27 Июля 2024 Суббота

Тяга к перемене мечт: как участникам ТОП200 аптечных сетей России приходится пересматривать свои взгляды на жизнь
Полина Гриценко, Елена Микова Фарминдустрия Рейтинг аптечных сетей
18 апреля 2020, 18:59
Иллюстрация: Роман Коновалов/Vademecum
32456

«Все, чего мы тут достигли, получено не уменьем, а числом, т. е. непомерными затратами людских сил и материалов. Все создаваемое обходится много дороже, чем оно стоит, но государство разрешает себе не считать расходов. <…> Долгие десятилетия мы истощали колхозную деревню до полного отобрания сил ее, до полного отчаяния. <…> Истощены ее вера в дело, ее интерес. По старой пословице: отбей охоту – рублем не возьмешь». А.И. Солженицын «Письмо вождям Советского Союза», Париж, 1974 год. И почти полвека спустя для, казалось бы, совсем другой (но все той же) страны Солженицын остается суперактуальным автором. Просто заменим в цитате слова «колхозная деревня» на «малый и средний бизнес», а после представим, что случится с индустрией здравоохранения и непосредственно с фармрозницей к концу эпидемии COVID-19. Это вовсе не трудно, ведь время неумолимо крутится назад.

МАРГИНАЛЬНАЯ МАРЖИНАЛЬНОСТЬ

Ощущение 90-х начало подступать к горлу в конце февраля – начале марта, когда в редакции Vademecum сразу несколько человек заметили: будто из небытия вырастают доброхоты, которые в погоне за легким процентом от посредничества пытаются реанимировать угасшие социальные связи, чтобы скоренько решить проблему закупки или поставки эпидемического дефицита. Пытаясь вникнуть в нехитрую конъюнктуру проросших на почве COVID-19 барыг, мы быстро открыли для себя новый (забытый старый) мир со своеобразными этикетом, терминологией и экономическими моделями. Возобновлению ушедших 90-х способствовало то, что в дефиците оказались прежде маргинальные товарные позиции, ставку на которые еще вчера сделал бы или безумец, или просто очень везучий человек – такой, как, например, экс-владелец Marathon Pharma Александр Винокуров (купил в 2017 году производителя антисептика Sanitelle – компанию «Бентус лаборатории» – и теперь, хочется так думать, неплохо заработал).

Источник: VM-Навигатор

Последние на время стали первыми. Кажется, уже с 1 марта (задолго до настойчивого приглашения россиян к самоизоляции) импортеры масок и их немногие отечественные производители, которые, как ностальгически вспоминают в аптечных сетях, прежде мечтали продать медицинскую «трехслойку» в аптечную сеть по 80 копеек, включили автоответчики, деликатно предлагающие поговорить о новых закупках ближе к июню. Еще бы им бежать отвечать: к началу марта «наварить» на масках можно было 10 «концов», хотя для некоторых и это не было рекордом. Спустя еще пару недель рынок уверенно оперировал еще парой слов – иностранным «спанбонд» (нетканый материал, основа трехслойной медицинской маски) и вполне русским – «налик».

Последнее понятие, а также общая атмосфера недоверия между контрагентами, щемящее предчувствие «кидка» или упускаемой выгоды особенно повлияли на культуру отношений на рынке медизделий. В среде бесчисленных посредников и торговцев как-то сама собой вызрела особая манера ведения переговоров, которую прежде можно было подсмотреть в сериалах про колумбийских наркоторговцев. Правда, вместо городов Медельин или Кали упоминались уже другие географические ориентиры – Шэньчжэнь, как центр масочных компетенций, и Уссурийск, как мощный хаб на Великом спанбондовом пути.

Источник: VM-Навигатор

До 90% этих переговорщиков прежде никогда не торговали ни масками, ни антисептиками, ни нитриловыми перчатками, ни противочумными костюмами. В «довоенное» время у них были стоматологические кабинеты, уютные дистрибьюторы биоревитализантов или конторки по торговле сувенирами. Но коллективное безумие быстро переделывает людей: и вот они уверенно жонглируют кодами ТН ВЭД, бахвалятся контактами в великой китайской Fosun International, знают, сколько миллионов масок влезает в Ил-76, или сетуют, что вынуждены нанимать дорогую охрану, опасаясь рейдерства.

НАЧАЛО ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

Дикая вольница (эквивалент 1993-1992 годов) продолжалась еще месяц. А в начале апреля, когда волшебным росчерком премьера Михаила Мишустина дочерняя структура «Ростеха» – корпорация «Росхимзащита» – стала масочным монополистом, наступил во всех смыслах год 1991: решение проблемы дефицита машинально откатилось дальше в 1980-е, где, как известно из истории позднего СССР, все было только хуже. Пышным цветом продолжали расцветать лишь мелкие фарцовщики и дружественные им контрабандаосисты. А вот крупным аптечным сетям, в считаные дни научившимся договариваться с Китаем о каналах поставок защитных средств, пришлось сворачивать балаган почти на взлете и убирать в долгий ящик возможность самим контролировать ценообразование на чертовы маски.

Источник: VM-Навигатор

Монополия «Росхимзащиты», как теперь известно, продержалась всего 10 дней. Но какие это были дни! С одной стороны, убитые горем брокеры, приунывшие собственники аптечных сетей с застрявшим в Китае грузом и осознанием того, что торговля масками с наценкой в 10 копеек (такое наказание аптекам утвердил в легендарном постановлении правительства №431 премьер Мишустин) грозит только убытками.

С другой – растерянные управленцы государственных и частных клиник, ставших в отсутствие масок новыми очагами массового заражения коронавирусом, менеджеры по закупкам госкорпораций, бомбящие «Росхимзащиту» звонками и требующие у монополиста необходимые объемы. А с третьей – сама «Росхимзащита», устроенная изнутри как советское ведомство, слишком медленно вникающее в абсолютную исключительность статуса единого поставщика.

Скачайте рейтинг в формате PDF

На пятые и восьмые сутки монополии региональные партнеры «Росхимзащиты» не могли объяснить, когда и откуда у них появятся маски, упоминая что-то смутное про наращивание швейных мощностей в ИТУ и поставках гуманитарки из Китая. «А в самом едпоставщике, когда дозвонились, нам сказали, что аптеки получат товар в порядке очереди – после добывающих предприятий, федеральных центров и клиник в регионах. Какой будет цена, с которой мы наценим 10 копеек, я даже уточнять не стал, представления о ней явно не было. Где начинается госкапитализм, там бизнес заканчивается», – разводит руками один из участников ТОП200 аптечных сетей.

На десятые сутки монополия пала, потому что не могла не пасть. Все проекты «Ростеха», целившие в установление тотального контроля над фармрынком, будь то создание единого поставщика в госзакупах лекарств (кейс «Нацимбио» образца 2013–2016 годов) или введение обязательной маркировки, тоже начинались с провала. Поэтому корить «Росхимзащиту», всю жизнь просто торговавшую тоскливыми противогазами, за то, что сразу не удержала легковесную и такую одновременно неподъемную для всей России медицинскую маску, действительно не следует.

Похоже, так думают и в правительстве, раз оставляют монополии шанс на перестройку в отсутствие гласности: она хоть и мучается одышкой, но что-то старается поставлять страждущим. А пока пусть те, у кого, не спросясь, отобрали, а потом как бы вернули рынок, так уж и быть, покроют дефицит защитных средств. И ведь сети повезли. Уже 15 апреля, на следующий день после приостановки постановления №431, ряд крупных игроков вывалили китайский товар на прилавки. Но все же интересно, у скольких участников ТОП200 отпала охота что-то ввозить на себя?

Источник: VM-Навигатор

ПРЕВРАТИЛАСЬ В КУЛАК

Мысль о том, что рынок вернули только на время, чтобы потом раскулачить или вновь загнать в колхоз его участников, стала первой реакцией у многих заслуженных деятелей индустрии. Теперь они гадают, в какой именно момент началось их разжалование из купцов в крестьяне. Точной даты для отсчета нет, да и вообще на качественных показателях это пока не отразилось. ТОП200 аптечных сетей – цвет и гордость фармотрасли – с общей выручкой более 0,9 трлн рублей контролируют 72% розничного фармрынка, причем большая доля – почти 50% – приходится на первую «двадцатку». То есть консолидация вроде как прет в гору (подробнее – в таблице «Контрольные веса»). Но все же в самой атмосфере что-то поменялось.

Возможно, корни беды следует искать в колхозной идее маркировки и столь же колхозной ее реализации. А, возможно, они – в зародившейся еще год назад и постоянно мутировавшей законотворческой инициативе об ограничении аптечных сетей, как в плане заработка на маркетинговых услугах, так и географического покрытия, при одновременном лигалайзе дистанционной торговли лекарствами. Возможно, причина в COVID-19, вернее в реакции властей на его пренебрежение к суверенитету и особому пути России. Уж очень резво они бросились (еще в феврале) выявлять пособников вируса среди тех, кто якобы спекулирует на страхах народа, и, конечно, пошли по простейшему пути – обвинили во всех грехах именно аптеки. Но могли сыграть все факторы разом.

Конечно, и в прошлые кризисы на аптечные сети спускали собак, но нынешнее давление несравнимо жестче.

«Раздувание хлесткого термина «кулак» шло неудержимо, и к 1930-му году так звали уже вообще всех крепких крестьян – крепких в хозяйстве, крепких в труде и даже просто в своих убеждениях. Кличку «кулак» использовали для того, чтобы размозжить в крестьянстве крепость», – констатировал Солженицын уже в «Архипелаге ГУЛАГ».

ЭТАЛОН УСИЛЕННОГО ПИТАНИЯ

К чему это может привести? Последствия могут быть печальными для многих, невзирая на то, что пока аптечные сети в гораздо более выгодном положении в сравнении, к примеру, с непродуктовым ритейлом. Февраль и март с точки зрения выручки были выше всяких ожиданий, но апрель начался с просадок. «Ситуация напоминает пустынный берег, оставшийся после обрушения и последующего отката большой волны, – говорит гендиректор «Магнит Фармы» Владимир Малинников. – Эмоциональный накал стимулировал рост выручки в сетях и у дистрибуции. Сейчас наступит отрезвление: деньги у потребителя конечны. Думаю, будет очень существенное падение и в розничном сегменте, и в дистрибуции, наступит полоса затишья, как после бури и шторма. Спокойствие продлится месяц-два, а месяца через три рынок вернется в русло».

«Апрельский трафик резко уменьшился после ажиотажа во второй половине марта – это уже заметно: с конца прошлой недели он упал на 15–20% к среднему показателю за аналогичный период. Если вынужденные «выходные» затянутся и на май, то нужно готовиться к устойчивому падению трафика на 20–30% до конца третьего квартала и возможному восстановлению до конца года. Доходность в целом по итогам года может просесть на 30–40%», – подтверждает руководитель белгородской сети «Таблеточка» Вадим Раньшиков.

Дистрибьюторы, по словам представителей розницы, в предвкушении грядущей просадки ужесточили работу с разгулявшейся розницей, упреждая риски возможных «кидков». «Практически у всех сетей не из первой десятки, с которыми мы общаемся, одинаковая ситуация: поставщики резко обозначили лимиты по товарным кредитам, о которых раньше не было известно. И лимиты для сети, как правило, стали гораздо меньше текущей дебиторской задолженности по ней. Например, суммарная кредиторская задолженность аптеки по товарным кредитам со средней отсрочкой 45 дней была 3 млн рублей по всем поставщикам, – продолжает Раньшиков. – И вдруг все поставщики одновременно объявляют этой аптеке, что по ней введен лимит кредита, в совокупности равный 1 млн рублей по всем поставщикам. А вы уже должны 3 млн. И фактически вас переводят не просто на предоплату, а на предоплату с закрытием текущей задолженности».

Источник: VM-Навигатор

Многие мелкие сетки столкнулись с тем, что им остановили отгрузки и перевели на оплату по факту. У кого были деньги, имеют товар. Те, у кого не было ресурсов, стоят с полупустыми полками.

Даже суперлояльные к мелким и средним сетям дистрибьюторы прикрутили отпуск: увеличивают лимит товарного кредита, только если партнер предоставляет под выросший объем обеспечение. «Мы видим предпосылки к появлению мошеннических схем в условиях повышенной выручки аптек – то есть риск, когда аптеки будут сворачивать деятельность, попросту закрываться, не перечислив вырученные средства для оплаты товара дистрибьюторам. Наша служба безопасности усилила контроль за выявлением подобных криминальных ситуаций», – говорит гендиректор «ФК Гранд Капитал» Денис Ременяко. И это не лишняя перестраховка.

Слишком многие помнят, что даже в тучный 2019 год у многих аптечных сетей были похоронные настроения. И поводов для грусти было навалом без всякого COVID-19 – падение выручки на фоне усиления конкуренции, отмена ЕНВД, введение маркировки, обнажающей маркетинговую схемопанораму. Действительно, зачем ждать худшего, когда можно, если контрагенты прозевают, выпрыгнуть из идущего под откос бизнеса на нежданном и таком удачном для соскока участке. И теперь важный вопрос: для кого в рознице этот план стал основным? В 2019 году из рейтинга ТОП200 по причине продажи или разорения выбыли всего 8 сетей. Не исключаем, что по многим показателям прошлый год станет таким же эталонным, каким для послереволюционной России был довоенный 1913-й. Крестьяне тогда постарались в деле сбора урожая.


аптечный рейтинг, рейтинг аптечных сетей, аптеки, аптечная розница, фармритейл
Источник: Vademecum №2, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении