Глобальный рынок носимых гаджетов мониторинга здоровья, по самым пессимистичным прогнозам, скоро достигнет отметки в $20 млрд. Затормозить рост индустрии mobile health способны два часто связанных между собой обстоятельства – пассивность потребителей и незрелость сервисов обработки данных. Как правило, в первые шесть месяцев большинство пользователей сбрасывают фитнес-браслеты и другие трекеры – только потому, что не умеют распорядиться массивами информации о собственном здоровье. Инициаторы стартапа Welltory, как им кажется, нашли выход из патовой ситуации – они не создают гаджеты сами, зато предлагаю адептам mobile health расшифровку данных, собираемых различными носимыми устройствами. Основой проекта, в который разработчики уже вложили $140 тысяч и собираются привлечь еще $350–500 тысяч, служит кардиоинтервалография – разработанная в СССР в 60-е годы система контроля за функциональным состоянием космонавтов.
«На Западе очень популярны лайфкоучи – люди, которые прочитали весь lifehacker, провели над собой тысячу экспериментов, объездили весь мир, залезли на самую высокую гору, побывали в самых древних храмах и три месяца питались праной. Потом они пишут большую биографию и говорят, что могут научить вас быть счастливым и продуктивным. К ним набираются адепты, которые сидят в офисах и дальше бара по пятницам никуда не ходят. Нельзя сказать, что все лайфкоучи – шарлатаны, они эмоционально помогают людям, и это большой рынок. Мы делаем нечто подобное, но с той разницей, что используем доказательную базу, насыщенную цифрами и фактами, – настаивает один из основателей проекта Welltory Павел Правдин. – Не с мантрой «я чувствую левым мизинцем, как энергия перетекает изо лба», а с объективным свидетельством того, что испытывает ваш организм».Проанализировав состояние рынка wellness-услуг, стартаперы обнаружили нишу, а точнее пропасть на стыке информтехнологий и здорового образа жизни (ЗОЖ): девайсов – море, один мощнее и способнее другого, мода на них растет, а практическая польза остается на прежнем невнятном уровне. Тогда и родился сервис Welltory, который через мобильное приложение предоставляет пользователю того или иного гаджета резюме снимаемых устройством показателей и рекомендации, что нужно начать, а что – перестать делать, чтобы улучшить самочувствие и качество жизни.
КОСМОС КАК СОЧУВСТВИЕ
Базовым параметром мониторинга и анализа авторы проекта выбрали ритмы сердца. «В СССР в 60-х годах было сформировано особое научное направление – кардиоинтервалография, под развитие этой темы автор методики профессор Баевский получил целый НИИ, – рассказывает Павел Правдин. – Первыми ракетами, начиная с Гагарина, космонавты управляли самостоятельно, но человек, пусть и с многолетней подготовкой, из-за перегрузок мог просто «вырубиться». И нужно было понять, в какой момент забирать управление у космонавтов и включать автоматику. Кардиоинтервалография позволяет однозначно определить уровень физиологического и психологического стресса человека и запас жизненных сил». Вариабельность сердечного ритма, поясняет Правдин, – результат баланса симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы. Первая – своеобразная педаль газа для организма, испытываемые нами приливы сил – работа как раз симпатической системы. Парасимпатическая система, наоборот, включается, когда ресурсы человека израсходованы. Понимая, какая из систем преобладает, можно определить, насколько человек погружен в стресс.Уверовавшие в кардиоинтервалографию создатели Welltory слетали в Канаду, чтобы заручиться поддержкой автора научной методики Романа Баевского, который в свои 88 лет активно работает – увы, не на Роскосмос, а на NASA. Теперь ученый консультирует своих российских последователей дистанционно. К слову, метод Баевского на родине изобретения по-прежнему востребован, говорит Правдин: «Вся олимпийская сборная на этом анализе. Когда вы видите на беговой дорожке человека, облепленного датчиками, у него как раз снимают вариабельность сердечного ритма». Применить кардиоинтервалографию не к узкому кругу больших спортсменов и космонавтов, а в растущей аудитории поклонников ЗОЖ и взялся проект Welltory.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТЫ
Схема подключения к услуге незатейлива: пользователь регистрируется на сайте Welltory, заполняет анкету, покупает один из рекомендованных гаджетов, синхронизирует его с data-центром сервиса и вскоре начинает получать отчеты о состоянии здоровья и практические рекомендации. Периодически, правда, клиенту нужно выходить на связь с персональным аналитиком состояния его здоровья, отвечая в чате или веб-интерфейсе на короткие вопросы. Опция, говорит Правдин, специально придумана разработчиками проекта: «Персональный аналитик здоровья обучен коммуницировать с пользователем, помогать ему разобраться с датчиками и следить за снимаемыми параметрами. Когда искусственный интеллект сигнализирует, что у пользователя что-то не так, аналитик смотрит своими глазами». Он же составляет «выжимку» самых важных фактов, излагает их понятным языком и отправляет пользователю. Сейчас в штате компании семь аналитиков здоровья, предусмотренная максимальная нагрузка на каждого куратора – 50 клиентов.Полнота и регулярность отчетов зависят от количества параметров, которые способен мониторировать выбранный пользователем гаджет, и мотивированности клиента на добросовестные измерения. «Клипса заставляет снимать показатели по напоминанию – это дисциплинирующее действие, браслет сам снимает параметры – во сне, в душе и так далее, – объясняет Правдин. – Браслет чуть дороже, зато не требует отдельного вниманя». Стоимость рекомендуемых компанией девайсов варьируется от 3 тысяч до 30 тысяч рублей, соответственно разнится и набор снимаемых параметров, максимальная планка – 75 показателей, которые совокупно дают 300 вариантов трактовки. Если аналитик встречается с нештатной ситуацией – обнаруживает, что с пользователем что-то не так, он передает данные экспертам – врачам 15 специализаций, с которыми сервис договорился о сотрудничестве. Врач разбирает кейс и в течение одного-двух дней предлагает рекомендации. Медицинскую лицензию компания не получала, поскольку акцентированно специализируется не на медпомощи, а на поддержании ЗОЖ. Тут Welltory занимает типичную для операторов digital health небезупречную идеологическую позицию. «У нас нет прямой коммуникации пользователя с врачом, мы не оказываем медицинскую помощь и не назначаем лечение, – настаивает Правдин. – Мы даем рекомендации по образу жизни: врач может скорректировать питание, посоветовать диету, физические нагрузки или другой вид тренировок, порекомендовать определенную группу витаминов, но не назначать таблетки». Стоимость подписки на свои немедицинские услуги Welltory сейчас устанавливает: меньше 2 тысяч рублей в месяц, говорят организаторы проекта, не получится.
ЖИВУЩИЕ В СЕТИ
Пока сервис действует в тестовом режиме, его создатели копят характерную статистику. «Пользователь может забывать отслеживать параметры, но когда ему плохо – заболел, не спал, выпил лишнего – обязательно замеряется, – рассказывает Правдин. – Каждому интересно: «Эта штуковина поймет, что мне сейчас плохо?» Поймет, конечно, «штуковина» всегда все понимает. Зато у людей остаются яркие впечатления. Мы получаем кучу откликов примерно такого содержания: «Ох, ни хрена ж себе! Она работает!»Бороться с вредными привычками, по словам операторов Welltory, выходит эффективнее, чем внедрять полезные. Получающие цифровое свидетельство о том, что организму нехорошо прямо сейчас, и вынужденные отчитываться перед аналитиками за пропущенные тренировки, бесполезно потраченное время и другие нарушения протокола пользователи в итоге корректируют образ жизни. «Мы замечаем, что после 12 ночи люди, лишающие себя сна, ничего полезного вообще не делают, а вставать-то в 8 утра, – делится типичными примерами Правдин. – Мы видим, что с 12 до 3 ночи ты смотрел фильмы, – мы не знаем, какие фильмы ты смотрел, но можем отследить, когда время за компьютером проводилось продуктивно, когда – нейтрально или очень деструктивно. И тогда аналитик начинает тебя «подпинывать», ему деньги за это платят». По снимаемым параметрам Welltory может рекомендовать пользователю сменить не только образ жизни, но и вид спорта – для кого-то плавание, например, оказывалось полезнее изначально выбранного бега.
У проекта, стартовавшего в ноябре 2015 года, трое совладельцев: основатель разработчика и дистрибьютора видеоигр Alawar Entertainment Александр Лысковский и партнеры компании CoffeeLab, запускающей стартапы с IT-составляющей, – Павел Правдин и Евгения Смородникова. Все они – фанаты ЗОЖ и спорта. На разработку сервиса ушло около пяти месяцев и $80 тысяч собственных средств соучредителей, еще $60 тысяч добавили бизнес-ангелы. Сейчас Welltory готовится к сделке на $350–500 тысяч, но потенциальных инвесторов до заключения контракта стартаперы не называют. Свою целевую аудиторию создатели сервиса условно делят на несколько групп. Первая – клиенты, в какой-либо степени знакомые с wellness и лайфкоучингом. Вторая – люди, фиксирующие сбой в результате нездорового образа жизни, но не знающие, как справиться с этой ситуацией.
Наиболее же значительная часть будущих клиентов – ленивые поклонники ЗОЖ, постоянно обещающие себе «начать с понедельника», либо люди, уже приобщившиеся к wellness, но испытывающие проблемы с превращением мотивации в привычку.
У проекта есть партнерские каналы продвижения сервиса – фитнес-центры и магазины гаджетов, кроме этого, Welltory создает интернет-контент для поклонников wellness, покупает трафик у Facebook и контекстную рекламу. Собственные девайсы Welltory, как уже было сказано, выпускать не намерена. «Производители гаджетов сталкиваются со сложностями при зарабатывании денег. У любого нового устройства вылезают «косяки», необходимо обслуживать кучу гарантийных случаев. Плюс большинство производителей делает сомнительный софт, конечная польза есть только у нескольких из них, – поясняет Павел Правдин. – У нас бизнес про другое. Мы партнеримся с производителями, генерируем покупателей, получаем вознаграждение – и все довольны».
Россию создатели Welltory рассматривают скорее как стартовую и тестовую площадку проекта и уже в ближайшее время планируют экспансию за пределы страны. «Чтобы компания была большой и дорогой, она должна быть глобальной. В России нашей целевой аудитории 3–5% населения максимум, – замечает Правдин. – На понятную капитализацию стартап выходит за три – пять лет, когда ясно, что компания достойно стоит. Во всем мире для этого есть эмпирическая цифра – $100 млн». Сколько в этом заявлении промозадора, а сколько – расчета, может оценить только инвестор, доверивший Welltory свои деньги.
ЦИРКОНИЕВЫЕ, ДА И ТОЛЬКО
Опрошенные Vademecum отраслевые эксперты, с рядом оговорок, относятся к проекту тепло, называя стартап одним из немногих потенциально успешных в сфере m-health. «Выдающийся советский хирург Сергей Юдин говорил, что каждая технология в медицине проходит три стадии: отрицания, панацеи и, наконец, признания, когда четко определяются показания и противопоказания к применению и метод прочно занимает свою нишу. Многочисленные m-health-начинания «зависли» где-то между первой и второй стадиями», – говорит аналитик IT-проектов в здравоохранении, замгендиректора компании «Медстрах» Антон Владзимирский. – При ежегодно появляющихся сотнях стартапов – приборов, приложений, сервисов – в сегменте фактически отсутствует реальный бизнес. Точнее, бизнесом является получение финансирования для разработки очередного гаджета, а реальная монетизация его последующего использования отсутствует. И только поэтому Welltory заслуживает положительной оценки – авторы предлагают собственную бизнес-модель, ими сформулирована оригинальная идея, определена целевая аудитория, во главу угла поставлен сервис, а не создание очередного прибора».Медицинский директор профильной ID4MD Наталия Мельникова тоже хвалит коллег, замечая, что у проекта есть горизонты и помимо фитнес-аудитории: «По сути, это вариант медицинского ассистанс-сервиса при адаптации к условиям обычной жизни после, к примеру, перенесенного заболевания, операции или выписки из стационара». При удачной реализации, считает Мельникова, Welltory может стать оптимальным решением не только для приверженцев healthy lifestyle, но и для пациентов на этапах реабилитации. Однако монетизация проекта в России, добавляет эксперт, может быть успешной только при плотном подключении врачей и организации продаж представителями соответствующих медицинских специальностей.
Не менее комплиментарные отзывы Welltory получает от продавцов тематических гаджетов. «Они мне явно нравятся – не распыляются, сосредоточены на бизнес-идее, – говорит владелец и гендиректор компании – производителя фитнес-браслетов Onetrack Михаил Препелицкий. – Но у них та же аудитория, что и у нас, и проблемы будут те же – наши люди пока не понимают, что гораздо дешевле поддерживать здоровый образ жизни, чем биться с болезнями. И к мониторингу здоровья относятся так же – не понимают, не знают, не разбираются. У меня был эфир на радио, меня спрашивали, почему фитнес-браслет нужно заряжать, спустя какое время после начала ношения браслета начнется похудение и чем он отличается от циркониевого». По оценкам Onetrack, в США рынок носимых устройств покрывает 7–15% населения, в то время как в России всего лишь 1,5–2%. При таком раскладе выход на западный рынок действительно кажется логичным. Вопрос, смогут ли российские операторы работать за рубежом. «В США им наверняка понадобятся правильные, грамотные партнеры, понимающие специфику взаимодействия с FDA, – говорит Препелицкий. – В тех же iWatch должно было быть больше функций, но за месяц до старта продаж часть из них была выключена – исключительно из-за запрета FDA».