В конференц-зале правительства Московской области в Красногорске 13 февраля 2025 года состоялся Форум с международным участием «Новая культура качества. Современные технологии здравоохранения». На дискуссионной площадке, организованной Vademecum, собрались руководители федеральных и региональных профильных ведомств, топ-менеджеры государственных и частных клиник, фармацевтических компаний, сертифицирующих центров, общественных организаций. На инициированной Минздравом Московской области встрече спикеры обсудили актуальность и лучшие практики внедрения стандартов менеджмента качества в системе здравоохранения. Фрагменты выступлений участников форума – в нашей трансляции.
Приветственные слова
Людмила Болатаева, вице-губернатор Московской области: «Сегодня обсуждается очень объемная тема нашей встречи – оценка качества, управление качеством в сфере здравоохранения. Это стандарты работы и технологии, которые вы реализуете. Но я думаю, что главная оценка – доверие наших жителей, потому что они нам с вами доверяют самое дорогое – свое здоровье, здоровье своих детей, своих близких и родных. И я хочу пожелать всем нам, чтобы сегодня, когда мы обсуждаем различные процессы, мы всегда задавались вопросом, зачем мы это делаем и для кого».
Людмила Болатаева
Максим Забелин, заместитель председателя правительства Московской области – министр здравоохранения: «Здравоохранение развивается, идет вперед. Мы видим, как от все большего количества наших жителей, не только Подмосковья, но и целой страны, поступает запрос на качество, улучшение, изменение системы здравоохранения. И Подмосковье в этом вопросе не стоит на месте. Мы меняемся в лучшую сторону, видим, как это оценивают наши жители».
Алла Самойлова, руководитель Росздравнадзора: «Сегодня перед нами стоит масштабная задача – сформировать экосистему, в которой каждый медицинский работник, каждая клиника, каждый регион будет вовлечен в процесс повышения качества. Это не только управленческий вызов, но и стратегическая необходимость для будущего здоровья нации. Мы считаем, что самая эффективная модель внедрения наших практических рекомендаций, на которых базируется российская система менеджмента качества, – это региональная модель. Когда правительство региона заинтересовано в конечном результате, внедрение рекомендаций Росздравнадзора в медицинских учреждениях идет слаженно и планомерно. Как раз так, как это происходит сейчас в Московской области».
Дмитрий Павлюков, заместитель руководителя Росздравнадзора: «Перед нами поставлена задача выстроить систему менеджмента качества во всех медицинских организациях, независимо от их организационной правовой формы и ведомственной принадлежности. У нас пациент не должен думать о качестве медицинской помощи, когда он идет в больницу. Он не должен думать о том, чья это больница – государственная или частная. Он не должен думать о том, федеральная она или субъектовая. Именно для этого мы с вами вместе должны построить систему так, чтобы она обеспечивала качество, эффективность, безопасность, повторяющиеся из процесса в процесс».
Дмитрий Павлюков
Олег Карпов, генеральный директор НМХЦ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ: «Не только медицина и врачевание, но и ковид, как удивительный этап, показали, что международные системы менеджмента качества по-своему хороши, но нужны и наши отечественные, которые приземлены и исходят из наших реалий и практик. Мы работаем сами в такой системе, она затрагивает все блоки вопросов. Она у нас автоматизирована, погружена в информационную систему – медицинскую, финансовую, хозяйственную».
Сессия «Время больших перемен. Практика внедрения международных и российских стандартов качества»
Алексей Сапанюк, генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора: «Основной упор мы будем делать на формирование региональной модели, которая станет эпицентром тиражирования опыта, тиражированием библиотеки тех лучших навыков и знаний, которые достигнуты с учетом специфики каждой медицинской организации каждого субъекта. В этом году мы активно вовлекаем в систему менеджмента качества все наши федеральные НМИЦ, которые и так сотрудничают с регионами в рамках организационно-методической работы. Плюс формирование федеральных центров компетенций, которые будут осуществлять внедрение по своим профилям курации. Ну и, конечно же, те практические рекомендации, которые вы прекрасно знаете, которые есть уже на сегодняшний день, будем дополнять в этом году двумя блоками – привязкой системы менеджмента качества к индикаторам риска и трансформацией цифровизации».
