Почти 90 млрд рублей из объема МТР в 2019 году ушло на оплату стационарной медпомощи, 10,3 млрд рублей – на лечение в дневном стационаре, 10,2 млрд рублей – в амбулаторных условиях. Оставшуюся часть составляют стоматологические услуги и экстренная помощь.
Наиболее востребованным профилем медицинской помощи в структуре МТР является онкология (13,5% от общей суммы выставленных счетов в 2019 году), за ней следуют травматология и ортопедия (9%), акушерство и гинекология (7,5%), офтальмология (7%) и другие. В СП отмечают, что пациенты выезжают за помощью туда, где «профильное лечение требует высокой оснащенности и обеспеченности лечебных учреждений новейшими технологиями».
Из 90 млрд рублей, отправленных на оплату стационарной медпомощи, 60 млрд рублей (66%) приходятся на пять регионов: Москва (31,8 млрд рублей), Московская область (14,4 млрд рублей), Санкт-Петербург (9,5 млрд рублей), Краснодарский край (2 млрд рублей), Калужская область (1,5 млрд рублей). Причем Москва лидирует как по объему средств, поступивших от территориальных фондов, так и перечисленных в территориальные фонды ОМС по месту оказания медицинской помощи.
Аудиторы фиксируют: территориальные фонды ОМС подчас используют почти весь свой нормированный страховой запас (НСЗ) – единственный источник оплаты МТР, чтобы погасить счета других регионов за лечение своих застрахованных. Порядка 90% НСЗ на взаиморасчеты с ТФОМС использовали в 2019 году в Чеченской Республике, 80% – в Чукотском АО и Вологодской области. Практически не тратили НСЗ на «межтеры» Хабаровский край (11,5%), Томская (14%), Свердловская (14,2%) и Кировская (16%) области.
Большинство субъектов имеют отрицательную разницу между входящим и исходящим потоком МТР, что, уверены аудиторы, «наглядно свидетельствует об отсутствии либо низком уровне планирования подобных расходов и в свою очередь приводит к дефициту средств в территориальных программах финансирования ОМС». В 16 регионах фактические годовые расходы на межтерриториальные расчеты превысили плановые.
Авторы отчета коснулись и проблемы задержек в оплате счетов терфондов между собой. Специалисты уверены, что необходимо установить «реальную» ответственность ТФОМС по месту страхования за неоплату выставленных счетов – к примеру, введение штрафов. ФФОМС рекомендовано разработать федеральные рекомендации о методах планирования объемов межтерриториальной помощи.
В ФФОМС и Минздраве на предложение Счетной палаты в части МТР ответили, что действительно ставят перед собой задачу «унификации механизмов межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь». Этот механизм предлагала ранее и глава ФФОМС Елена Чернякова, а отражение инициатива нашла в черновике законопроекта 875655-7 об изменениях в 326-ФЗ «Об ОМС».
По данным Аналитического центра Vademecum, объем взаиморасчетов по ОМС в России в 2018 году составлял 136,5 млрд рублей.