25 Апреля 2025 Пятница

Очное время: дистанционное обучение при получении медицинского и фармобразования попало под запрет. Мнения
Служба новостей Мединдустрия Медобразование
14 марта 2025, 14:30
Фото: minzdrav.gov.ru
1624

В конце февраля 2025 года вступили в силу принятые парламентом и утвержденные президентом поправки в федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании». Отныне дистанционное образование для медиков и фармацевтов, в том числе при получении ДПО, попало под запрет. Исключением станут случаи, определенные федеральными стандартами.

На проблемы в сфере профильного образования на разных уровнях специалисты указывали в течение нескольких последних лет. В частности, неоднократно предлагалось нацелить процесс обучения специалистов в сфере здравоохранения на получение прикладных навыков. Однако такие инициативы долгое время не получали законодательного развития.

Vademecum пообщался с экспертами из сферы фарммедобразования и законодателями о возможных изменениях в структуре профильного обучения и их ожиданиях от правоприменительной практики принятых поправок.

Сергей Леонов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья:

– Важно подчеркнуть, что запрету подверглись программы исключительно дистанционного образования, когда 100% обучения – удаленное. А разрешенные элементы дистанционного образования будут погружены во ФГОС и образовательные программы, которые будут формулироваться Минздравом. Будет зафиксировано, какая именно часть может быть дана в дистанционном формате, а какая – исключительно в очном.

Закон положительно отразится на качестве дополнительного медицинского образования, которое сейчас, к сожалению, превратилось в фикцию. Это фактически покупка документа о профессиональной переподготовке или повышении квалификации. Отследить, действительно ли специалист прошел дистанционные курсы, трудно. Частные компании, которые занимаются таким видом «обучения», регистрируют свою деятельность в регионах и, по действующему законодательству, могут заниматься любой образовательной деятельностью. Мы сейчас это исправляем. Будут созданы отдельные лицензионные требования для тех, кто занимается повышением квалификации и профессиональной переподготовкой врачей. Росздравнадзором будут проверяться требования к материально-технической части, профессорско-преподавательскому составу, оборудованию и организации учебного процесса. Если эти аспекты окажутся в норме, то регулятор даст соответствующее заключение, которое учтут при выдаче лицензии.

Я считаю, что так будет наведен порядок в образовательной сфере, и те организации, которые занимались обучающим шарлатанством, просто закроются. Причем я прогнозирую, что закроются и некоторые медицинские факультеты при непрофильных вузах, но об этом говорить пока рано. Нужно посмотреть, каким образом сейчас будут действовать постепенно вступающие в силу положения закона. Мы обязательно будем осуществлять парламентский контроль этого процесса.

Светлана Шахина, директор Пензенского базового медицинского колледжа Минздрава РФ:

– Массовый переход на дистанционную форму обучения обусловила изоляция в период коронавирусной эпидемии. Сейчас же дистанционное образование – это зарабатывание денег без контроля качества образовательных программ и без проверки обученного контингента слушателей-выпускников. Некоторые компании попробовали и поняли: при таком формате требуется минимум усилий и затрат, зато он приносит максимум прибыли. И на рынке постдипломного образования появилось огромное количество недобросовестных организаций. Принятый закон направлен как раз на удаление с рынка многочисленных «халявных обучалок», возвращение к полноценному учебному процессу в ДПО и, как следствие, повышение качества медицинской помощи в целом.

Второй положительный эффект принятого закона – вопрос о разработке типовых дополнительных профессиональных программ. Создавать и утверждать программы медицинского образования сможет только Минздрав, а не каждая образовательная организация, как это происходило раньше. На основе типовой программы образовательная организация будет разрабатывать рабочую программу с корректировкой тематики и учета часов по наиболее актуальным темам, востребованным в работе медорганизаций региона. Такая практика не нова, она уже применялась в конце 90-х – начале 2000-х годов. Мы возвращаемся к хорошо зарекомендовавшей себя процедуре.

Гузель Улумбекова, ректор, генеральный директор Высшей школы организации и управления здравоохранением:

– Следует ожидать, что усиление контроля над условиями реализации ДПО (повышение квалификации и переподготовка), особенно по клиническим специальностям, безусловно, будет способствовать повышению его качества. К условиям реализации относятся требования к программе, в том числе возможность и доля дистанционного обучения, материально-техническое, кадровое и учебно-методическое обеспечение организации. Такие требования теперь будут фиксироваться в типовых (примерных) программах ДПО, которые разработает Минздрав, контролировать их исполнение будет Росздравнадзор. Раньше такие программы, как правило, разрабатывались самим вузом, а контроль осуществлял Рособрнадзор и, прямо скажем, делал это поверхностно. Жалко только, что заключение Росздравнадзора будет действовать бессрочно, важно, чтобы был периодический мониторинг ситуации в вузах. Но для этого в Росздравнадзоре, который будет выдавать заключение на соответствие образовательной организации установленным требованиям, должны быть предусмотрены соответствующие кадры.

Что касается курсов повышения квалификации в периметре НМО с использованием дистанционных технологий (всего до 72 часов), то, скорее всего, они останутся без изменений, если, конечно, иное не будет предусмотрено типовыми программами. Сегодня контроль над качеством ведения этих курсов осуществляет Национальная медицинская палата. На мой взгляд, было бы важно, чтобы и эти дистанционные курсы были достойного качества и согласованы по содержанию с типовыми программами.

Требования к основным программам ВО и СПО отражены во ФГОС, которые сегодня разрабатываются специальной комиссией при Минобрнауки, безусловно, требуют обновления. Например, во ФГОС для СПО прописано, что на четырех студентов должен приходиться только один учебник или доступ к электронной библиотечной системе. У нас сегодня на каждого школьника приходится учебник, а на медсестер, которые будут отвечать за жизнь пациентов, почему-то в четыре раза меньше. Для ВО по ФГОС одно печатное издание также предусмотрено на четырех студентов. Даже не представляю, как они будут делить атлас анатомии на четверых. В этих документах также не предусмотрены требования к периодичности обновления и качеству образовательных ресурсов, как бумажных, так и цифровых. В этой связи многие вузы не обновляют свои библиотечные фонды. А в век, когда знания по медицине удваиваются ежегодно, это совсем никуда не годится. Удивительно также, что сегодня Минобрнауки на обеспечение образовательными ресурсами студентов вузов Минздрава выделяет средств в четыре раза меньше, чем Минпросвещения выделяет на школьников (соответственно 1 тысяча и 4 тысячи рублей в год). А ведь в вузах учат тех, кто отвечает за здоровье и жизнь наших людей. Так что новое законодательство подоспело очень вовремя.

Залим Балкизов, генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования РМАНПО Минздрава РФ:

– Принятые меры должны существенно повысить качество ДПО, поскольку теперь четко определяются требования к практической подготовке, исключается полное дистанционное обучение, что делает процесс более прикладным и ориентированным на реальные клинические навыки. В лицензиях образовательных организаций теперь будут указаны конкретные виды деятельности, по которым они смогут вести программы. Документ о повышении квалификации или профпереподготовке теперь будет включать информацию о реальном объеме практической подготовки и доле дистанционного обучения, что должно исключить продажу формальных дипломов без реального обучения. Новые требования усложнят деятельность непрофильных образовательных учреждений, но в первую очередь нововведения коснутся именно некомпетентных и недобросовестных организаций. В случае несоответствия требованиям к типовым программам, включая необходимые объемы практики, такие организации просто не получат заключение и должны будут прекратить обучение по медицинским и фармацевтическим программам. Введение единого реестра, в котором будет указано, какие программы могут реализовывать образовательные организации, не позволит им заявлять о наличии программ, по которым у них нет квалификации.

образование, медики, фармацевты, дпо
Источник: Vademecum

В РАЗОБРАННЫХ – СОСТОЯНИЕ. Как переживают затишье после бури 2024 года участники ТОП200 аптечных сетей

Маршрутные тиски: регулятор намерен усложнить порядок предоставления специализированной медпомощи. Мнения

Артак Мацакян: «Если хирурги не конкурируют за операционные, это ненастоящая больница»

Ирина Васильева: «Мы действительно называем эту работу борьбой»

Отягощенные интеллектом: регуляторы приняли этический кодекс применения ИИ в здравоохранении. Мнения

Цифровой клиентский сервис – новая точка роста медицинского бизнеса