Ключевую роль в карьере Олега Атькова, до осени 2015 года занимавшего пост вице-президента ОАО "РЖД" по здравоохранению, сыграл космос. Именно как врач‑космонавт в конце 80‑х Атьков попал на тематический конгресс в Нью‑Йорке, где познакомился и подружился с будущим главой РЖД Владимиром Якуниным. В начале 2000-х Атьков перешел на работу к другу в Министерство путей сообщения, а затем и в РЖД, где вплоть до ноября 2015 года занимал должность вице‑президента и главы службы здравоохранения, сумев в этом качестве довести совокупную выручку медицинских объектов госмонополии до максимальной отметки в 2 млрд рублей. В интервью Vademecum Олег Атьков впервые рассказал, чем ему пришлось пожертвовать ради полета в космос, как прошли его 237 дней на орбитальной станции «Салют‑7», какие космические новации он привнес в РЖД и чем занялся после увольнения из корпорации.
«ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ БЫЛО СТРАШНОЙ ТАЙНОЙ»
– В середине 70-х вы были младшим научным сотрудником Всесоюзного кардиологического научного центра (ВКНЦ). Как вас затянуло в космос?
– В ВКНЦ я работал в отделе профессора Нурмухамеда Мухамедовича Мухарлямова. У него в отделении находился уникальный для того времени ультразвуковой прибор, произведенный в США, и мы, молодые ученые, отрабатывали возможности аппарата. Изучали многие малоизведанные в то время вещи: например, как развивается центральная гемодинамика в условиях гипертонического криза, как изменяется сократительная функция левого желудочка во время приступа стенокардии. Тогда же удалось доказать, что наши методы измерения полостей сердца точнее, чем у коллег, рентгенологов-ангиографистов, поскольку во время ангиографии вводится контрастное вещество, которое меняет объем левого желудочка. Такой ультразвуковой прибор стоял только в ВКНЦ.
Однажды к нам обратились специалисты из Звездного городка: в то время начались длительные космические полеты, и один из них пришлось прекратить досрочно, поскольку у космонавта появились неприятные ощущения в грудине и тяжелейшие головные боли. Космонавта привезли к нам, мы осматривали его с помощью нашей техники, а потом вырабатывали заключение, что с ним делать и есть ли у него повреждение миокарда и внутренних структур сердца. Очень скоро наше отделение начало на регулярной основе проводить исследования космонавтов. Нас стали приглашать прямо на место приземления – на Байконур. Я разбирал прибор, укладывал его в коробки, садился в самолет и вместе с бригадой врачей улетал на космодром. Фактически я был первым врачом, кто осматривал космонавтов с помощью этого аппарата после выполнения ими длительных космических полетов. На основании этих данных в том числе строилась или корректировалась система восстановительных мероприятий. Параллельно учился в аспирантуре, писал диссертацию о сердечной недостаточности. Как человек увлекающийся, пытался усидеть на двух стульях. Как-то в ВКНЦ обратился глава медицинского управления Центра подготовки космонавтов Аркадий Еремин с просьбой принять участие в разработке методик подготовки и восстановления космонавтов, участвующих в полетах продолжительностью более полугода. Я много работал вместе с ним по этой программе, много ездил в командировки, а через полтора-два года он предложил мне пройти медкомиссию для отбора в отряд космонавтов.
– Вы сразу согласились?
– Предложение было, конечно, лестным. Трудно было найти 30-летнего советского доктора, который бы от такого отказался. Да, я согласился, но проходил медкомиссию во время отпуска, так что никто, кроме моей жены, об этом не знал. Начал проходить амбулаторные комиссии – вначале это было легко скрыть от коллег из ВКНЦ. Потом нужно было ложиться на стационарное обследование в специальную клинику для здоровых Института медико-биологических проблем, где раз в год проходили медицинское освидетельствование все космонавты. Там же были оборудованы небольшие стенды для испытаний. Между собой мы называли эту клинику «детский садик», поскольку она располагалась на территории бывшего детсада. Через этот «детский сад» прошли все будущие герои и дважды герои Советского Союза. И вот здесь я оказался перед дилеммой: заканчивать диссертацию в ВКНЦ или проходить обследование для космического полета. В отпуске прошел обследование, а в сентябре признался во всем моему учителю Мухарлямову. Он очень разозлился на меня: «Я думал, ты будешь хорошим врачом, моим преемником, рассчитывал на тебя!» Повел меня к директору центра Евгению Ивановичу Чазову. Такой визит в то время был для нас равносилен восхождению на Голгофу. Евгений Иванович спросил меня: «Диссертация в каком состоянии?» Я ответил: «Дописываю». «Ну ладно, – сказал он моему учителю, – пускай дописывает. Там видно будет». В общем, из аспирантуры меня не выгнали. До полета я защитил диссертацию и продолжил совмещать работу младшего научного сотрудника института с тренировками в отряде.
Фото: из личного архива О. Атькова
«МЫ ПОЛУЧИЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЬЮЩЕГОСЯ В НЕВЕСОМОСТИ СЕРДЦА»
– Вашей научной карьере в ВКНЦ зачисление в отряд космонавтов как-то помогло?
– Вначале не особенно. Сам факт, что я зачислен кандидатом в отряд космонавтов, был страшной тайной. Я сразу получил допуск к секретным сведениям, на меня свалился целый ряд ограничений, связанных со свободой передвижения. Помню, я получил свою первую премию Ленинского комсомола, и, как председателю совета молодых ученых института кардиологии, мне дали направление на поездку в Париж. Все коллеги поехали, а меня не пустили. Я пришел с этим к Евгению Ивановичу Чазову, он меня приободрил: «Иди работай, попробую что-то сделать». Вскоре мне позвонили и велели приезжать – с вещами прямо в Шереметьево. На месте выдали паспорт с визой: «В ЦК ВЛКСМ сказали, что доверяют вам». Так я впервые в составе делегации молодых ученых выехал в капстрану.
С другой стороны, безусловно, мое занятие космической медициной способствовало стремительному развитию моих компетенций как кардиолога. Например, я и мои коллеги из ВКНЦ принимали участие в создании первого бортового эхокардиографа. Решение о начале таких разработок было принято еще в конце 70-х годов, мы их проводили совместно с одним из профильных НИИ в Королеве и головным Институтом медико-биологических проблем. В результате был создан бортовой ультразвуковой эхокардиограф, и в мае 1982 года, накануне Всемирного конгресса кардиологов, который проходил в Москве, мы его испытали. Этому предшествовало длительное обучение космонавтов Валентина Лебедева и Анатолия Березового, которых я учил делать эхокардиограмму. Через пару месяцев мы с оператором сидели в Центре управления полетами и дистанционно корректировали их действия. Сначала космонавты вышли с нами на вербальную связь, я в очередной раз рассказал, что нужно включить, как поставить датчик. Естественно, они уже подзабыли то, что мы изучали на тренировках. Я начал объяснять буквально на пальцах: «Нащупайте межреберный промежуток там, слева от грудины, и там поставьте датчик», и все в таком духе. Это был первый в мире сеанс телемедицинской связи с космосом. А мы получили изображение живого, бьющегося в невесомости сердца, аорты, митрального клапана, левого предсердия, левого желудочка и так далее. Мы были счастливы! О нашем успехе было объявлено на Всемирном конгрессе кардиологов, где я выступил с докладом «Изменение гемодинамики в результате длительных космических полетов», и там же показал первые в мире полученные с орбиты изображения бьющегося сердца.
– А как прошел ваш космический полет?
– Сразу уточню: он был первым и единственным. Да и состоялся не сразу. У генерального конструктора космических систем Валентина Петровича Глушко была идея отправить в космос самого возрастного на тот момент космонавта. Им был Константин Петрович Феоктистов. Он летал еще в 60-е годы, и 20 лет спустя важно было оценить его состояние и функциональные возможности в космосе. Было решено отправить с ним врача, а поскольку у Феоктистова была начальная стадия весьма распространенного сердечно-сосудистого заболевания, то с ним решили отправить меня. Но у Константина Петровича резко обострилась язвенная болезнь, он попал на операционный стол, и полет не состоялся. А я перешел на другую программу длительных космических полетов. Начал готовиться к старту в экипаже с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Вместе мы и взлетели 9 февраля 1984 года, а 2 октября того же года вернулись, в результате проведя на станции «Салют-7» 237 дней. За время экспедиции нас посещали другие космонавты, например, к нам прилетал Игорь Волк. Поэтому я улетал 57-м космонавтом, а вернулся 58-м.
– Какие медицинские эксперименты вам довелось провести во время полета?
– У нас была достаточно обширная программа, направленная на отработку новых комплексов средств профилактики, которые позволяли сохранять работоспособность человека, давали ему возможность прожить в невесомости год, остаться здоровым и вернуться к трудовой деятельности на Земле. Я, например, делал заборы венозной крови, прямо на станции центрифугировал, разделял на плазму и форменные элементы и отправлял в контейнерах вместе с экспедициями посещений. А однажды взял венозную кровь сам у себя. Тут я, конечно, пошел на нарушение программы исследований. Но сейчас уже можно рассказать, как это произошло. После того как я взял венозную кровь у командира экипажа и бортинженера, они, как бы между делом, за ужином, поинтересовались: «А сам у себя ты собираешься брать кровь?» Нужно понимать, что там этот психологический момент имел совершенно иную «стоимость», чем на Земле. Мы там были один на один со всей нашей жизненной историей. Поэтому я, не задумываясь, ответил: «Конечно, возьму. Но только с условием – я войду иглой в вену, но у меня не хватит рук, чтобы самому забрать кровь, поэтому кто-то должен состыковать шприц с иглой и руки у него при этом трястись не должны». Так мы и сделали: я себя спунктировал, бортинженер совершил забор крови, а командир снял все это на видеокамеру. Когда в Центре управления полетами смотрели видео, повисла напряженная тишина. Но по шее мы не получили – победителей не судят.
Фото: из личного архива О. Атькова
«НЕ БУДЕТЕ ДАВИТЬ НА ДЕСНЫ, ПОЗНАКОМИТЕСЬ С БОРМАШИНОЙ»
– У врача-космонавта было в полете какое-то специальное оборудование?
– Самые различные инструменты, в том числе офтальмологические и стоматологические. На станции «Салют-7» у нас стояла бормашина. До полета я учился лечить кариес и удалять зубы в стоматологической клинике. Поэтому если мои коллеги забывали давить десны на ночь – это обязательная профилактическая процедура, – то я им говорил: «Так, ребята, вот щипцы, не будете давить десны, придется познакомиться с ними или с бормашиной. Выбирайте!»
– За восемь месяцев вашей экспедиции на орбитальной станции побывали и другие экипажи. С кем вы встретились в космосе?
– Сначала к нам прилетела экспедиция с гражданином Индии, в составе второй делегации к нам присоединились Игорь Волк, Светлана Савицкая и Владимир Джанибеков. Это были очень интересные посещения. Светлана Евгеньевна, например, выходила в открытый космос и испытывала там лазерный аппарат для сварки металла. Игорь Петрович в то время готовился к полету на многоразовом космическом корабле «Буран», который в итоге полетел в беспилотном режиме, а сейчас стоит на ВДНХ.
–Вы говорите, что ваш полет оказался первым и последним. Почему отправиться в космос больше не удалось?
– Возможность полететь еще раз была. По итогам экспедиции мы заслужили высокую оценку, потому что сделали много того, чего до нас никто не делал. Нас называли «лучшим экипажем в истории пилотируемой космонавтики», говорили много добрых слов, пели дифирамбы. А вскоре после нашего полета на станции «Салют-7» возникли проблемы: она замолчала, перестала откликаться на радиосигналы, непонятной была ситуация с энергообеспечением. Иными словами, на орбите случилась нештатная ситуация, которая могла привести к падению станции. Тогда было принято решение отправить на «Салют-7» экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Я написал генеральному конструктору космических систем Валентину Глушко записку с предложением своей кандидатуры и обоснованием, почему на станции должен быть врач. Аргументом в мою пользу было мое недавнее возвращение из длительной экспедиции на орбиту, я мог с закрытыми глазами рассказать, что и где там находится. Мою записку рассмотрели, но ответили, что, к сожалению, на станцию нужно везти много оборудования. И вместо меня полетело «железо». Второй раз я писал прошение отправить меня в полет, когда мой экипаж готовился к перелету с одной станции на другую. Но вместо меня полетел скафандр для выхода в открытый космос. Наконец, уже я получил предложение от главного конструктора – повторить восьмимесячный полет с той же медицинской программой. Глушко позвонил сам, озвучил задачу. И я ответил так: «Валентин Петрович, я ценю ваше предложение. Если бы в полете участвовало новое оборудование, я бы с удовольствием полетел, но поскольку это будет повторение того, что я уже сделал, то я бы попросил вас отправить вместо меня моего дублера. Он давно в отряде и ждет этого полета». На что Валентин Петрович объявил: «Я вам должен сказать, что делаю предложение только один раз в жизни, больше их не будет». На этом мои полеты наяву закончились. Зато я продолжил исследования в своей лаборатории и глубоко погрузился в научную работу на Земле.
– Ваши коллеги рассказывали, что после возвращения с орбиты вам предлагали работу в Институте медико-биологических проблем (ИМБП). Почему вы проигнорировали это предложение?
– На самом деле мне предлагали перейти в ИМБП еще на этапе подготовки к полету. Но у меня было свое понимание предназначения врача в космическом полете. В ИМБП не было клиники, там изучались в основном вопросы физиологии, а космическая медицина исследует тематику, выходящую далеко за ее пределы. Вот я и решил, что смысла переходить в этот институт – никакого, потому что там я потеряю квалификацию. Когда я вернулся из командировки на орбитальную станцию, возглавил лабораторию функциональной диагностики, которая впоследствии выросла в целый отдел новых методов диагностики. Я продолжал работать с космонавтами, и в моей карьере все было хорошо.
– В 90-е годы в отечественной космической медицине, как и во многих отраслях индустрии, наступил кризис. Общий упадок как-то сказался на вас, на карьере?
– К середине 90-х я накопил большой объем отпусков, почти год, и тут как раз получил предложение из Европы, от руководства Международного космического университета, с которым давно сотрудничал, поработать год в этом университете. Я уехал в 1998 году.
– Научный потенциал Международного космического университета отличался от российских тематических исследований?
– Исследования проводились на одном и том же методологическом уровне. Другое дело, что у нас в это время исследования стали сворачиваться, а там – нет. Я очень много преподавал, поставил много экспериментов. Когда вернулся, зарубежный опыт очень помог мне в продолжении работы здесь. Я чувствовал, что руководство кардиологического научного центра – Евгений Иванович Чазов – одобряет наше направление деятельности, и это мне очень помогало.
– Тем не менее вы откликнулись на приглашение перейти в Министерство путей сообщения. Как это произошло?
– Предложение мне сделал Владимир Иванович Якунин. Мы с ним дружим еще с конца 80-х, познакомились в Нью-Йорке. Он тогда работал в ООН, а я прилетел, чтобы выступить в Комитете по мирному освоению космоса. Там мы познакомились, близко подружились, когда я вернулся в Россию, продолжили отношения и здесь, стали дружить семьями. И вот во время одной из наших встреч, уже в начале 2000-х, он сказал мне, что получил назначение на должность первого заместителя министра путей сообщения. В тот момент меня снова стали зазывать на работу европейские коллеги, им понравилось, как я провел предыдущий сезон в университете. Покидать родину, честно говоря, мне не хотелось, я поделился своими размышлениями с Владимиром Ивановичем, и он мне сказал: «Если хочешь, пойдем со мной, будешь поднимать медицинскую службу МПС». Я согласился.
– Задачи какого характера поставил перед вами Якунин?
– Главной задачей было возрождение отечественной железнодорожной медицины. Она имеет свою богатую историю, но расцвет и пик ее славы пришлись на 60–70-е годы. Я должен был сделать так, чтобы отраслевое здравоохранение стало лучшим в стране. А поскольку у меня были очень хорошие учителя, в первую очередь имею в виду Евгения Ивановича Чазова, который создал лучшую систему здравоохранения в области кардиологии, то я старался использовать их опыт применительно к железнодорожной медицине и вывести ее на международный уровень. Вскоре после моего прихода в отрасль мы попали в реформу МПС, была образована структура РЖД, и нужно было доказать, что медицина должна остаться в РЖД в качестве самостоятельного направления, поскольку это часть технологического процесса, а безопасность перевозок напрямую связана с человеческим фактором.
«ОТРАСЛЕВОЙ МЕДИЦИНЫ НЕТ НИГДЕ, КРОМЕ РЖД»
– Что вам удалось сделать за время руководства медицинской службой РЖД?
– Мы значительно расширили и усилили санаторно-курортную службу, создали профильную дочернюю компанию. Разработали и внедрили систему предрейсовых медицинских осмотров, которые помогли вывести систему безопасности перевозок на новый уровень. Иными словами, настроили отраслевую медицину так, чтобы исключить нештатные ситуации, связанные с человеческим фактором. Были организованы пять передвижных консультативно-диагностических поездов, которые работали там, где нет «медицинской цивилизации», – в зонах БАМа, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, на севере страны. В наследство от МПС нам досталась сеть из дорожных больниц, но она заметно обветшала. Ее нужно было модернизировать, усиливать в кадровом и материальном отношении. И я признателен правлению РЖД, топ-менеджерам корпорации за проявленное понимание и поддержку моих замыслов. Наконец, был создан научный клинический центр, в структуре РЖД появилась собственная научная медицинская база.
– В РЖД вы продолжили заниматься направлением космической медицины?
– Да. В РЖД мы создали специальную лабораторию, стенды, на которых мы можем создавать электромагнитные бури. Наша установка позволяет не только смоделировать бурю, но и фактически полностью убрать электромагнитное поле. Кроме того, мы создали специальную камеру, которая позволяет смоделировать некоторые условия, ожидающие человека на Луне. Мы уже провели эксперимент на восьми здоровых добровольцах. Установку мы создавали несколько лет, и сейчас она успешно работает.
– По оценкам участников рынка, выручка, которую во время вашего руководства генерировали все медицинские объекты РЖД, была около 2 млрд рублей в год. Это корректная цифра?
– Да, примерно так и было.
– Среди ведомственных медслужб у вас были сильные конкуренты?
– У нас в стране отраслевой медицины нигде, кроме РЖД, сейчас нет. У всего остального, как говорится, и труба пониже, и дым пожиже. Не существует отраслевой медицинской службы, которая бы включала в себя сеть медицинских учреждений на территории всей страны – от Дальнего Востока до Калининграда.
– Вы покинули РЖД в связи с кадровой реорганизацией, которая прошла в компании в прошлом году?
– Не хотел бы это комментировать. Скажу так: все когда-то заканчивается.
– Чем вы занимаетесь сейчас? Продолжаете сотрудничать с РЖД?
– Мое постоянное место работы – кафедра производственной медицины в РМАПО, которой я заведую. Кроме того, я уже почти 25 лет возглавляю кафедру инструментальной диагностики во Втором меде и курирую магистерскую программу в МГУ по специальности «государственная политика в здравоохранении». РЖД для меня – перевернутая страница моей медицинской биографии.