Контрольные знаки можно будет идентифицировать с помощью специальной информационной системы. «Это необходимо для понимания их движения от производителя до конечного потребителя и определения технических возможностей и эксплуатации соответствующей информационной системы», – говорится в сообщении ведомства.
Какими именно будут эти контрольные знаки, пока не уточняется. Ранее сообщалось, что для маркировки может применяться либо двухмерный штрих-код, либо радиочастотный чип.
Проведение эксперимента и взаимодействие с участниками рынка будут обеспечивать Федеральная налоговая служба, Минздрав и Росздравнадзор.
В Минздраве надеются, что оценка результатов эксперимента позволит впоследствии усовершенствовать порядок обращения лекарственных средств на территории РФ.
«Внедрение маркировки лекарственных средств по всей цепочке поставок – от производителя до конечного потребителя – это большие затраты, которые в конечном счете лягут на плечи покупателя. Что касается затрат дистрибьютора на маркировку, то уже сейчас понятно, что придется вносить коррективы во все складские процедуры и устанавливать дополнительное оборудование. Кроме того, потребуется увеличение временных и человеческих ресурсов на обработку товара, так как сканировать придется не короба, на что сейчас уходит несколько секунд, а каждую упаковку», – пояснил корреспонденту Vademecum генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский.
Также он добавил, что «стоимость эксперимента для дистрибьютора будет зависеть от количества участников со стороны производителей, объема товара, требующего маркировки, и конкретного оборудования, которое нужно будет установить».
В «АстраЗенека», напротив, инициативу Минздрава поддержали. «Компания «АстраЗенека» действительно поддержала озвученную ранее инициативу по маркировке лекарственных препаратов специальными знаками. Мы считаем это важным с целью противодействия контрафакту. Аналогичная маркировка лекарственных препаратов уже осуществляется на наших европейских заводах. Тем не менее для того, чтобы говорить о дальнейших шагах, нам необходимо получить четкие разъяснения со стороны разработчиков проекта относительно того, каким именно образом должна осуществляться как сама маркировка лекарственных средств, так и последующая обработка и хранение данных. После того как это понимание будет получено, мы сможем начать планировать свои шаги в данном направлении», – пояснил корреспонденту Vademecum Геннадий Пяцкий, директор завода «АстраЗенека» в России.
«Санофи» также поддерживает эксперимент ведомства.
«Внедрение современных элементов маркировки и различных вариантов защиты лекарственного препарата позволяют подтвердить подлинность и качество лекарственного средства. Санофи проводит ежедневную работу в России по выявлению и борьбе с фальсифицированными и контрафактными лекарственными препаратами, - утверждает директор по корпоративным связям компании «Санофи» Юрий Мочалин. - При этом защита оборота лекарственных препаратов от проникновения поддельных, некачественных лекарственных средств должна поддерживаться всеми участниками товаропроводящей системы, и у них должна быть возможность проведения контроля данного процесса. И, конечно, варианты защиты первичной и/или вторичной упаковки должны быть экономически целесообразны для участников фармацевтического рынка. Например, система маркировки Data Matrix имеет высокий уровень надежности и применяется во многих европейский странах. Некоторые препараты Санофи уже имеют маркировку Data Matrix. Но внедрение данной системы требует больших капиталовложений и участия, взаимодействия многих участников, вовлеченных в процесс производства, дистрибьюции и продажи лекарственных средств».
В 2015 году Минздрав сообщал о планах разработать федеральную государственную информационную систему мониторинга лекарственных препаратов. Предполагалось, что доступ к информации системы через веб-интерфейс или мобильное приложение получат все граждане, а при покупке препаратов они смогут проверить подлинность лекарственных средств и узнать дату и место их производства.