Первый в 2017 году номер Vademecum посвящен подведению итогов – пора обозреть и наш скромный инвестиционный портфель, заведенный в начале 2016 года.
Напомню, что мы задались целью купить минимальные пакеты акций всех присутствовавших в тот момент на фондовом рынке отечественных фармацевтических и медицинских компаний. Публичным статусом тогда козыряли семь игроков. Некоторые акции можно было покупать только лотами по 10 или 100 штук, так что в итоге пришлось потратить 13 562 рубля (плюс комиссия брокера). Сейчас, по состоянию на 19 января, этот портфель стоит 18 265 рублей. Прирост – 4 703 рубля, или 34,6%, что очень и очень неплохо.
Триумф? Давайте не будем спешить с оценками, а поглядим на цифры внимательнее.
В декабре мы потеряли одного из эмитентов – «Фармстандарт» ушел с фондовой биржи, принудительно выкупив свои акции у миноритарных акционеров. За нашу единственную акцию мы получили на счет 1 050 рублей, притом что покупали ее за 1 058 рублей. Тем самым владелец «Фармстандарта» Виктор Харитонин лишил нас восьми законных рублей, что, конечно, жутко обидно. Неудивительно, что другие миноритарные акционеры подали к нему иски на общую сумму 554,5 млн рублей, требуя доплатить за принудительно выкупленные акции.
ПАО «Аптечная сеть 36,6», несмотря на бурный рост методом слияний и поглощений, подешевело на 40%, причинив нам убыток 73 рубля.
«Отисифарм» упал на 11%, это значит, что Харитонин наказал нас еще на 235 рублей. Производитель БАДов «Диод» подешевел примерно на столько же в процентах, в деньгах уменьшившись на 44 рубля. Но самым убыточным в абсолютном выражении оказался «Фармсинтез», упавший на 16% и уменьшивший наше богатство на 315 рублей.
Теперь о хорошем: ИСКЧ подорожал на 4,7%, заработав нам 80 рублей. А вытянул нас из пропасти отчаяния «Протек» – акции компании подорожали за год на 72%, а благодаря большому объему минимального пакета (100 акций) это принесло и самую существенную выгоду – почти 5 тысяч рублей, которая с лихвой перекрыла просадку других эмитентов.
Но знай мы прикуп, вкладывались бы не в фармкомпании, а поставили все, что есть, на группу «Мать и дитя» <MDMG>, акции которой за год подорожали вдвое. Но по иронии судьбы именно этого эмитента в нашем портфеле нет. Акции «Мать и дитя» торгуются только на Лондонской фондовой бирже, а чтобы открыть международный брокерский счет, на него нужно внести минимум $3 тысячи. Но издатель Vademecum пожалел дать на это денег. Нет дара провидения у этого человека.