Как сообщили Vademecum сразу несколько источников, «Яндекс» последние несколько месяцев ищет среди участников рынка медуслуг партнеров для организации собственного телемедицинского проекта. Через сервис «Яндекс.Здоровье» можно будет записаться к врачу, получить онлайн-консультацию, найти нужную услугу по базе клиник или необходимый лекарственный препарат.
Переговоры «Яндекс» ведет со всеми заметными участниками отрасли. Четкой договоренности поисковику удалось достичь с сетью клиник «Семейная», что Vademecum подтвердил исполнительный директор многопрофильной медицинской компании Сергей Алдашенко: «Условия нас устраивают. В настоящее время проводим интеграцию сервиса онлайн-записи к врачу, в перспективе планируем заняться и телемедициной. За последние годы мы выстроили хорошие отношения со всеми крупными агрегаторами. Работают они все по единой схеме – берут плату с клиники за каждую запись через колл-центр. Платформа «Яндекса» в этом смысле вряд ли станет исключением, но нацелена стать на этом рынке агрегатором номер один».
Еще одним партнером проекта «Яндекс.Здоровье» вскоре может стать сеть клиник «Медси», сообщил близкий к переговорам компаний источник. В «Медси» отказались от комментариев по этому поводу, в «Яндексе» на момент подготовки материала не смогли ответить на запрос Vademecum.
Нейтрально к запуску платформы отнесся генеральный директор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук. «С технической точки зрения дополнительная платформа для онлайн-записи на прием и телемедицинских консультаций клинике не нужна. Сделать этот сервис самостоятельно на своем сайте нетрудно. Но такая платформа может стать дополнительным каналом продвижения клиники с целью привлечения пациентов. Частично этот принцип уже реализован на нескольких площадках онлайн-записи к врачу», – пояснил он.
В настоящее время на рынке агрегаторов существуют несколько наиболее активных игроков, которые сотрудничают с клиниками разного калибра.
Владелец сервиса MedAboutMe Борис Пастухов о скором появлении конкурента наверняка не знает, но догадывается: «Напрямую я о таком сервисе не слышал. Но «Яндекс» заинтересовался этой темой еще в прошлом году, тогда проводилась большая конференция «Интернет+» и направление, связанное с «интернет+медицина», курировал Аркадий Юрьевич Волож [сооснователь «Яндекса». – Vademecum]. Кроме этого, они активно проводят различного рода встречи с медицинскими и интернет-компаниями. Думаю, что результатом всего этого и будет сервис «Яндекс.Здоровье». Объем инвестиций в подобный сервис, считает он, зависит от схемы взаимодействия с клиниками. «Собрать базу клиник, наверное, не очень дорого. Чтобы выстроить сервис записи пациентов к врачу, нужен колл-центр. Это, наверное, самая дорогая составляющая. Если «Яндекс» не пойдет по этому пути – наладит прямые контакты с каждой клиникой и автоматизирует все, то это обойдется намного дешевле», – рассуждает Пастухов, прикидывая, что на разработку сервиса «Яндексу» потребуется около трех-четырех месяцев. «Потенциально «Яндекс.Здоровье» может вытеснить с рынка остальные компании, работающие в этой нише, и стать монополистом», – считает основатель MedAboutMe.
Еще одним конкурентом сервиса «Яндекс.Здоровье» станет DocDoc.ru. Его основатель и владелец Дмитрий Петрухин заявил корреспонденту Vademecum: «Яндекс» пока не чувствует рынок, он походил по клиникам и предложил им какое-то решение. Клиники понимают, что «Яндекс» пока не разбирается в этой теме так, как нужно. На основании чего они могут сделать какую-то монополию, непонятно. «Яндекс» каждый год теряет свою аудиторию, которая уходит в мобайл, где «Яндекса» вообще нет. Тогда как у нас из мобайла приходит более 50% пациентов, которые записываются на прием к врачу».
Сейчас сервис «Онлайн-консультации», на которые «Яндекс.Здоровье» только настраивается, у DocDoc уже в стадии запуска, говорит Петрухин: «В настоящий момент семь самых передовых клиник в России с нами делают пилот по онлайн-консультациям врачей. Пока мы с клиниками смотрим, как на это реагирует рынок. Если вы спросите, есть ли у нас четкие условия, которые прописаны с клиниками, то они с каждой прописаны индивидуально и на определенный период: сколько людей придут на первый онлайн-прием, сколько придут на второй прием, как за это брать деньги, врачи каких специальностей более популярны».
Самый значительный возможный конкурент «Яндекс.Здоровья», предоставляющий тот же набор услуг, – Здоровье@Mail.ru – на запрос Vademecum отвечать отказался.