Алексей Сапанюк
Сергей Смердин, главный врач ГБУЗ МО «МОКПТД», руководитель Регионального центра компетенций: «Самая главная задача – перейти от контроля к управлению и обеспечению качества медицинской помощи и к созданию полноценной системы культуры безопасности. Культура безопасности медицинской организации в первую очередь – это взаимное доверие друг к другу. Это прозрачность, это открытость. Мы не утаиваем свои ошибки, мы не прячем свои проблемы – мы их обсуждаем. Мы находим пути решения, как их избежать».
Григорий Ройтберг, основатель АО «Медицина», академик РАН: «Мы все очень активны, потрясающе продвинулись в последнее время в доступности медицинской помощи – в Москве, в области, в Санкт-Петербурге, во многих крупных городах. Мы опережаем по доступности медпомощи многие страны, которые считаются экономически более развитыми. Но без обеспечения надежности и безопасности медицинской помощи это становится не очень важным. <…> Должна быть независимость оценки. Если эта независимость и прозрачность не будет достигнута, то все будет тяжело внедряться. В любом случае то, что система менеджмента качества начала внедряться, – это большой шаг к улучшению качества медицинской помощи».
Григорий Ройтберг
Андрей Яновский, генеральный директор «Европейского медицинского центра»: «Я выступлю агитатором того факта, что не проходить сертификацию в современном мире – это не просто не модно, это вообще невозможно, если мы хотим действительно управлять организацией, достигать целей. Все участники, то есть все клиенты, хотят, чтобы качество повышалось, безопасность была на наиболее высоком уровне. Все участники этих процессов, сотрудники, на которых лежит ответственность, тоже должны понимать и четко знать свою роль в каждом процессе. Мы как управленцы никогда не получим результатов, которые у нас сформулированы в виде задач, если не пропишем правила, не разложим на компоненты и не будем управлять каждым из них».
Рафаэль Шавалиев, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» (Республика Татарстан): «Новые требования в организации процесса оказания медицинской помощи, их глобальный контур таковы, что мы уходим в высокотехнологичные условия функционирования. При этом мы понимаем условия выполнения всех необходимых клинических рекомендаций. Соответственно, ко всем стандартам надо сохранить еще клиническое мышление. Это очень важно для каждого врача. Он должен понимать, насколько он в этой системе находится, что он не винтик, а тот самый механизм, о котором мы говорим сегодня».
Рафаэль Шавалиев
Сессия «Универсальный подход к системе менеджмента качества в здравоохранении»
Дмитрий Кряжев, генеральный директор медиахолдинга Vademecum: «Последние четыре года были мощной системой испытания для всех процессов, которые выстраивались в индустрии на протяжении последних 15 лет. Когда внедряли GMP, были разговоры образца 2005 года и даже 2009-го, когда собственники крупных предприятий не понимали, зачем внедрять эти стандарты. Очень быстро философия поменялась, и всё перестроилось. Философия стандартов – ISO, GMP, GSP, GDP – проникла в систему. Они стали частью организма индустрии и стали активно развиваться».

Дмитрий Кряжев
Сергей Глаголев, заместитель министра здравоохранения РФ: «Без внедрения в начале 2000-х годов или во второй половине «нулевых» стандартов GMP, стандартов менеджмента качества мы бы просто не смогли освоить то производство, где качество обеспечивается характеристикой процессов, а не выпускающего контроля. «Фарма-2020» заложила основы таких устойчивых рутинных процессов внутри нашей индустрии. Шоки, связанные с ковидом и санкционными ограничениями, наша индустрия превратила в возможности».
Сергей Глаголев
Людмила Щербакова, президент ГК «Велфарм-Групп»: «Мы, производители, прежде чем заказать упаковку, купить субстанцию, вспомогательное вещество, обязательно проводим аудит компаний, с которыми мы работаем. Почему-то у тех, кто закупает лекарства, нет такой темы аудита предприятия. Мне кажется, это недоразумение. Сегодня есть все условия выйти на суперкачество нашей продукции. И вот эта новая норма, которую мы исследуем сейчас, – пересмотр всех наших регудостоверений, переход к требованиям ЕАЭС – это новая возможность».
Кира Заславская, директор по новым продуктам ГК «Промомед»: «Мы внедряем различные подходы к повышению системы менеджмента качества. Например, сейчас мы работаем над внедрением цифровых технологий, позволяющих вести видеозапись, фиксацию, хранение видеозаписи и незамедлительное уведомление диспетчерской о возникновении любых отклонений на производстве. Мы используем подходы искусственного интеллекта в разработке инновационных лекарств и препаратов, применяем подходы к получению лекарств и препаратов».
Кира Заславская
Эдуард Мураховский, директор департамента проектного управления ООО «Скопинфарм»: «Работая с плазмоцентрами, мы сталкиваемся с системой обеспечения качества. В частности, это качество и безопасность сбора плазмы крови и безопасность той плазмы крови, которую мы собираем. Мы ориентируемся как на международные стандарты, так и на российские. И тот вывод, который мы можем сделать на основании этого совместного опыта, – система обеспечения качества и безопасности плазмы крови, которая сейчас есть в России, действительно отлично сконструирована, она отлично работает».
Юлия Ремизова, исполнительный директор компании «Ирвин»: «Сегодня я бы хотела в большей степени остановиться на дистрибуционных задачах, которые стоят перед нами. Стандартизация требований к доставке и дистрибьюторам требует понимания объема предстоящей работы. Мы сейчас находимся на пути перехода к российской фарме. У нас есть контракты и с иностранными производителями, и с российскими. Наша задача – обеспечение качественной доставки. Если говорить про инновационную терапию, то недавно «Ирвин» впервые привез в Московскую область препарат Виджувек для лечения детей-«бабочек». У этого продукта высокая температура хранения, короткий срок годности. В момент, когда мы привозим такие технологии, мы должны быть готовы, как дистрибьюторы, нести ответственность за выполнение обязательств перед производителем и клиентом».
Ирина Полетыкина, директор ГБУ МО «Мособлмедсервис»: «Мы, наверное, гаранты правильного хранения привезенной дистрибьюторами продукции. Нам привозят все препараты, которые поставляются для «льготы», поэтому нам необходимо соблюсти все правила хранения на складе, а также в аптеках. Об этом мы задумались еще в 2018 году, когда создали свой отдел качества. А в 2023-м пришли к мнению, что нам требуется отдел менеджмента системы качества. Это очень удобный инструмент управления персоналом, четко прописанные процессы хранения, сборки, приема, доставки, выдачи. Нам очень хотелось, чтобы аптека, которая выдает лекарства пациентам в Шатуре, ничем не отличалась от Химок, Мытищ или Красногорска. Чтобы было ощущение, что все это – единый организм. Итогом нашего желания стало получение сертификата ISO 9001 в 2023 году. В этом году мы его уже подтвердили».
Ирина Полетыкина
Михаил Шиленков, учредитель ООО «Лабромед»: «Мы на протяжении 20 лет используем систему менеджмента качества, она нам очень помогает. У нас формируется действительно качественный продукт, есть возможность масштабироваться, потому что у нас очень сложная работа. Зачастую нам надо в единицу времени оснастить какие-то крупные учреждения, и никому не интересно, можем мы это сделать сейчас или нет, насколько мы способны это сделать или не способны. Система менеджмента качества позволяет нам как раз эти сложные процессы организовать. Поэтому хочу всем присутствующим пожелать внедрить у себя эту систему – она помогает реагировать на изменения, в которых мы сейчас живем».
Анатолий Дабагов, президент АО «Медицинские Технологии Лтд»: «Когда мы проектируем процессы или перепроектируем их, то привлекаем специалистов системы менеджмента качества, специалистов регуляторики, для того чтобы все проектировалось в соответствии с жесткими требованиями регулятора, требованиями СМК. Поэтому у нас одна из самых эффективных компаний – лидеров в отрасли инвестиционной промышленности. И мы абсолютно убеждены в том, что качество – это наше конкурентное преимущество. Это не всегда заметно, потому что часто, к сожалению, на торгах отдается преимущество более дешевым изделиям, но в средней или долгосрочной перспективе наше конкурентное преимущество будет сказываться все больше и больше».
Сессия «Галерея образов. Лучшие практики внедрения СМК в медицинских организациях Московской области»
Бадма Башанкаев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья: «Дума – рупор нашего медицинского сообщества, пациентского сообщества. И наша задача – это слушать, делать выводы, советоваться и потом выдавать результат. Вы все знаете, надеюсь, о нашей победе – мы убрали 238-ю статью [УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». – Vademecum] из медицинского обихода. Теперь у следственных органов будет меньше возможностей привлекать медиков к ответственности по непонятным причинам. У нас закон о наставниках вышел, о врачах-стажерах, закон о первой помощи. Сейчас в работе закон о качестве медицины, против засилья мошенников и иже с ними в народной медицине, где творится мракобесие, где пациентам могут навредить. Поэтому, дорогие друзья, коллеги, мы здесь именно для того, чтобы выслушать ваши предложения».
Олег Дмитриев, главный врач ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская больница»: «Для того чтобы мотивировать сотрудников на участие в каком-то проекте, тем более в таком глобальном, необходимо найти идею, необходима проблематизация. Есть инструменты, как это сделать: обратная связь от пациентов, анкетирование участников команды, анализ результатов, сбор инцидентов. Мы организовали в учреждении «службу заботы», в которую вошли сразу несколько подразделений, которых до этого не было: отдел контроля качества, отдел психологического сопровождения, отдел по связям с общественностью, которые через несколько каналов стали собирать эту информацию, регулярно ее доводить до коллектива».
Олег Дмитриев
Нисо Одинаева, директор ГБУЗ МО «НИКИ детства Минздрава МО»: «Мы начали сертификацию в 2024 году. Институт у нас находится на трех территориях – Москва, Мытищи, Химки. Это шесть подразделений. Мы начали одномоментно во всех подразделениях, стратегия у нас трехлетняя. Добавили санатории, потому что до этого они не участвовали в этой системе. Нам интересно было отработать методологию оценки контроля качества. Когда мы пришли к моменту отработки, мы изначально определили уровень управления качеством, начиная от младшего медицинского персонала и кончая мною, директором учреждения».
Людмила Кещьян, главный врач ГБУЗ МО «Наро-Фоминский перинатальный центр»: «Мы сформировали команду, которая занималась тем, что готовилась к сертификации. Мы провели линейные аудиты, пересмотрели все приказы, СОПы, все документы еще раз и начали устранять выявленные несоответствия. <…> Сертификация – это не про то, чтобы получить бумажку. Это про то, чтобы мотивировать сотрудников думать, желать идти дальше. Но для пациента, понятно, это – безопасно, качественно, близко, быстро и доброжелательно».
Людмила Кещьян и Нисо Одинаева
Евгений Тюхменев, главный врач ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского: «В сентябре мы прошли сертификацию КДЦ [консультативно-диагностический центр. – Vademecum], получили искомый сертификат. Какие наши дальнейшие планы? Мы хотим максимально оцифровать, автоматизировать процессы. Мы все знаем, что имеющаяся региональная медицинская информационная система к качеству не имеет никакого отношения. То есть она работает только на посещение, ни на что больше. Далее мы, естественно, планируем внедрить практики других учреждений, посетить другие регионы, другие центры компетенций и таким образом улучшить те процессы, которые у нас уже выстроены. Процесс этот непрерывный, то, что мы получили сертификат КДЦ, это еще ни о чем не говорит».
Андрей Осипов, главный врач ГБУЗ МО «Домодедовская центральная городская больница»: «Мы разработали два своих чата для детей и взрослых. Мы разбили их по актуальным, наиболее часто задаваемым вопросам. Чаты работают ежедневно. Благодаря этому снизилось количество жалоб, наверное, в три раза. Мы не только отвечаем на вопросы жителей, но и сами проактивно информируем их о том, как записаться к врачу, где и какие врачи принимают. У нас работает система «робот-телефон», которая задает любые скрипты. Мы информируем о времени начала приема, об отмене приема, о переносе. У нас значительно снизилось количество неявок к врачу».
Андрей Осипов и Евгений Тюхменев
Сессия «Деятели культуры. Развитие кадрового потенциала через внедрение системы менеджмента качества»
Владимир Кузнецов, министр здравоохранения Сахалинской области: «О таком интересном аспекте, как сертификация, говорили в контексте процессов, кто-то говорил про производство – сложилась некая технологизированная история. А на нашем мероприятии мы поговорим о том, что, с моей точки зрения, является наиболее важным – о человеческом факторе. Поговорим о том, как мы работаем с этим разделом, о том, какие у нас есть инструменты, какие есть успехи».
Нина Суслонова, советник губернатора Московской области: «Нам нужно разработать цифровую платформу для сбора и обработки информации, включая данные Минздрава и Общественного совета [при Минздраве Московской области. – Vademecum] по мониторингу, чтобы мы действительно видели рейтинг наших учреждений по всем важным вопросам. Ну и, конечно, требования аналогичные нам нужно будет разработать для стационаров. Это тоже вопрос, который сегодня назрел. Но хотела бы сказать еще раз, что важно не только то, что получает у нас пациент на выходе, а важно то, кто его сопровождает. <…> Сегодня врач не просто профессионал, он сегодня должен быть психологом, должен быть высокообразованным человеком».
Нина Суслонова
Татьяна Чернявская, декан ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского»: «Мы у врачей спросили, какие бы компетенции они хотели у себя повысить. Врачи практически всех специальностей ответили, что им необходимо повысить компетенцию по экстренной неотложной медицинской помощи. Мы пригласили для исследования более 700 специалистов, причем большая часть из них были врачами-хирургами. Предложили им пройти тренинг. <…> Практически половина не сделали сердечно-легочную реанимацию методологически правильно. Но образовательный модуль в 36 часов изменил эту ситуацию. В конечном итоге все вспомнили, как надо делать правильно».
Яна Пономарева, ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского», руководитель Центра развития компетенций: «Основная цель Центра развития компетенций – это содействие Министерству здравоохранения Московской области в развитии мягких навыков непосредственно в нашем регионе. Мы работаем на весь регион, зачастую приезжаем к вам в больницы, проводим тренинги, мероприятия. Мы работаем с целью укрепления корпоративной культуры, психологического благополучия. Также мы работаем по ведению методологической поддержки кадрового резерва главных врачей в нашем регионе. Мы участвуем, проводим, организовываем сами конференции и, безусловно, принимаем участие в проектной деятельности министерства».
Ирина Тобианская, заместитель медицинского директора по работе со средним и младшим медперсоналом «Европейского медицинского центра»: «Что мы делаем для того, чтобы коммуникация была эффективной? Занимаемся обучением. Мы на постоянной основе обучаем средний и младший медицинский персонал. Мы делаем это самостоятельно, приглашаем коучей. Сами медицинские сестры преподают в школе сестер, где мы рассматриваем кейсы, обсуждаем их. Коллеги приводят примеры, когда им сложно было коммуницировать с какими-то сложными пациентами. Это помогает людям узнавать что-то новое. Конечно же, изучаем литературу. У нас есть свой телеграм-канал, в котором мы говорим не только о коммуникации, а обо всех стандартах качества».
Слева направо: Ирина Тобианская, Яна Пономарева и Татьяна Чернявская
Денис Тюфилин, начальник Управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава РФ: «Несколько лет назад мы проводили многоцентровое исследование, в котором изучали удовлетворенность персонала и факторы привлечения и удержания медицинских работников в системе здравоохранения. Для медицинских и не только медицинских работников очень важно избегать рутины. Иметь какие-то побочные проекты, какие-то интересные задачи, которые им ставит руководство. Мы начали думать, что это могут быть за проекты, но очевидным вариантом становится внедрение системы менеджмента качества. Это точно выводит людей из рутины и позволяет им быть более удовлетворенными. Это факт, который мы показываем в научном исследовании».
Пленарная сессия «Реалии, диктующие внедрение системы менеджмента качества»
Максим Забелин, заместитель председателя правительства Московской области – министр здравоохранения: «Уважаемые коллеги, многое уже обсуждалось. Но надо не просто дойти до определенного стандарта, нужно ставить новые задачи и идти дальше. Поэтому хотелось бы услышать об опыте наших коллег, которые расскажут, что и как удается поменять. Чем стоит поделиться? На чем сделать акцент? Где были допущены какие-то ошибки? Возможно, мы многие вещи тоже делаем, но без должного акцента, без должного внимания».
Максим Забелин
Айрат Рахматуллин, министр здравоохранения Республики Башкортостан: «Тот путь, который нас однозначно приведет к качеству, – это стандартизация процессов. Вообще, это один из новых вопросов – как управлять большой системой здравоохранения со множеством процессов. В одной поликлинике более 400 процессов, которые никак между собой не связаны или связаны по определенным линиям. Поэтому стандартизация службы неотложной помощи, стандартизация работы фельдшера – это тот путь, по которому мы будем и дальше идти. Это приносит определенные результаты. Нам удалось частично разгрузить врачей-терапевтов, которые до этого занимались несвойственной им работой, и по результатам первого года, 2024-го, на 21% меньше вызовов они приняли и передали в службу неотложной помощи».
Владимир Кузнецов, министр здравоохранения Сахалинской области: «Мы разработали специальный двухдневный курс человеколюбия для наших сотрудников. На эти курсы приезжали не только доктора, у которых низкая оценка, но и главные врачи. И они вдвоем в течение двух дней участвуют в тренингах с психологом, проходят отработку навыков общения с пациентом. И если второй доктор из этого учреждения приезжает, с ним снова едет главный врач. Более того, я попросил, чтобы поставили камеру. Она показывает, где находится главврач, был ли он на учебе, что он со своим подчиненным сдает экзамен. Что происходит, если человек два раза был на тренингах и продолжает неэффективно общаться с пациентами? Мы подбираем другую работу, другой раздел, который не связан с работой с человеком».
Слева направо: Александр Герштанский, Владимир Кузнецов и Айрат Рахматуллин
Александр Герштанский, министр здравоохранения Архангельской области: «У нас до текущего момента сохраняется децентрализованная система управления неотложной медицинской помощью. У каждой ЦРБ есть свои подстанции, санитарная авиация работает сама по себе. Мы задали себе цель и фактически к 1 мая 2025 года придем к тому, что у нас будет три крупных подстанции, которые будут обслуживать подразделения. Так вот, внедрив все это, теперь мы видим, где находятся машины, как санитарная авиация работает, где ближайшие бригады в случае, например, какой-то экстренной ситуации».
Организаторы форума выражают благодарность партнерам мероприятия – компаниям «ФармЭко», «Медицинские Технологии Лтд», «Промомед», «Лабромед», «Европейский медицинский центр», «Велфарм-Групп», «Скопинфарм».