26 Ноября 2022 Суббота

Ваше третейшество
Екатерина Макарова Пластическая хирургия Мединдустрия
22 июня 2016, 18:06
Фото: www.eventsy.com
4885

Vademecum спросил экспертов о состоятельности третейской модели решения споров между пластическими хирургами и их пациентами.

В Российском обществе пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ) обсуждают идею создания третейского суда, который стал бы разбирать участившиеся в последнее время конфликты между клиниками пластической хирургии и недовольными результатом вмешательств пациентами. 

Ситуация с третейским судопроизводством по медицинским делам достаточно скользкая, поскольку в этом случае решение выносит третье лицо (и это, безусловно, медик). У человека, имеющего претензии к врачам, учитывая бытующее в обществе представление о медицинской внутрикорпоративной солидарности, уровень доверия к этому лицу будет низким. Пластическая хирургия – специфическая сфера, где чаще всего причиной неудовлетворенности пациента выступают его неоправданные ожидания. Если вдруг у него возникают претензии, не связанные с очевидными дефектами оказания медпомощи, то, как правило, они обусловлены субъективным восприятием собственного «я»: несоответствием того, что пациент хотел получить при обращении в клинику и что получил на выходе. Если на рассмотрение третейского суда попадет подобный вопрос, тогда надежды пациента рискуют оказаться неоправданными. Поможет здесь процедура медиации, в рамках которой врач и пациент в присутствии независимого лица – медиатора, не предлагающего и не выносящего решения по спору, смогут построить диалог и найти взаимоприемлемое решение.

островский мгппу.рф.jpg

Антон Островский, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт медиации»

По моей практике, конфликты, о которых идет речь, спровоцированы нежеланием и неумением медперсонала клиник пластической хирургии общаться со своими клиентами. У администраторов клиник часто нет понимания, какую именно информацию они должны предоставлять клиенту при заключении договора, в том числе о рисках «ненаступления» того эстетического результата, ради которого пациент готов расстаться со своими деньгами. Вписывать в договор условия о том, что в случае конфликта стороны должны прибегнуть к услугам третейского суда, не позволит Роспотребнадзор, поскольку это противоречит действующему законодательству. А если граждане все-таки согласятся на третейский суд, то судьи кто? Прежде всего, это будут эксперты из медицинского сообщества, и надо понимать, что на объективность здесь рассчитывать достаточно трудно: врачебная среда корпоративна. Поэтому лучше решать конфликты вне рамок правовых процедур, а это может сделать только грамотный руководитель медорганизации, который умеет не только общаться с пациентом, но и документально фиксировать потребительские свойства и возможные риски. Иногда бывает проще отдать часть денег в виде компенсации пациенту сразу, даже если он не прав, чем потратить нервы на судебные разбирательства и запятнать свой бренд. 

панов sakhalife.ru.jpg

Алексей Панов, управляющий ООО «Центр медицинского права»

Безусловно, для решения спорных вопросов, возникающих между пациентами и врачами клиник пластической хирургии, должна быть создана специальная экспертная комиссия. Только это не должно называться третейским судом, потому что суд – слишком глобальное понятие, и я не думаю, что кто-то из нас сегодня был бы готов стать судьей. В составе РОПРЭХ уже многие годы работает этический комитет, где рассматривают жалобы пациентов. В нашей клинике, например, недавно была ситуация: пациентка стала жаловаться на то, что ей пришлось мучиться некоторое время после операции, хотя результат был потрясающий - она стала выглядеть на 20 лет моложе! При этом ей никто не говорил, что операция – это прогулка. Наоборот, ее предупреждали, что процесс реабилитации может занять длительное время. И, несмотря на то, что по факту нет никаких оснований для претензий, женщина все равно не успокаивается – пишет на моего врача жалобы в администрацию больницы и Росздравнадзор. Вот для таких случаев и необходима экспертная группа, которая сможет защитить врача или при других обстоятельствах – пациента.

алиев www.plastic-club.ru.jpg

Таир Алиев, член этического комитета РОПРЭХ

пластическая хирургия, ропрэх, третейский суд
Источник: Vademecum №11, 2016

«Для всех проблема перенасыщения станет наглядна месяца через три-четыре». Руководитель «Биннофарм Групп» – о назревающем кризисе коммерческого фармрынка

Дмитрий Фомин: «Наш план – вырастить компанию с капитализацией в $1 млрд»

Это нам не по зумаб: почему регионы не могут или не хотят тратить свои деньги на химиотерапию

«Переоснащение – постоянная форма существования лаборатории». Главный специалист Минздрава – о задачах национальной лабораторной службы

Анатомия про тесты: как и почему меняется ландшафт лабораторной отрасли

«Наш кейс про то, как все может быть нелинейно». Стратегия завоевания отечественного рынка вакцин