В развитых странах создавать с нуля проект, похожий на «Кнопку жизни», не взялся бы никакой стартапер. Системой, которая позволяет пожилым людям в любой момент связаться с медицинскими службами, там никого не удивишь – крупные компании давно производят соответствующие устройства и наладили инфраструктуру. В России другая проблема: большинство граждан, услышав о «Кнопке жизни», не сразу поймут, о чем вообще речь. Однако двое выпускников «Сколково» ухитрились за несколько лет собрать на «тревожный» стартап почти 100 млн рублей и заключить десяток крупных контрактов. В чем их ноу‑хау?
Страшноватые сценки со стариками, которые хватаются за сердце, поскальзываются, падают в обморок, взывают о помощи, лежа на полу, – один из самых распространенных сюжетов американской телерекламы. Но дело всегда оборачивается хеппи-эндом благодаря устройству под названием «тревожная кнопка». Ее придумал чуть больше 40 лет назад во время творческого отпуска профессор Бостонского университета геронтолог Эндрю Дибнер. Идею он воплотил быстро: уже через пару лет создал компанию Lifeline Systems, которая продавала больницам и другим медицинским учреждениям устройство вроде наручных часов или, другой вариант, шейной подвески с большой красной кнопкой. Если обладатель девайса плохо себя чувствовал, он из последних сил давил на кнопку, а врач на диспетчерском пульте получал тревожный сигнал. Прогресс по сравнению со звоночком возле кровати был налицо, компания стремительно росла, а устройство совершенствовалось. В 80-х Lifeline стала публичной, а в 2006-м ее купил за $750 млн Philips.
Фото: Alamy/ТАСС
Во времена Дибнера сотовая связь еще только нарождалась – современная тревожная кнопка основана именно на ней. Сейчас пациент может не только подать сигнал SOS, но и поговорить с оператором или врачом. А если врач хочет сам позвонить «на кнопку», у него есть любопытная возможность принудительно «снять трубку» на том конце – если человек не отвечает, можно хотя бы послушать, что вокруг него происходит. Встроенная GPS определяет, где пациент находится, а датчик падения сообщает, что с человеком не все в порядке, если он сам уже не в силах ничего сказать. Мировой объем этого рынка оценивается примерно в $6 млрд, и 40% этой суммы приходится на США. Главные игроки американского рынка – Philips Lifeline и Health Watch Inc. Клиентскую аудиторию аналитики не считают. Исходя из данных, публикуемых Lifeline, Vademecum оценивает общее число вооруженных «кнопкой» пожилых американцев в 5 млн человек.
Дмитрий Юрченко и Ирина Линник (теперь ее фамилия Дёмина), создатели «Кнопки жизни», свою идею подсмотрели как раз в Америке во время стажировки. Проект стал их дипломной работой в «Сколково». А потом они поняли, что теперь все это надо сделать не на бумаге, а в реальности.
Передающее устройство не проблема. Мобильных телефонов с «тревожной кнопкой» производится немало. Куда сложнее выстроить систему реагирования на сигнал, особенно в российских условиях, где не приходится надеяться на скорый приход клиентов, которые эту систему окупят.
Дело было на рубеже 2010-2011 годов. Деньги занимали у знакомых: Ирина Дёмина вспоминает, что давали «довольно легко» – людям нравилась понятная и благородная идея, а собирали «по чуть-чуть»: 200–300 тысяч рублей с человека. Таким образом собрали несколько миллионов рублей. С инвесторами заключалось соглашение по схеме convertible note. «Мы обещали конвертировать вклады в акции, когда появится крупный инвестор и, соответственно, появится оценка компании. Причем чем раньше был сделан вклад, тем выше коэффициент конвертации, у некоторых он доходил до двух, – объясняет Дёмина. – Но это был, прежде всего, «понятийный» договор, просто люди поверили в нас и нашу идею». Сразу пришлось экономить: для приема тревожных сигналов стартаперы арендовали операторское место в колл-центре страховой компании. «У них же и сотрудников «хантили», – усмехается Дёмина. Брали только врачей, а собеседование Ирина проводила сама: «Лучшие операторы колл-центра – врачи скорой помощи, у них богатейший опыт работы в критических обстоятельствах, и это увлеченные люди, они кайф получают от своей работы». Обычные врачи, скорее всего, не подойдут – в критической ситуации, когда надо то ли связываться с родственниками, то ли звонить соседям, то ли вызывать «скорую», а может, просто успокоить пациента, они могут растеряться.
У «Кнопки» появились первые клиенты, компания начала продавать свои услуги через салоны МТС, но никакого реального бизнеса из этого не рождалось. На разработку программного обеспечения и зарплату операторам уходило по несколько сотен рублей в месяц, а клиенты исчислялись в лучшем случае десятками. Основная проблема рынка, объясняет Дёмина, в том, что люди плохо знакомы с таким сервисом, не знают, можно ли ему доверять. Чтобы исправить это, нужны очень большие вложения в рекламу. На абонентскую плату – 200–1 000 рублей в месяц с клиента – существовать было невозможно.
«ЗАЙДУТ ХОРОШИЕ РЕБЯТА»
Частных проектов «тревожной кнопки» в России на самом деле два: компанию «Кнопке жизни» составляет петербургская «Система «Забота», созданная в 2003 году врачом Константином Лившицем. «Забота» втрое старше «Кнопки», но по числу клиентов компании сравнимы. Однако «Кнопка» не в пример известнее. Дело в том, что ее создатели всегда были заодно и очень успешными пиарщиками, что в свое время помогло компании выжить. Юрченко, «старший партнер», владелец контрольного пакета, извлек максимум из «первооткрывательства» и социальной направленности своей компании. Еще практически не существующая «Кнопка» участвовала во всех конкурсах для начинающих предпринимателей. «Мы победили в конкурсах «БИТ-2011», «ТелекомИдея», «Стартап года», вошли в десятку лучших, по версии Pruffi, в пятерку Зворыкинской премии, победили в конкурсе «Бизнес-Успех 2011», – рассказывал Юрченко на сайте Forbes, где он получил право вести блог, потому что и в соревновании стартапов российского Forbes вездесущая «Кнопка» стала одним из победителей. Конкурсами дело не ограничивалось. В Московском доме ветеранов войны и Вооруженных сил Vademecum рассказали, что, когда в 2011 году там была организована служба оперативной помощи для подшефного контингента, «Кнопка жизни» немедленно там появилась, чтобы перенять опыт. А заодно – чем черт не шутит – поискать возможности сотрудничества.
Фото: ТАСС
Приз «БИТ-2011» составил 300 тысяч рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – фонд Бортника – выделил 5-6 млн рублей (Дёмина не помнит точную цифру) на разработку CRM-системы. В течение 2012 года, еще до появления настоящих инвесторов, «Кнопка жизни» получила из разных источников в общей сложности $0,5 млн (примерно 15 млн рублей по тогдашнему курсу), хвастался Юрченко. «Если считать самые первые «дружеские» инвестиции, – говорит Дёмина, – 10 млн рублей мы к тому времени, наверно, привлекли».
Во второй половине 2012 года появился первый инвестор: в «Кнопку» вложила 35 млн рублей (больше $1 млн по тогдашнему курсу) группа компаний IT, занимающаяся созданием и развитием корпоративных информационных систем. IT получила 51% «Кнопки». Тогда же – еще один маленький успех скорее из сферы пиара – стартап стал резидентом инноцентра «Сколково». В чем смысл резидентства? Основатель стартапа по производству титанового «крепежа» для сломанных костей «Азбука технологий» Алексей Бабовников в свое время жаловался VADEMECUM, что сколковское резидентство для него вылилось лишь в повышенные расходы на офис в инновационном центре. «Кнопка жизни» сумела обернуть к своей выгоде и сколковский статус.
