Так, оказалось, что цены на одни и те же услуги в медучреждениях Приморья могут различаться в среднем в 3,5–4 раза, а стоимость наиболее востребованных процедур установлена на уровне цен коммерческих организаций. При этом ценовая политика госклиник никак не регламентируется. Например, во владивостокской поликлинике №3 прейскурант на 2015 год был составлен не из расчета фактических затрат на оказание медуслуг, а на рыночных основаниях – с учетом коэффициента инфляции и сравнительного анализа цен в других поликлиниках. В результате за 2014-2015 годы цены в медучреждении значительно выросли – от 60% до 300% в зависимости от вида услуг.
В этом же медучреждении и во владивостокской поликлинике №1 администрация решила заработать на дополнительных услугах и незаконно включила в договоры об оказании платных услуг такие опции, как выписка из амбулаторных карт и из истории болезни, а также направление на обследование, которое выполнялось за отдельную плату. Кроме того, многие бюджетные медучреждения, оказывающие платные услуги, не сообщали о расценках на своих сайтах, а также допускали взимание с пациентов платы за услуги, которые полагается предоставлять бесплатно по полису ОМС.
Особенно озаботились аудиторы системной проблемой – «отсутствием препятствий» для оказания платных медуслуг на оборудовании, приобретенном за счет бюджетных средств, которое должно в первую очередь использоваться для выполнения госзаказа, а также тем фактом, что полученные от коммерческой деятельности средства практически не расходуются на укрепление материально-технической базы и на другие нужды.
Объем платных медуслуг в 18 медучреждениях края в 2015 году вырос в среднем в два раза (по сравнению с показателями 2014 года). Больше всего, по данным КСП, на платных услугах зарабатывают стоматологические поликлиники.
Удельный вес расходов на приобретение медицинского оборудования в общем объеме трат медицинских учреждений в 2015 году составил от 0,5% до 24%. Например, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи потратил на закупки 8,8 млн рублей, заработанных на оказании платных медуслуг, то есть лишь 2,9% от общего объема расходов клиники.
Несмотря на то что при формировании тарифов на платные услуги больницы учитывают затраты всех ресурсов, включая и оплату коммунальных платежей, на эти цели полученные средства почти не расходуются. По данным КСП, семь клиник, попавших под проверку, вообще не оплачивали коммунальные услуги за счет средств от коммерческой деятельности, а в остальных медучреждениях удельный вес коммунальных услуг в общем объеме расходов из этого источника составляет 0,2–3,9%.
Основная доля заработанных платными отделениями средств расходуется на оплату труда. Например, тот же Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи направил в 2015 году на формирование фонда оплаты труда 63,2% от общего объема доходов, владивостокская поликлиника №1 – не более 60%, владивостокская поликлиника №3 – не более 20%.
Аудиторы сделали вывод, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях, в том числе рекомендующих порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также отсутствие методики расчета тарифов на медицинские услуги с учетом экономической ситуации и платежеспособности населения. Департамент здравоохранения Приморского края в нарушение собственного устава никак не контролирует коммерческую деятельность местных ЛПУ.
Ссылаясь на результаты проверки, депутаты заксобрания Приморского края предложили разработать нормативный документ, регламентирующий оказание платных услуг в госклиниках. Инициативу уже поддержал Комитет по социальной политике и защите прав граждан заксобрания.
По мнению депутата Сергея Сопчука, регламент позволит исключить предоставление услуг, предусмотренных программой госгарантий, за деньги, а также упорядочить использование оборудования и инвентаря, закупленных на бюджетные средства.
«Считаю абсолютно недопустимым, что на государственные деньги ремонтировались помещения, закупалось дорогостоящее оборудование и после на этом оборудовании оказываются платные услуги, которые к тому же так отличаются по стоимости. Должен быть четкий порядок и регламент, определяющий, сколько и какая услуга на всей территории края с учетом небольших коэффициентов должна стоить», – добавил депутат Сергей Слепченко.
Как установил департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ, почти 45% россиян пользуются платными медицинскими услугами в частных и государственных клиниках. Лечиться в частных медицинских центрах предпочитают 34% от числа опрошенных, в государственных больницах за дополнительные услуги платят еще не менее 10%.