Главный закон страховой медицины – «деньги следуют за пациентом» – в системе ОМС пока работает через раз: то денег не хватает, то пациенту некуда податься. Особенно болезненна эта аритмия для клиник, настроенных на оказание высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Программа госгарантий, от каких бы источников она ни запитывалась, не справляется с возросшими клиническими возможностями. Бюджетные маневры Минздрава и ФФОМС ситуацию принципиально не меняют – центры высоких медицинских технологий (ВМТ) недозагружены. О беде доложили Путину, президент посвятил парадоксу ВМП большой абзац в Послании федеральному собранию и потребовал: оказать высокотехнологичным клиникам поддержку. Проще говоря, найти деньги.
Проблемы у федеральных медцентров начались ровно в тот момент, как ВМП стала погружаться в систему ОМС. «Упитанные» страховые тарифы ВМП привлекли годных для подобной работы операторов регионального подчинения. Концептуально вроде бы все складывалось: ФФОМС изначально отбирал для погружения в систему те методы ВМП, применять которые можно максимально широко. Теорию подтвердила практика: в 2014 году ВМП за счет средств ОМС оказывала в общей сложности 641 клиника, в 2015 году – уже 791, рост 23%. Вскрылось и еще одно обстоятельство – регионы не хотят расставаться с госзаказами на оказание ВМП и передавать кому бы то ни было на сторону деньги «своих» ТФОМСов. По мере того как в ОМС погружались новые виды ВМП, охотников оказывать ее прибавлялось, что напрямую отражалось на пациентском потоке федеральных медцентров.
Что же им оставалось в этой ситуации? Заключать договоры с множеством ТФОМСов, проникать в территориальные программы госгарантий и пытаться, конкурируя с местными клиниками, обеспечить себе поступление больных. Плюс настаивать на своем безусловном техническом и квалификационном превосходстве, открывающем иные, помимо бюджетов ОМС, источники финансирования. Формат и средства для поддержки федеральных клиник Минздрав нашел в начале 2015 года. В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий дополнительное финансовое обеспечение – 45 млрд на три года – на оказание «медпомощи в рамках клинической апробации». В документе специально оговаривалось, что «апробация» не подразумевает включение подобной медуслуги в программу госгарантий, – так от «целевого» бюджета были отсечены все прочие операторы ВМТ. Закон был подписан уже в начале марта.
Спасая от простоя федеральные медцентры, Минздрав не забывал рапортовать об успехах в тиражировании ВМП. В конце апреля Вероника Скворцова сообщила, что по итогам 2014 года число россиян, получивших ВМП, увеличилось на 40% и достигло отметки в 715 тысяч человек (при целевом показателе 750 тысяч к 2016 году).
Оптимизм министра охладили эксперты ОНФ, принявшиеся разбираться с финансированием здравоохранения в целом и ВМП – в частности. «Фронтовики» взяли план погружения высокотехнологичной помощи в ОМС и начали считать: в 2015 году на оказание 459 уже «погруженных» видов ВМП было выделено 82,1 млрд рублей, в 2016-м – на финансирование 1 466 видов зарезервировано 99,5 млрд рублей. «Число видов медпомощи вырастает в три раза, а финансирование – лишь на 23%», – недоумевали эксперты ОНФ, глядя на плановые профильные расходы.
Критику общественников Минздрав проигнорировал, зато опубликовал проект Программы госгарантий оказания медпомощи на 2016 год. Если верить этому документу, в базовую страховую программу в текущем году будут погружены не оставшиеся за бортом 1 007, а чуть больше 50 видов ВМП. Впрочем, нормативы финансовых затрат на высокотехнологичную помощь – как в базовой программе ОМС, так и за счет трансфертов ФФОМС федеральному бюджету - действительно выросли практически по всем профилям, но удивительно непропорционально: в одних случаях на 5 тысяч рублей, в других – более чем на 100 тысяч.
В движении питающих индустрию денежных потоков вообще много странного. В 2016 году ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, будет финансироваться так же мудрено, как и раньше. Сначала ФФОМС направляет трансферты в федеральный бюджет. Затем эти средства распределяются между федеральными органами, имеющими в своем ведении центры ВМТ, и Минздравом, который выделяет региональным бюджетам субсидии для софинансирования обязательств по ВМП. В бюджете ФФОМС-2016 на ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, предусмотрено 96,7 млрд рублей (в 2015 году – 82 млрд рублей), которые будут поделены следующим образом: федеральным центрам ВМТ – 90,7 млрд рублей, регионам на софинансирование ВМП – 6 млрд.
Если бы эта пропорция могла спасти федеральные клиники, Владимиру Путину не пришлось бы произносить: «Для финансирования таких операций предлагаю создать в системе ОМС специальную федеральную часть». Президент поручил правительству изыскать средства и выбрать схему финансирования федеральных медцентров. Но, похоже, поиски затянулись, и законную силу обрели поправки в закон «Об ОМС», сохраняющие прежнее направление денежных потоков.
Правительство, видимо, вдохновленное промежуточным решением, 21 декабря утвердило программу госгарантий – скромную, но ответственную: в 2016 году за счет средств ОМС будет оказываться 54 новых видов ВМП.