Проекты, подобные «Кнопке», обязаны стремиться к сотрудничеству с государством: сама идея «тревожной кнопки» еще недостаточно проникла в общественное сознание, чтобы приносить много частных заказчиков. Да и на развитых рынках такие проекты существуют главным образом благодаря страховой медицине, поддерживаемой государством. «Кнопка» обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Москвы. «Не то что это было какое-то мегалобби, но все-таки один из основателей «Тройки-диалога» и активный деятель «Сколково» предупредил главу департамента, что «хорошие ребята зайдут и расскажут о своем проекте», – уточняет Дёмина. Департаменту хотелось показать активную работу в сфере поддержки старшего поколения, а «Кнопке» нужны были заказы. «Сотрудничество с государством реально, если у вас хороший инновационный проект в социальной сфере, – говорит Ирина Дёмина. – Надо только быть готовым, что все будет происходить очень медленно». Стартаперы несколько месяцев ходили на приемы в департамент, рассказывали о себе, предлагали варианты – и, в конце концов, «Кнопка жизни» получила муниципальный заказ на 2,5 тысячи абонентов. А вскоре и еще один. В 2013 году Пансионат для ветеранов труда №1, главный организатор таких проектов в Москве, провел три аукциона по «дистанционному патронажу на дому». Во всех трех участвовали почти новорожденная, но уже титулованная «Кнопка» и «Система «Забота» Константина Лившица. «Кнопка» победила дважды и получила заказы на 22,7 млн рублей. Результат «Заботы» – одна победа и 12,7 млн рублей.
КНОПОЧНЫЙ РАЗБОР
«Кнопка жизни» могла существовать, имея более 5 тысяч гарантированных государством клиентов. Но тут возникла и вовсе неожиданная проблема. Оба основателя «Кнопки жизни» и партнер компании Куанг Нгуен, привлеченный в качестве специалиста по продвижению продукта, увлеклись бегом. Дёмина и Куанг один раз одолели марафонскую дистанцию и были этим вполне удовлетворены, а вот у Дмитрия Юрченко все оказалось гораздо серьезнее. Бег стал делом его жизни. К марафону вскоре добавились соревнования Ironman. Они тоже включают в себя марафон, но только перед тем, как пробежать 42 км, надо проехать по шоссе на велосипеде 180 км, а до этого 4 км преодолеть вплавь. В течение года гонки Ironman проходят 40 раз.
Дмитрий Юрченко. Фото: sportinsider.ru
Болезнь прогрессировала стремительно. В 2012-м серьезный, аккуратный юноша в очках впервые в жизни пробежал 10 км. Через год у него был первый марафон. Еще через год – Ironman. Годом позже – 250 км по Сахаре. Загорелый крепкий парень с длинной гривой все меньше походил на основателя социально направленного медпроекта. Сотрудники старались не высказывать претензий, но все было и так понятно. «Я приходил на работу, мне рассказывали, что «Кнопка» спасла еще одну бабушку, а у меня в голове вертелось другое», – признается Юрченко. Ситуация разрешилась, когда в компанию пришел новый инвестор: государственный Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) за 45,5 млн рублей получил 46% проекта.
«ФРИИ для нас очень важен как стратегический инвестор, работающий на венчурном рынке, – объясняет Дёмина. – У фонда очень много партнеров, а к совместным проектам он привлекает свои портфельные компании. По мере необходимости придумываем для этого разнообразные проекты B2B». Пришлось выйти за пределы медицинской сферы. Например, для «Почты России» Дёмина с сотрудниками сделали систему мониторинга, которая позволяет почтальону при возникновении нештатной ситуации оперативно связаться с колл-центром. Там постоянно следят за перемещениями почтальона и уже знают, куда вызывать службу быстрого реагирования. «Сделали пилотный проект в Иркутске, местный ЧОП приезжает за пять минут», – разъясняет Дёмина.
Юрченко с его изменившейся системой ценностей приход нового инвестора не обрадовал. «Кнопка» могла существовать и без дополнительных вливаний. Если не затевать каких-то разработок и усовершенствований, она уже была самоокупаемой», – говорит предприниматель, для которого поиск денег когда-то был буквально делом жизни. С приходом ФРИИ он покинул компанию.
