15 Октября 2024 Вторник

Первые и единственные: «АЗТ Фарма К.Б.» – субъект национальной лекарственной безопасности
Партнерский материал АЗТ Фарма К.Б.
8 октября 2018, 0:01
Фото: АЗТ Фарма
36124

Главный виновник СПИДа – вирус иммунодефицита человека – по сравнению с другими возбудителями смертельно опасных болезней был открыт относительно недавно, в 1983 году. За прошедшие с тех пор 35 лет радикального средства против СПИДа найти так и не удалось, да и препаратов, способных сдерживать размножение ВИЧ, человечество сумело изобрести не много – всего около трех десятков. Единственный из них, полностью «от молекулы» разработанный в России, производит московская компания «АЗТ Фарма К.Б.».

В 80-е годы прошлого века поиском лекарства от ВИЧ озаботились лучшие химико-биологические лаборатории мира. В 1985 году группа американских ученых обнаружила, что препарат зидовудин, созданный изначально как противоопухолевое средство, способен подавлять размножение ВИЧ. Год спустя этот первый в мире препарат от ВИЧ, несмотря на тяжелые побочные эффекты, был одобрен для применения в США.

В СССР в то время еще действовала мощная школа молекулярной биологии, и советские ученые, конечно, не могли остаться в стороне от глобального вызова. В конце 80-х годов под руководством члена-корреспондента АН СССР, а впоследствии академика РАМН, Александра Краевского в лаборатории химического и биологического анализа биополимеров Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта (ИМБ) в процессе разработки способов синтеза модифицированных природных нуклеозидов был получен ряд перспективных соединений. Среди них по совокупности свойств выделялся фосфазид, оказавшийся наиболее эффективным и низкотоксичным.

Размножение ВИЧ в пораженной клетке начинается с того, что специальный фермент, обратная транскриптаза, на основе вирусной РНК синтезирует молекулу ДНК, которая затем встраивается в геном клетки и начинает продуцировать новые вирусные частицы. Для создания этой «паразитической» ДНК фермент использует «кирпичики» – нуклеотиды, которые возникают из предшественников-нуклеозидов. Основная идея борьбы с размножением ВИЧ состояла в том, чтобы ввести в организм специальным образом видоизмененные «бракованные» нуклеозиды. Из них в организме продуцируются измененные нуклеотиды, которые, будучи встроенными в паразитическую ДНК, в силу своего химического строения прерывают процесс ее синтеза.

И если зидовудин относится к классу нуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы (НИОТ), то фосфазид был синтезирован иначе – на основе нуклеотида (нуклеозид с дополнительной фосфорной группой), и, по сути, представляет собой новый подкласс анти-ВИЧ препаратов.

ОБНОВЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Во всех отношениях перспективная разработка рисковала сгинуть на сломе эпох – за Перестройкой последовал распад СССР, мучительный переход экономики с социалистических на капиталистические рельсы с губительными последствиями для отечественной науки. «В 90-е годы все уже рухнуло, мы остались вообще без денег. Был вариант уехать на Запад, и большая часть народа так и поступила, либо пытаться продолжать работу, небольшие крохи лаборатории остались тут», – вспоминает работавший в то время в ИМБ над препаратом от ВИЧ ученый, а теперь еще и предприниматель Роберт Бибилашвили.

Часть коллектива разработчиков из ИМБ перебралась в Чазовский кардиоцентр (РКНПК, сейчас – «НМИЦ кардиологии» Минздрава РФ). В хозяйстве академика Чазова действовало экспериментальное производство медико-биологических препаратов, и, как говорили в то время, водились кое-какие «хозрасчетные деньги».

Выходцы из ИМБ, работая по заказу кардиоцентра, параллельно продолжили эксперименты с фосфазидом – было совершенно ясно, что проблему ВИЧ в стране так или иначе придется решать.

В 1995–1999 годах под руководством знаменитого эпидемиолога, президента Академии медицинских наук СССР (впоследствии РАМН) академика Валентина Покровского были проведены клинические испытания фосфазида, и наконец препарат Никавир был разрешен Минздравом к применению. В 2000 году коллектив создателей фосфазида получил Государственную премию РФ.

Основное отличие Никавира от его предшественника, зидовудина, – значительно меньшая токсичность. В сравнении же с другими препаратами группы НИОТ, разработанными в мире в 1986–2003 годах, фосфазид показывает сопоставимую эффективность и безопасность, а для отдельных категорий пациентов может быть и приоритетным. «Это буквально препарат последней надежды. Его назначают и детям, и беременным, а также людям, которым другие лекарства противопоказаны. Кроме того, его можно применять как средство профилактики от заражения ВИЧ, многие врачи, которым приходится иметь дело с ВИЧ-инфицированными, именно с этой целью его и приобретают», – объясняет Роберт Бибилашвили.

