Разработчик систем мультимодальной биометрии – Центр речевых технологий (ЦРТ) – предложил свои услуги по организации системы биометрической верификации врачей и пациентов для телемедицинских сервисов. Предложение ЦРТ уже включено в стратегию Национальной технологической инициативы, подразумевающую в том числе развитие квантовых вычислений, разработку нейроинтерфейса и даже телепортацию.
Мы все время бежим впереди паровоза и рассуждаем о том, чего в принципе пока нет. Сегодня мы дискутируем не о законе о телемедицине, а о поправках в закон о здравоохранении, касающихся телемедицины, и там вообще ничего нет про аутентификацию. Вот когда Минздрав выберет схему оказания ТМ-услуг – тогда возникнет вопрос о том, как будет проходить аутентификация. Пока же говорить о затратах и о том, где это будет применимо, бесконечно рано, потому что не решен самый важный вопрос: как такие услуги вообще могут быть оказаны в юридическом смысле. Инициативу ЦРТ нельзя рассматривать в частном порядке, поскольку сама по себе медицина шире, чем абстрактная телемедицина, и у каждого врача свой запрос к технологиям. Хирургу, например, который будет резать на столе человека, вряд ли нужны какие-либо авторизационные истории. А вот психотерапевт может иногда и первичный прием провести. Регламенты оказания ТМ-услуг, а также необходимость внедрения систем биометрической верификации Минздрав должен утвердить для каждого направления отдельно.
Биометрическая аутентификация для телемедицины принципиально ничем не отличается от аутентификации в других отраслях, например, при дистанционном банковском обслуживании. Продукты и технологии для этого уже существуют. Например, бимодальная аутентификация OnePass от ЦРТ. Затраты на ее встраивание в ТМ-системы вряд ли будут высоки, полагаем, это будет небольшой частью в общей стоимости информационной системы для телемедицины. Здесь, конечно, могут использоваться логины и пароли, USB-ключи, но биометрия гораздо удобней. Биометрические признаки нельзя «забыть» или «потерять», у каждого человека они всегда с собой. Именно по этой причине такая технология будет востребована в такой большой стране, как Россия. С биометрической аутентификацией по лицу и голосу любой человек из любого уголка страны сможет получить услугу телемедицины, и для этого ему не нужны никакие дополнительные устройства: достаточно камеры и микрофона компьютера или смартфона. Национальная биометрическая платформа включена в дорожную карту SafeNet в рамках НТИ. Идея находит поддержку как у власти, потому что позволит вовлечь более широкие слои населения в программы госуслуг, так и у бизнеса – за счет привлечения дополнительных клиентов посредством удаленного открытия банковских счетов, например.
На мой взгляд, эта дорогостоящая попытка решить еще не назревшую проблему очень преждевременна и, в общем, не нужна. Минздрав в апреле уже предлагал свой вариант законопроекта о телемедицине, который был наполнен достаточно простыми рамочными понятиями ТМ-взаимодействия. Теперь в него пытаются вложить множество технологических подробностей. При этом разработчики идей, в том числе из ФРИИ, делают упор на то, что если мы такую биометрическую идентификацию не обеспечим, то и никакого ТМ-взаимодействия организовывать не сможем. Сегодня надо создать позитивный климат вокруг телемедицины, чтобы она быстрее развивалась. Упоминание в законе сложной процедуры идентификации вряд ли создает позитивный настрой. Кстати, в законопроекте про биометрическую идентификацию нет ни слова. Просто предложенный там текст создает впечатление, что процедура идентификации должна быть «невероятно надежной». В такой ситуации не удивлюсь, если завтра профильные компании предложат идентификацию по ДНК.