Разбогатеть партнерам благодаря «Кнопке» не удалось. Но это не помешало Юрченко создать два проекта в новой сфере своих интересов – раскрытие личности, здоровый образ жизни, путешествия... Один из них – курсы, на которых обучают йоге, развитию отношений, построению карьеры, правильному питанию и даже писательству. «Не владению художественным словом, а преодолению страха перед писательством», – подчеркивает Юрченко. Второй его бизнес – путешествия на необитаемый остров, купленный на деньги второго участника этого проекта и отчасти – накопления Юрченко.
СКОРАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
У «Кнопки жизни», оборот которой в прошлом году достиг 50 млн рублей, сейчас примерно 20 тысяч пользователей, более половины из них обслуживаются за счет государства, говорит Дёмина. Компания наладила производство собственной «тревожной кнопки», в колл-центрах у нее сейчас 10–15 рабочих мест, на которых операторы дежурят посменно. Особые проблемы создает компании работа в регионах, рассказывает Дёмина, там приходится решать «множество тонких моментов». Иногда бывает, что «скорая» отказывается выезжать к пожилым людям, задача оператора настоять на своем. Чтобы понять, как найти подход к пожилому клиенту, Дёмина прошла тренинг по теории поколений. «Те, кто старше 75–80 лет, люди очень ответственные», – объясняет она. Они читают все инструкции и обязательно им следуют. Минус в том, что они очень непритязательны – не хотят, чтобы на них тратили силы и время. Поколение помоложе, 70–75 лет, готово вкладывать средства в собственный комфорт и безопасность. Но тут, рассказывает основательница «Кнопки», другая загвоздка: эти люди считают себя самостоятельными. Им обидно носить датчик падения или кулон с единственной тревожной кнопкой, с которого невозможно «нормально» позвонить. Все это операторы колл-центра должны в своей работе учитывать, говорит Дёмина. Да и в целом популярность услуги по-прежнему невелика: без госзаказа существовать невозможно.
«Кнопка жизни» скорее маркетинговый проект, у которого иные цели, чем у «Системы «Забота», – оценивает московский стартап Константин Лившиц. – Мы сделали ставку на развитие собственной инфраструктуры и создание комплексной системы социальных услуг. «Кнопка жизни», с моей точки зрения, преследует другие задачи и фокусируется на предоставлении помощи в экстренных ситуациях». По статистике «Заботы», вызов экстренных служб занимает только 6% от общего числа обращений – остальное приходится на решение вопросов с оплатой ЖКХ, вызовы ремонтников и так далее. Лившиц считает, что социальное и медицинское обслуживание для пожилых должно быть комплексным, по методу «единого окна», и для этого нужен не только собственный колл-центр с профессиональными сотрудниками, но и отлаженная система межведомственного взаимодействия. «Если наши конкуренты могут сегодня этим похвастаться, буду только рад», – говорит Лившиц. «Система «Забота», по его словам, достигла годовой выручки около 100 млн рублей и обслуживает 16 тысяч клиентов. Дёмина решение коммунальных проблем пожилых людей считает не очень востребованной услугой, «Кнопка» проводила такие опросы. А по поводу более чем 10-летнего стажа работы конкурента выражает сомнение.
Но других желающих побороться за госзаказ в любом случае на рынке нет. Поначалу «Кнопка» действовала в этой сфере успешнее «Заботы». В 2014-м она заключила пять контрактов на 61 млн рублей. Зато в 2015 году вперед вырвалась компания Константина Лившица, заключив с уже упоминавшимся Пансионатом для ветеранов труда контракт на 42 млн рублей. Дёмина не замечает победы конкурента: по ее словам, из-за проблем с курсом доллара этот контракт был для «Кнопки» не очень привлекателен. Так же оценивает контракты, в которых ему не удалось победить, и Константин Лившиц.