27 Июля 2024 Суббота

«Укрупнение рано или поздно случится, вопрос, участвуем мы в этом или нет»
Дарья Шубина Мединдустрия
25 ноября 2019, 8:24
Сергей Сидоров, Председатель совета директоров ГК «Медскан»
Фото: ГК «Медскан»
10604

Зачем сеть центров лучевой диагностики «Медскан» трансформируется в многопрофильный холдинг

Ограниченная финансовая емкость коммерческого рынка, труднодоступный госзаказ, ужесточение регуляторных требований – все эти обстоятельства подталкивают игроков к консолидации. Чуть больше года назад естественную тягу к объединению реализовала московская сеть «Медквадрат», войдя в состав «Медскана» Евгения Туголукова. В течение 2019 года новоиспеченная группа насобирала еще несколько активов разного калибра и специализации, теперь в нее также входят московские Hadassah Medical Skolkovo, Клинический госпиталь на Яузе и «Интермед», воронежский Межрегиональный медцентр ранней диагностики и лечения онкозаболеваний, а также одна из первых медицинских компаний Туголукова – пермская «Философия красоты и здоровья». Совокупная выручка этих предприятий за 2018 год – 2,5 млрд рублей. О том, как такие разные игроки будут уживаться вместе, Vademecum рассказал совладелец «Медквадрата», председатель совета директоров ГК «Медскан» Сергей Сидоров.

«ФАЗА «СОБИРАНИЯ» КОМУ-ТО МОЖЕТ БЫТЬ НЕПОНЯТНА»

– Сетью «Медквадрат» вы долгое время занимались, не оставляя своего основного бизнес-профиля – инвестбанкинга. Зачем вообще вложились в медицинский проект?

– Я вырос в семье врачей, мой отец – известный акушер-гинеколог Александр Сидоров, поэтому, как только мне предложили поучаствовать в медицинском проекте, я согласился. Конечно, в середине 2000-х представления о том, как работать на этом рынке, не было ни у кого. Была попытка открыть сеть стоматологий, в итоге за несколько лет запустили пять клиник в Москве, но особенных успехов в таком узком направлении добиться не удалось. Даже потеряли на этом. Поэтому мы с партнерами решили вложиться в более серьезный объект – так, в 2007 году появилась многопрофильная клиника «Медквадрат» в Куркино.

К тому моменту стало понятно, что медицинская отрасль пока не консолидирована, а значит, имеет большой инвестиционный потенциал. Именно тогда случилась первая волна «осмысленных» инвестиций в медицину: прежде все проекты развивались в формате «инвестор – благодарный пациент конкретного врача» и было немало разочарований. Я смотрел на процесс иначе – экстраполировав на нашу почву опыт относительно похожих с точки зрения демографии и состояния экономики стран, например, Турции. Поэтому мы начали, наверное, одними из первых, внедрять амбулаторную хирургию, развивать клиентский сервис и многое другое.

– Почему в таком случае открыли только три клиники?

– Основным препятствием для развития – кстати, не только нашего – всегда был доступ к капиталу, к банковскому финансированию. Например, мы хотели открыть поликлинический филиал без «тяжелой» диагностики, на это нам требовалось $1,5–3 млн. Банкам это было совсем неинтересно – это мелкий бизнес. Так что развивались мы на то, что зарабатывали сами. А банкиры над нами посмеивались. Зато теперь медицина стала всем крайне интересна, и банки, наконец, разглядели в частных клиниках партнеров.

– На этой очередной инвестиционной волне вы пошли не в банк, а на сделку с «Медсканом». Какой был смысл объединять поликлинику с онкологическим проектом?

– На это решение я опять же смотрел как инвестиционный банкир. Ключевой эффект объединения – синергетический. Первое – это сокращение управленческих расходов. У сеток в 3–5 клиник размер управляющей компании такой, что она могла бы обслужить и 10, и 20 точек. Расходы на нее соответствующие. В Москве речь может идти о расходах, сопоставимых с EBITDA. В медицинском бизнесе обычно оптимальными считаются затраты на административно-управленческий блок на уровне 10% всех расходов, но и этого очень много. В ритейле, например, средний показатель – 5%, а если он вырастает до 8%, то такая сетка уже считается неэффективной.

Второе – и я, и мои партнеры по «Медквадрату» за годы работы сети были вполне готовы к укрупнению. Для этого нужен был надежный партнер, который разделял бы наши принципы и подходы к ведению бизнеса и лечебного процесса.

Если у тебя «белая» компания, то конкурировать, в том числе за врачей, и расширяться самостоятельно становится очень сложно. При этом укрупнение все равно рано или поздно случится, вопрос, участвуем мы в этом или нет. В стране с населением 140 млн человек в конечном счете останется десяток лидеров рынка, как это произошло в других отраслях. Это другие игроки, которые будут стоить совершенно других денег. Так что объединение с «Медсканом» – это для меня не просто возможность поддержать существующую сеть, а больше инвестиционный кейс.

– Правильно я понимаю, что сделка была безденежной – случился обмен долями, но никто из акционеров «Медквадрата» из проекта не выходил?

– Да, мы договорились о принципах совместного управления, фактически объединили управляющую компанию. Это моментально дало денежный эффект. Все ключевые решения принимаются коллегиально – советом директоров. В него входят разные люди из всех активов группы компаний «Медскан». Нет такого, когда «я что-то решил и делаю». Мы строим корпоративную структуру.

– Это же усложняет всем жизнь.

– Не согласен. Во-первых, решения на уровне компаний всегда были коллегиальными, обсуждались акционерами. Во-вторых, вопрос – это предмет дискуссии, обсуждения членами совета директоров. В бюрократов мы не превращались. Собираемся раз в месяц и обсуждаем, как реализуется годовой план развития группы.

– Кстати о развитии. Логика сделок «Медскана», случившихся за последний год, непонятна. Пока ГК для стороннего наблюдателя выглядит как набор разрозненных активов.

– Мы хотим построить одного из лидеров рынка медуслуг с сильным онкологическим блоком. Действительно, активы разные, но все они встраиваются в ту «экосистему», которая в итоге у нас получится. Это, если хотите, полный цикл медпомощи – от лечения насморка до тяжелых онкологических случаев. Понимаю, что фаза «собирания» активов кому-то может быть непонятна и казаться нелогичной, но это же совершенно ничего не значит. Только мы знаем, какой будет конечная модификация, все планы раскрывать не буду, но это однозначно будет большой национальный игрок.

– «Национальный» – это, в вашем понимании, какой?

– В перспективе мы думаем о 50 точках в крупнейших регионах страны, а сейчас у нас уже порядка 30 точек.

«GREEN FIELD НАМ НЕИНТЕРЕСЕН»

– «Собирательство» на нашем рынке обычно происходит в формате «беру тех, кто на меня похож». ГК «Мать и дитя» покупает клиники с компетенциями в акушерстве и гинекологии. ГК «Медси» интереснее классические многопрофильные клиники и сети и так далее. А у вас – «Хадасса». Какую роль этот актив сыграет в составе группы?

– Проблема любого медицинского проекта, а особенно большого, – качество врачей. Мы не можем брать на себя функцию государства и заниматься их переподготовкой. Но мы можем взять лучшие практики. «Медскан» давно сотрудничает с UPMS, с сингапурскими коллегами, теперь у нас появился еще один сильный партнер в лице «Хадассы». Мы рассматриваем этот объект как центр компетенций, возможность распространить колоссальный опыт и передовые протоколы лечения на всю нашу сеть. Поэтому одна из краткосрочных задач – наладить бесперебойную связь врачей из разных клиник друг с другом и с «Хадассой». У всех специалистов должна быть возможность получить второе мнение в формате «врач – врач», а у пациентов – прямой выход на израильских докторов.

– Как сделку воспринял коллектив медцентра «Хадасса» в Сколково? Насколько мне известно, без увольнений не обошлось.

– У каждого сотрудника в нашей группе компаний есть персональный выбор. Он может стать частью большой системы или работать в маленьком бутике. Везде есть своим плюсы и минусы. Клиника «Хадасса» стала частью большой структуры, которая управляется иначе, чем одиночный игрок, другой процесс принятия решений. Медицине сейчас повсеместно не хватает корпоративности, которая есть в других секторах. Здесь по-прежнему сильно желание каждого устраивать one mane show. Я верю, что здравоохранению корпоративные практики пойдут только на пользу. Да, это новые правила игры, которые не всем понятны и приятны. В корпорации решить что-то кулуарно точно не получится.

– Как вообще «Хадасса» себя чувствует с точки зрения загрузки? Сколково – очень далеко, других объектов, генерирующих поток, там пока нет.

– Никогда не было такой идеи – ни у правительства, ни у фонда ММК, ни у нас – сделать еще одну элитную клинику. Элитных клиник в Москве предостаточно. Идея – привезти в Россию настоящую израильскую медицину и сохранить тех пациентов, которые выезжали на лечение за границу, в России. У нас нет иллюзий – для загрузки «Хадассы» надо приложить усилия, но мы к этому готовы. Если мы сможем доказать, что у нас медпомощь на уровне израильской, то проблем с загрузкой не будет. И люди еще посмотрят – лететь в Израиль или доехать до Сколково.

– А вторая очередь клиники, куда Москва собиралась направить порядка 2,9 млрд рублей, уже строится?

– Да, работы уже начались.

– ГК «Медскан» будет инвестировать в проекты «с нуля»?

– Нет, green field нам неинтересен. Нам проще за счет слияний и поглощений. Нет времени на стройки, надо заниматься консолидацией. Та же покупка московской клиники «Интермед». Маленький кейс [выручка «Интермеда» в 2018 году составила, по данным СПАРК-Интерфакс, 33,7 млн рублей. – Vademecum], который отлично отражает то, что будет на нашем рынке в ближайшие годы происходить. В какой-то момент в медицинские активы вложились разные бизнесмены. На поверку оказалось, что многим из них этот бизнес неинтересен. Кто-то «наигрался», кто-то понял, что с точки зрения управления это очень тяжелый бизнес. Поэтому сейчас собственники готовы к выходу, причем по тем оценкам, которые могут быть нам интересны.

– По каким?

– Внешний ориентир – публичные компании, у нас на рынке она по факту одна. Внутренний – то, что я называю « неиспорченная экология», то есть клиника «белая». Если врачи привыкли получать зарплату в конвертах, от этого уже не избавиться, и проще весь коллектив разогнать, а клинику закрыть. Должны быть созвучные нашим медицинские принципы, а сам объект – соответствовать всем лицензионным требованиям. Выбор, скажу я вам, невелик. Мы пересмотрели уже очень много активов, от большого количества покупок отказались. Дальше – правильная цена. Ожидания покупателей и продавцов отличаются примерно в два раза. Если покупал по 5 EBITDA, то продавать буду за 10, так рассуждает собственник. Это огромная проблема. Мы знаем объекты, например, в Москве, которые хотели бы продаться, но мы с ними не можем договориться. Так или иначе, тренд на консолидацию все равно есть. Поэтому мы все чаще слышим от собственников примерно следующее: «Я не могу, не хочу, не умею этим управлять».

И действительно, первый же аудит вскрывает ошибки в управлении. По аналогии с заводом: все деньги потратили на станки, но совершенно забыли сделать отдел продаж. Поэтому «завод» этот работает не на 100%, ну хотя бы на 80%, а на 30% мощности. Все очень любят говорить про «сарафанное радио» – про то, что на врача в любом случае придут пациенты. А я так не думаю. Надеяться только на «сарафанное радио» – как минимум неактуально. Почему бы не использовать опыт, который накопился в других отраслях.

«МЫ ХОТИМ РАБОТАТЬ С ГОСУДАРСТВОМ»

– Что вы имеете в виду – инструменты продвижения и упаковки услуги?

– Конечно. Продать – это не значит «впарить», это значит решить проблему человека. И сделать это надо так, чтобы пациент, в случае необходимости, к нам вернулся и привел своих родных, друзей и коллег. Надо уходить от продажи услуги к продаже решения. Вместо того чтобы продавать просто КТ или просто прием терапевта или кардиолога, мы хотели бы научиться продавать клинический случай. Собственно, есть опыт израильской медицины – там тоже много лет продавали услугу, но как только стали предлагать «пакетные» решения, случился взрыв.

Все привыкли к такой типологии каналов продаж – прямые платежи, ДМС, ОМС и прямые корпоративные договоры. Я предпочитаю делить каждый канал на много маленьких. Вот, например, есть целый рынок ассистанс-компаний, которые вывозят пациентов на лечение за рубеж или ищут лечение в России для иностранцев. С ними надо работать. Или другой канал – ЭКО для китайской аудитории. Спрос на репродуктивную медицину в России в этой категории пациентов сильно вырос, так как те, кто ездили за этой услугой в США, после начала торговой войны Китая и Америки приезжают теперь к нам. Потом страхование жизни, которое тоже предполагает ежегодные профосмотры. Широкий канал продаж – иностранные страховые компании. Подумать только, маленький «Медквадрат» давно работает с такими пациентами. Да, надо пройти аудит, доказать свою честность, но это работает.

– Еще два канала – ОМС и высокотехнологичный госзаказ. Правда, с последним будет посложнее.

– Конечно, мы хотим работать с государством, особенно в сегменте онкологической помощи. Государство – сильный, самый большой игрок в этом сегменте. Но ведь и «Альфа-банк» прекрасно работает, несмотря на то что рядом есть Сбербанк и ВТБ. Здравоохранение – важнейшая отрасль, поэтому государственное присутствие в ней должно быть значительным. Надо не конфликтовать с государством, а договариваться. Мы готовы инвестировать в решение конкретных проблем, в те сегменты, на которые не хватает госфинансирования. И не только в ВМП, но и в первичном звене – например, в лучевой диагностике.

– Вас не смущает, что правила игры какие-то неконкурентные? Вот уже и о «двойном лицензировании» заговорили.

– Никто не будет спорить, что в стране должна быть качественная медпомощь. За нее надо бороться, убирать недобросовестных, как частных, так и государственных, игроков. Мы не поддерживаем жестких мер, которые приведут к ограничению конкуренции. Частные клиники обязательно должны быть, тем не менее сейчас в отрасли формируются правила игры. Как и консолидация, это было неизбежно.


туголуков, сидоров, медскан, hadassah, хадасса, частная медицина, инвестиции
Источник: Vademecum №9, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении