27 Июля 2024 Суббота

Как отставка Махсона обнажила суть госпитальных закупок во всей Москве
Анна Родионова Фарминдустрия
24 января 2017, 12:18
Фото: infogorlo.ru
20548

Анатолий Махсон, 27 лет возглавлявший Московскую городскую онкологическую больницу №62, 30 декабря 2016 года направил в Красногорский городской суд исковое заявление о восстановлении на работе – приказом Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) он был снят с должности 2 декабря. Отраслевое сообщество с подачи Vademecum пристально следит за длящимся уже два месяца противостоянием. Причина интереса не только в том, что отставку получил уважаемый врач и руководитель, превративший МГОБ №62 в одно из лучших медучреждений страны. А в том, что спор Махсона с ДЗМ вскрыл глубинные проблемы лекарственного обеспечения, которые давно беспокоили всех, но прежде обсуждались кулуарно. Пожалуй, впервые аргументы сторон стали так подробны и публичны.

Старт этой истории был дан 1 декабря, когда ДЗМ выпустил приказ №963, изменивший статус городской онкобольницы №62 с автономного на бюджетный. Сделано это было по ходатайству вице-мэра по социальным вопросам Леонида Печатникова, обосновывающего изменения необходимостью «совершенствования и оптимизации деятельности» больницы. Анатолий Махсон этому решению категорически воспротивился, хотя, казалось бы, какая разница? Больница в форме автономного учреждения (ГАУЗ) или бюджетного (ГБУЗ) все равно принадлежит государству и подчиняется ДЗМ. Видимо, отчаявшись добиться отмены переформатирования чисто аппаратным путем, Махсон при помощи известного блогера Сталика Ханкишиева через СМИ и социальные сети обратился к широкой общественности.

В беседе с Vademecum на следующий день после получения приказа Махсон объяснил суть проблемы – ГАУЗ имеет больше свободы маневра при госзакупках лекарственных препаратов, тогда как ГБУЗ довольствуется тем, что на централизованных торгах приобретает ДЗМ. В качестве автономного учреждения больница за счет бюджетных и заработанных средств довольно успешно обеспечивала себя всеми необходимыми лекарствами по приемлемым ценам. ДЗМ закупает те же лекарства, как правило, дороже – а значит, их будет не хватать, что приведет к ухудшению качества лечения, утверждает Махсон. Чтобы не быть голословным, он привел несколько наглядных примеров: «Осенью 2014 года департамент купил 7 500 флаконов препарата Иринотекан 100 мг на 3,8 млн рублей, то есть по 518 рублей за флакон. А осенью 2015 года 4 765 флаконов были закуплены за 27,8 млн рублей, то есть по цене 5 844 рубля за флакон. Нам не хватило этого препарата по централизованным закупкам, и в 2016 году мы самостоятельно приобрели 2 900 флаконов на 3,5 млн рублей, то есть по цене 1 213 рублей за флакон. Еще пример: в 2016 году департамент закупил 13 564 упаковки золедроновой кислоты на 103,8 млн рублей, разброс цен за упаковку был от 4 135 рублей до 17 125 рублей. Мы в этом же году сами купили 1 490 упаковок по 1 019 рублей».

больница.jpg

Фото: Страница МГОБ №62 в Facebook 

Департамент здравоохранения не стал давать официальный ответ на обвинения, однако в распоряжении Vademecum оказалась запись выступления Леонида Печатникова на городской клинико-анатомической конференции, состоявшейся 7 декабря в правительстве Москвы. Заочно полемизируя с Махсоном, вице-мэр объяснил разницу в ценах: «У автономного учреждения была возможность закупать препараты по закону ФЗ №223, а не по ФЗ №44, то есть, по сути, у единственного поставщика. Он [Махсон. – Vademecum] убедил меня, что сможет договориться с поставщиками, чтобы ему на одну больницу по этому ФЗ №223 отпускали препараты подешевле. Почему ему могли отпускать препараты подешевле? Он этого никогда, кстати, не скрывал, и мне это тоже показалось очень разумным: потому что он брал у них препараты с истекающим сроком годности… То, на что ни департамент, ни никто из вас, находящихся в бюджете, права не имеете – вы работаете в рамках ФЗ №44, по нему вы должны ставить условие не менее 80% остаточного срока годности». Махсон парировал, приведя в пример закупку Новотакса 80 мг: срок годности в обоих случаях был до декабря 2018 года, но стоимость упаковки в закупке больницы составила 7 500 рублей, в то время как у департамента – 25 355 рублей за упаковку.

Конфликт тем временем развивался и по административной линии – по указанию Печатникова служба финансового контроля ДЗМ 14 декабря начала в онкобольнице №62 масштабную проверку. Комиссию возглавил замруководителя департамента Андрей Старшинин, сопредседателями были два других заместителя главы департамента – Юлия Антипова и Елена Хавкина. В числе проверяющих были еще 13 человек – пять руководителей различных управлений департамента, четыре главных специалиста Москвы и руководители подведомственных департаменту учреждений. Анатолий Махсон, несмотря на протесты сотрудников больницы, был смещен с должности главного врача – на его место 26 декабря назначили заведующего хирургическим отделением той же больницы Дмитрия Каннера.

палата.jpg

Фото: Страница МГОБ №62 в Facebook

Кроме этого, департамент решил обозначить свою позицию в СМИ – в официальном издании мэрии «Московские торги» замруководителя Департамента здравоохранения Юлия Антипова опубликовала заметку, доказывающую эффективность централизованных закупок. Для сравнения неслучайно была выбрана МГОБ №62: закупочная цена ДЗМ на препарат трастузумаб 400 мг №1 в 2016 году составила 34 712,80 рубля за упаковку, а у МГОБ №62–49 740 рублей, написала Антипова. Эти данные Анатолий Махсон назвал «дезинформацией» и продолжил анализировать аукционы столичного Департамента здравоохранения, делая выводы, разумеется, в пользу МГОБ №62. В поисках объективной истины Аналитический центр Vademecum решил самостоятельно подсчитать, кому из участников конфликта действительно удалось потратить меньше средств на онкопрепараты в 2016 году. Составив ТОП25 онкопрепаратов по сумме госконтрактов по всей стране, мы отобрали 10, закупавшихся и департаментом здравоохранения, и больницей №62. В выборку попали только те закупки, где совпадала не только дозировка, но и (по возможности) торговое наименование. Всего было проанализировано 13 позиций. Оказалось, что онкобольница смогла добиться более низкой закупочной цены по 10 из них – в среднем МГОБ №62 покупала препараты на 13–79% дешевле.

Впрочем, разбираться в деталях этой истории, будут, возможно, уже правоохранительные органы. Анатолий Махсон 26 декабря направил запрос в ФСБ и Следственный комитет, фактически обвинив чиновников ДЗМ в преднамеренном завышении цен на онкопрепараты и медицинское оборудование на общую сумму 217,9 млн рублей. «Практика закупок лекарственных препаратов и медицинского оборудования по заранее многократно завышенным ценам сложилась в Департаменте здравоохранения Москвы в течение последних лет и связана непосредственно с действиями ответственных должностных лиц... Завышение закупочных цен на единицу товара привело к дефициту противоопухолевых препаратов… и, как следствие, приведет к увеличению смертности от онкологических заболеваний… Действительной целью указанного распоряжения правительства Москвы, подготовленного Печатниковым, является исключение возможности проведения больницей самостоятельных закупок, имеющих целью максимально рациональное использование ограниченных финансовых ресурсов», – говорится в заявлении отставленного главврача. Анатолий Махсон в соответствии со статьями 144, 145 УПК РФ просит ФСБ провести проверку приведенных им фактов и при наличии оснований привлечь виновных чиновников Департамента здравоохранения к уголовной ответственности. Кроме запросов в силовые ведомства он 30 декабря направил исковое заявление в Красногорский суд, требуя отменить приказ о расторжении с ним трудового контракта. «Уведомление о прекращении трудового договора мне до настоящего момента не вручено. <…> Об увольнении мне стало известно только 30 декабря. В связи с тем, что работодатель не уведомил меня о прекращении срочного трудового договора, трудовой договор от 3 декабря 2015 года считается заключенным на неопределенный срок», – написал в своем заявлении Махсон.

Уже в новом году лавинообразно разраставшийся скандал докатился до Минздрава. Министр Вероника Скворцова 13 января подтвердила, что знает о сложившейся ситуации. Правда, она предпочла не давать оценку схемам закупок лекарственных препаратов, сосредоточившись на менее взрывоопасных кадровых вопросах. «У меня была встреча в начале января по этому поводу с Леонидом Михайловичем Печатниковым. Ясно, что мнение федерального Минздрава я до него довела: сам факт, что возникают подобные разборки в регионе, является негативным фактом, даже если две очень сильные личности становятся в углах этого конфликта. Тем более надо найти общий язык и как-то пристойно эту ситуацию разрешить. По сути, сейчас эту ситуацию должны решить два человека, которые участвуют в этом диалоге. Если окажется, что они не могут найти общий язык, тогда они встретятся у меня в кабинете», – процитировало министра РИА «Новости».

анатолий махсон, махсон, дзм, ск, фсб, минздрав, скворцова, закупки, лекарственные средства, онкопрепараты, печатников, департамент здравоохранения москвы
Источник: Vademecum №01, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении