали упрекать партнера в предвзятости при распределении донорских органов, противоположная сторона отвечала обвинениями в получении основной массы денежных средств и ≪нежелании делиться≫. На данный момент операция по трансплантации органов в среднем стоит от 400 тысяч юаней ($64 тысячи) до 1 млн юаней ($161 тысяча), почти все средства достаются непосредственно больнице.

Неэффективность системы распределения органов признают сами ее участники. Представитель КК в провинции Шаньдун Ян Гуаннин считает, что система подчиняется трем принципам: ≪найти первым, получить первым, оказаться ближе всех≫. Ну и, наконец, резюмирующий упрек: действующая система не решает вопрос нехватки донорских органов в стране. Несмотря на то, что показатели добровольного пожертвования выросли с 63 случаев дотаций за весь 2010 год до 130 дотаций ежемесячно в 2013 году, дефицит донорских органов весьма ощутим: из пяти нуждающихся, так и не дождавшись своей очереди, умирают четверо. В листе ожидания находится около 300 тысяч человек, но только 10 тысяч реципиентов получают необходимый орган.

Кроме того, создание системы не решило основную этическую задачу – правительство так и не прекратило использование органов казненных заключенных. По данным The Guardian, в 2012 году 64% трансплантируемых органов поступили ≪от смертников≫, в 2013 году этот показатель снизился, но незначительно – до 54%. Сейчас в Китае не прибегает к использованию органов заключенных лишь один госпиталь – Wuhan University's Zhongnan Hospital, где за 2012 год было проведено 140 трансплантаций. Всего же в стране действует 165 аккредитованных госпиталей, которым позволено заниматься трансплантацией и получать донорские органы.

Проблема пожертвования органов в КНР связана и с религиозными убеждениями, согласно которым все части тела должны уйти в мир иной вместе с усопшим, поэтому семьи зачастую отказываются отдавать органы умерших родственников, что также ставит под сомнение дальнейшее развитие системы дотаций. Даже Хуан Цзэфу не раз заявлял, что при потенциальном введении карточек о добровольном пожертвовании органов последнее слово всегда будет за главой семьи умершего. Несмотря на нерушимость традиционных устоев, 21 августа 2013 года Комитет по делам здравоохранения и планирования семьи наконец-то опубликовал экспериментальные правила организации системы жертвования и распределения органов, схожей с американской UNOS (см. врез). На всех уровнях административного деления страны правительство планирует создать организации, специализирующиеся на получении донорских органов (Organ Procurement Organizations). Помимо этого будет создана компьютерная система China Organ Transplant Response System, с помощью которой будут отслеживаться все манипуляции с пожертвованными органами. Их распределение будет происходить в соответствии с физическими показателями реципиента и донора. Новая система вступает в действие 1 сентября 2013 года, клиники, практикующие забор и трансплантацию органов вне ее рамок, ждет аннулирование лицензии на медицинскую деятельность. Помимо этого власти пообещали с ноября 2013 года отказаться от использования органов казненных заключенных.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Не коммерческие, но состоятельные

CША

Продажа органов в США запрещена, за нарушение этого закона полагается штраф до $50 тысяч или лишение свободы на срок до пяти лет. Национальной системой донорства органов и трансплантации (Organ Procurement and Transplantation Network – OPTN) по контракту с федеральным правительством управляет частная некоммерческая организация United Network for Organ Sharing (UNOS). Главная цель OPTN – «повышение эффективности использования органов умерших на основе равного и своевременного распределения». OPTN собирает, хранит, анализирует и публикует данные, относящиеся к листу ожидания, а также консультирует врачей, занимающихся трансплантацией, и организации.

UNOS разрабатывает национальный лист ожидания, подбирает доноров и реципиентов, ведет учет данных по всем трансплантациям в США, а также проводит образовательные программы, разъясняя важность донорства. Каждый полученный орган UNOS фиксирует в централизованной компьютерной сети Unet, которая связывает между собой организации, поставляющие органы, и трансплантационные центры.

12 августа 2013 года в национальном листе ожидания США стояли 119 128 человек, количество проведенных трансплантаций с января по май 2013 года составило 11 579, количество доноров за аналогичный период – 5690 человек. Для лучшей координации своей деятельности UNOS разделила штаты на 11 регионов.

В США 58 некоммерческих организаций по поставкам (или снабжению) органами (Organ procurement organization). Больница информирует о смерти пациента местную организацию, сотрудники которой договариваются с родственниками о получении органов, оценивают органы умершего, забирают их и направляют в систему. Члены UNOS разделены на пять групп. В институциональную группу входят региональные организации, занимающиеся поставками органов, клиники, осуществляющие трансплантации, и лаборатории по исследованию гистосовместимости. Во вторую группу – медицинские и научные организации, специализирующиеся на трансплантологии (например, American Society of Transplant Surgeons). В третью – общественные организации, которые оказывают поддержку реципиентам, донорам и их семьям (National Kidney Foundation, American Diabetes Association), и больницы, которые имеют отношение к донорам, но не делают трансплантации. Четвертую группу составляют бизнес-партнеры UNOS – компании, сотрудничающие с институциональными членами. Пятая группа объединяет индивидуальных партнеров – бывших и действующих членов совета директоров UNOS, членов семей доноров и др.

Активы UNOS за 2012 год оценивались в $42,8 млн, при этом операционный оборот организации составил $48,1 млн, из них $37,94 млн – от OPTN, $2,5 млн – контракты с государством, остальное – взносы (плата членов UNOS, гранты фондов и корпораций, благотворительные взносы).

Европа

The Eurotransplant International Foundation (Eurotransplant) – международная некоммерческая организация, которая занимается координацией и стимулированием пересадок органов в странах Европы. В организацию, основанную в 1967 году Джоном Ван Рудом, входят страны Бенилюкса, Германия, Австрия, Словения, Хорватия и Венгрия. Аналогичные организации созданы в Исландии, Норвегии, Финляндии, Дании и Швеции – Scandiatransplant, а также в Эстонии, Латвии и Литве – Balttransplant.

Управляют Eurotransplant на разных этапах совет директоров, правление, ассамблея, восемь консультативных комитетов и рабочая группа. Совет директоров несет ответственность за свои действия перед ассамблеей и правлением, исполняет рекомендации правления и следует политическому плану Eurotransplant. Директора также поддерживают внешние контакты c национальными органами и группами пользователей. Члены собирающегося два раза в год правления – представители национальных научных сообществ по трансплантологии. Ассамблея собирается раз в год, она представлена делегатами от трансплантационных центров. Основную же роль выполняют консультативные комитеты, куда входят представители национальных трансплантологических сообществ, и рабочая группа. Cфера их работы охватывает широкий спектр вопросов – от медицинской области до расчета годового бюджета Eurotransplant. С января до июля 2013 года через Eurotransplant было проведено 1147 трансплантаций от трупных доноров. 

донорство органов, транспланталогия, трансплантация, трансплантация почки, китай

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС