Конституционный суд указал, что нижестоящие инстанции нередко применяют административные санкции к водителям, которые употребили препараты, способные ухудшить реакцию и внимание, без выяснения конкретных обстоятельств их употребления (целей, доз, наступивших последствий и так далее). Однако состав правонарушения – необходимое основание для всех видов ответственности, и противоправные действия, если они не описаны как состав правонарушения, не могут быть основанием административной ответственности.
«Неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают неограниченное усмотрение в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод», – указано в постановлении КС.
Документ устанавливает, что, с учетом позиции Конституционного суда, пробелы в законодательстве должны быть устранены. Пока нарушения не будут устранены, употребление людьми лекарств, не содержащих этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Поводом для проверки нормы КоАП послужило дело Василия Шевелева из Салехарда. Сотрудник ГИБДД 8 августа 2021 года остановил автомобиль, которым управлял мужчина, и отправил Шевелева на медосвидетельствование. В материалах дела, направленного в суд, говорилось, что водитель управлял автомобилем в состоянии опьянения, вызванного употреблением габапентина (применяется при эпилепсии и не относится к наркотическим и сильнодействующим веществам). Руководствуясь статьей 12.8 КоАП, в которой прописан запрет на употребление «психотропных средств и иных, вызывающих опьянение веществ», суд лишил Шевелева водительских прав на 1,5 года и наложил штраф в размере 30 тысяч рублей.
В суде Шевелев сообщил, что страдает болями в спине и болезнями сердца, в связи с чем принимает Найз (нимесулид), но наличие габапентина объяснить не смог. Салехардский горсуд, где мужчина обжаловал решение, обратил внимание на то, что в примечании к статье 12.8 КоАП прописан запрет употреблять алкоголь, наркотики, «психотропные или иные вызывающие опьянение» вещества, но санкция за лекарства в организме не предусмотрена. Из-за этого противоречия суд прекратил производство по делу и обратился с запросом в КС.
В запросе Салехардского горсуда отмечается, что сложившаяся ситуация несправедлива и неконституционна, так как официального перечня лекарств, вызывающих состояние опьянения, в законодательстве нет, а судебная практика «идет по пути расширенного толкования закона». Полицейские и врачи, в свою очередь, наделены «чрезмерной свободой толкования» законодательства, что создает угрозу нарушения конституционного правила равенства всех перед законом, считают в региональном суде.
Дискуссии о допустимости наказания водителей, принимающих лекарства, ведутся не первый год. Практика употребления безрецептурных препаратов в целях опьянения действительно существует. В апреле 2022 года Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД выпустил инструкцию для инспекторов, где описал, как по поведению и внешним признакам понять, какое лекарство употреблял водитель «в немедицинских целях». При этом граждане, постоянно принимающие безрецептурные препараты по состоянию здоровья и рекомендациям врачей (речь, например, о Корвалоле или Валокордине), также рискуют остаться без прав. Компромиссного решения проблемы пока не найдено.
На несовершенство законодательства давно обращают внимание и в полиции. Сотрудники НЦ БДД МВД в 2021 году опубликовали научную статью, в которой шла речь о необходимости правки КоАП. По аналогии с алкоголем предлагалось закрепить пороговые значения для наркотиков и других психоактивных веществ, а также ввести маркировку лекарств, оказывающих негативное влияние на вождение. Все это можно регламентировать в новом КоАП, над которым уже несколько лет работает Минюст, отметили представители НЦ БДД МВД.
В конце октября 2022 года Комитет по охране здоровья поддержал проект закона, который может позволить МВД оперативно получать от Минздрава данные в электронном виде о результатах медицинских осмотров водителей. В случае принятия закона результаты медосмотров, включая выявленные противопоказания к управлению транспортным средством, будут автоматически загружаться в ЕГИЗС, и через межведомственную систему взаимодействия станут доступны МВД. Также предусмотрена возможность получения водителями медицинских справок в электронном виде. Рассмотрение законопроекта Госдумой назначено на ноябрь 2022 года.