Никавир стал новым продуктом в портфеле «Ассоциации АЗТ», которая была создана в 1992 году для коммерциализации лекарств от ВИЧ и с 1997 года уже производила первый отечественный дженерик зидовудина: препарат Тимазид.

Изготавливать субстанцию для первых партий Никавира пришлось на чужих мощностях – производственные помещения для этих целей арендовали в РОНЦ (ныне НМИЦ онкологии) на Каширском шоссе. «Ассоциация создавалась с глобальной целью – разработка и продвижение линейки препаратов против ВИЧ по всему миру. Тогда, в 90-е годы, время было такое, все происходило очень быстро», – вспоминает гендиректор «Ассоциации АЗТ» Александр Кононов.

Постепенно «Ассоциация АЗТ» отошла от коммерческой деятельности, на сегодняшний день исследовательские и производственные функции в полном объеме сосредоточены в компании «АЗТ Фарма К.Б.».

«Я положил три года жизни на то, чтобы зарегистрировать фосфазид в США и Канаде, но оставшийся срок патентной защиты препарата оказался недостаточным для его окупаемости на Северо-Американском континенте», – вспоминает совладелец и гендиректор «АЗТ Фарма К.Б.» Александр Хохлов.


УНИКАЛЬНАЯ ФОРМУЛА

Все поначалу было непросто, ощущалась острая нехватка средств: специфический для тех времен препарат реализовывался в основном через госзакупки, а государство рассчитывалось с поставщиками только в конце года.

Первый и единственный на тот момент в России производитель оригинального АРВ-препарата развивался исключительно на собственные средства, и серьезных, сопоставимых с бюджетами мировых фармгигантов, денег на продвижение своего продукта у небольшой московской компании, конечно же, не было.

«Нас спасло то, что у нас был свой оригинальный препарат, и препарат действительно замечательный. Накопленный с 1999 года опыт его применения показывает, что он действительно менее токсичен, чем зидовудин, и не менее эффективен и безопасен, чем препараты конкурентов», – уверен Александр Хохлов.

Продажи тем не менее неуклонно росли и к 2010-му вышли на стабильный уровень – около 400 млн рублей в год. Оборот позволил компании инвестировать в развитие, и в 2016 году в технопарке «Строгино» была запущена еще одна (помимо НМИЦ кардиологии) собственная производственная площадка, сертифицированная в соответствии со стандартами GMP для производства твердых лекарственных форм и фармсубстанций.


К 2017 году «АЗТ Фарма К.Б.» вышла на объем продаж около 600 млн рублей – это почти 3% отечественного рынка АРВ-препаратов и примерно 15% сегмента лекарств типа НИОТ. «Год от года выручка меняется, но в среднем нам хватает средств на развитие и разработку новых препаратов», – поясняет Александр Хохлов.


На остроконкурентном фармрынке, который все больше заполняется дешевыми дженериками из Индии и Китая, компанию «АЗТ Фарма К.Б.» по-прежнему выручает ставка на собственные оригинальные разработки.

В феврале 2018 года получил регистрационное удостоверение еще один оригинальный продукт компании – Фосфаладин®, комбинация фосфазида и ламивудина. Выпуск комбинированных лекарств – сейчас основной тренд в сфере лечения ВИЧ, сокращение количества принимаемых таблеток повышает приверженность пациентов к терапии.

Наиболее перспективная из имеющихся разработок «АЗТ Фарма К.Б.» – новый АРВ-препарат пролонгированного действия, имеющий профиль безопасности даже лучше, чем у фосфазида. Необходимые патенты уже получены, клинические исследования находятся на завершающем этапе перед регистрацией. Появление новинки на рынке ожидается в 2022 году.

«6НР, наша разработка, – нуклеотидный ингибитор транскриптазы однократного суточного приема. Все результаты проведенных исследований показывают, что мы получим очень хорошо переносимый препарат, возможно лучший в своем классе. По сути, мы идем в ногу с мировыми трендами. Несмотря на все сложности, мы понимаем, что движемся в верном направлении, и счастливы, что в России скоро появится еще один оригинальный препарат от ВИЧ», – говорит Александр Кононов.

О том, как создавался Никавир и как препарат воспринимают пациенты и врачебное сообщество, читайте в следующих материалах партнерского проекта Vademecum и «АЗТ Фарма К.Б.».



Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare