27 Июля 2024 Суббота

ТОП100 частных многопрофильных клиник по выручке в 2017 году
Дарья Шубина, Ольга Гончарова, Ольга Синева Мединдустрия Рейтинг частных многопрофильных клиник
23 октября 2018, 0:45
Фото: fwd.com.hk
49351

«Вам приходилось слышать хлопок одной ладони?» – «Много раз в детстве, когда мама хлопала меня по попке. Я думаю, что поэтому и стал буддистом», – пошутил как-то над известной японской притчей писатель Виктор Пелевин. Игрокам рынка медуслуг до настоящего просветления тоже пока далеко, но «хлопнуть по попке» их некому. В этом Аналитический центр Vademecum убедился, составляя традиционный ежегодный рейтинг «ТОП100 частных многопрофильных клиник России». Прозрачностью бизнеса, холодным анализом управленческой отчетности, если таковая вообще ведется, и просчитанными в вариациях стратегиями роста (хотя бы на грядущий год), похвастаться не могут даже столичные клиники с миллиардными оборотами, что уж говорить о более скромных региональных игроках. От скрупулезного самоанализа провайдеров медуслуг отвлекает действительность, надо заметить, весьма комфортная: выручка растет в среднем на 14% в год, что заметно выше рынка, EBITDA (вернее то, что под этим термином понимают управленцы клиник) может достигать 30-40%. А подавляющее большинство собственников, похоже, все еще не воспринимают медицинский бизнес всерьез. Скоро все изменится, утверждают опрошенные эксперты.

«Вы немного занизили нашу выручку. Я понимаю, почему так вышло, – все наши предприятия малые, поэтому чтобы не подпасть под НДС, мы перераспределяем выручку между разными юрлицами. СПАРК не видит реальных цифр. Но мы планируем выход на IPO, так что скоро, я надеюсь, вы получите реальные показатели», – сопроводил первый за три года ответ на запрос Аналитического центра Vademecum владелец одной из региональных клиник, занимающей в нашем ТОП100 не последнее место. Бесхитростная в общем-то логика визави не столько демонстрирует уровень «зрелости» рынка – этим как раз удивить трудно, сколько в очередной раз подтверждает необходимость выводить игроков на открытый разговор. Если не с нами или с контрагентами, то хотя бы с самими собой.

Преследуя те же самые цели, то есть – в поисках честности, в этот раз мы усложнили традиционную анкету, добавив в перечень интересующих нас данных такие финансовые показатели, как EBITDA (операционная прибыль группы компаний или компании до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации), рентабельность по EBITDA и like for like. Последний инструмент нужен для сравнения выручки за отчетный и предыдущий периоды одних и тех же подразделений бизнеса, то есть без учета новых точек и M&A.

Отдельно мы предложили участникам рейтинга приблизить свои сведения о выручке к стандартам консолидированной отчетности и провести элиминирование – исключение внутригрупповых оборотов (ВГО, перемещение ресурсов из одной структуры группы в другую). Показатель ВГО в ряде случаев мог значительно влиять на итоговые результаты деятельности компаний, определяя выручку на десятки и сотни миллионов выше реальной. Заодно таким образом мы попытались восстановить справедливость сравнения компаний, отчитывающихся по МСФО, и других игроков рынка. Выручку без ВГО уточняли также и по 2016 году.

Спрашивали мы и о структуре выручки – доле поликлинических и стационарных услуг, каналах продаж (прямые платежи, ДМС, ОМС, профосмотры) и профилях работы в сегменте ОМС, уточняли смену адресов и площадей. Все эти данные доступны в полной версии исследования.

ПРОГРАММА И РЕГИСТРАЦИЯ

Добиться показаний, правда, удалось далеко не от всех попавших в базу респондентов, которых в нынешнем году было 150 (участники прошлого рейтинга и клиники, близкие к условной отметке в 200 млн рублей выручки). На 100% анкету удалось заполнить 37 из интересующих нас игроков, частично информацией (как правило, о выручке за вычетом ВГО и каналах продаж) решились поделиться еще 15 участников рейтинга. Выручка «молчунов» и другие усредненные показатели работы крупнейших многопрофильных клиник (выручка на кв. м, присутствие в системе ОМС и др.) рассчитывалась, исходя из сведений, опубликованных в системе «СПАРК-Интерфакс», других открытых источниках и точечного обзвона «тайный пациент».

Нельзя не сказать о выбывших из рейтинга заметных сетях и одиночных медпредприятиях и о некоторых вынужденных мерах, предпринятых Vademecum в отношении клиник, из года в год игнорирующих наше приглашение раскрыться. В ТОП100 по итогам 2017 года не удалось включить сеть «Лечу.ру», которая в 2018-м объединилась с лабораторной сетью «Инвитро». В лаборатории не захотели вычленять выручку от медицинских услуг или хотя бы точек «Лечу.ру», декларировавшуюся в 2016 году на уровне 1,5 млрд рублей (правда, совместно с распложенными по тем же адресам лабораториями).

Еще один крупный игрок – екатеринбургская «Новая больница», менеджмент которой год назад усиленно добивался попадания в рейтинг, а потом внезапно отказался. «Мы решили в этом году не участвовать», – вежливо, но твердо заявил замгендиректора «Новой больницы» Александр Корищ, видимо, позабыв, что от капризов «подследственных» в наших исследованиях мало что зависит. Своими силами достать корректные данные о «Новой больнице» нам не удалось – не вся выручка клиники, составившая в 2017 году 2,5 млрд рублей, приходится на медуслуги. В 2016 году по этой статье проходило около 40% выручки, но расчетных данных и экспертных оценок наш рейтинг не предполагает.

Уже по традиции в рейтинг не вошли две заметных сети – московская «Имма.ру», которая неожиданно опубликовала выручку за 2017 год (490 млн рублей), но так и не представила за 2016-й, и челябинская «ДНК-Клиника», которая вовсе перестала публиковать отчетность. На запросы Vademecum представители сетей не ответили. Зато из их рядов вышло московское ЗАО «Медицинские услуги», наконец-то открывшее часть данных.

НАКОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН

Теперь по существу. В 2017 году участники ТОП100 заработали в общей сложности 117,4 млрд рублей, что на 14% больше аналогичного показателя 2016 года (скорректированного за вычетом ВГО) и почти вдвое превышает темпы роста рынка, который, по данным BusinesStat, прибавил 8%.

Если грубо соотнести показатели лидеров с имеющейся оценкой рынка коммерческих медуслуг – 408,2 млрд рублей, то окажется, что наши передовики занимают 29% сегмента в деньгах. Это, еще раз подчеркнем, не вполне корректно, но все-таки демонстрирует положение многопрофильных частников среди других операторов сектора платных медуслуг – специализированных клиник, государственных и ведомственных медучреждений.

Скачать рейтинг в формате pdf можно здесь.

Средняя динамика увеличения выручки участников рейтинга оказалась еще выше – на уровне 16%. За счет чего? Драйверами роста опрошенные Vademecum игроки чаще всего называют такие факторы, как увеличение мощностей и освоение новых медицинских направлений (работу с ценами возьмем за константу, существенной динамики не дающую), маркетинговые инструменты, цель использования которых, главным образом одна – увеличить поток пациентов.

Если судить по участникам рейтинга, то органический рост у многих пришелся на 2018-й год. Региональным поликлиникам на прежних (или незначительно увеличившихся) площадях удалось в расчете на 1 кв. м выручить больше, чем в 2016 году, – порядка 138 тысяч рублей против 115 тысяч. Чуть больше стали зарабатывать и региональные стационары – 78 тысяч рублей против 73 тысяч. В высоко конкурентной Москве эти показатели несколько сократились. Столичные поликлиники зарабатывали с «квадрата» в 2017 году 117 тысяч рублей (131 тысяча в 2016-м), клиники со стационарами – 146 тысяч рублей (155 тысяч).

«Количество клиник в Москве, действительно, значительно выросло, теперь нужно не только оказывать медпомощь, но и выделяться на общем фоне, «отстраиваться», обеспечивать пациентам такой уровень сервиса и комфорта, чтобы они хотели возвращаться к вам, а не к конкурентам. Есть и другой фактор, который нельзя недооценивать, – телемедицинские услуги. Порядка 80% обращений в поликлинику амбулаторно-поликлинического профиля довольно стандартны, и часто первичные обращения по этим поводам разовыми. Если человек получил онлайн-консультацию, назначение, снял симптомы заболевания, то он часто решает больше не идти в клинику. Зачем, если проблема, на его взгляд, уже решена? К тому же такие сервисы нередко демпингуют, предлагая консультации за 100–200 рублей, что концептуально неверно – труд врача стоит гораздо дороже», – считает коммерческий директор сети поликлиник «ABC-Медицина» Андрей Мельников.

Сеть «Доктор рядом» встроила свои телемедицинские сервисы в пакеты добровольного страхования. За счет этого оператору удалось нарастить выручку год к году более чем на 60%, что впервые позволило «Доктору рядом» проникнуть в ТОП100 и сразу оказаться на 81-й строчке. «Наши основные каналы продаж – это обслуживание физлиц и программы ДМС. Так вот, продажи физлицам выросли в 2017 году на 30%, а страховщикам – почти в три раза. Мы нашли формат – цивилизованная клиника «у дома», где можно получить хороший сервис и почти 100% базовых медуслуг по доступным ценам», – рассказал генеральный директор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

Межрегиональным операторам пришлось сложнее – вне зависимости от типа услуг (поликлиника или стационар) выручка на 1 кв. м составляла 89–90 тысяч рублей, это меньше чем в 2016-м, когда этот показатель был на уровне 131 тысячи. Впрочем, эти параметры интересны, но крайне субъективны. Например, ГК «Медси» в своем годовом отчете хвалилась ростом выручки на 1 кв. м в 17,5% – до 50 тысяч рублей. За счет чего? Немало принес, естественно, госзаказ, есть отдача и от поглощенных активов – санкт-петербургской Medem и пермской сети «Медлайф», которые в качестве самостоятельных игроков в нынешнем рейтинге, понятно, не фигурируют, но в прошлом ТОП100 занимали достойные 50-ю и 47-ю позиции соответственно.

Среди новых направлений, в которые поверили игроки рынка, – вспомогательные репродуктивные технологии, акушерство и гинекология, педиатрия, реабилитация. Например, московский EMC открыл роддом и запускает реабилитационный центр. GMS, тоже столичная сеть, расширяет направление ЭКО. Башкирская сеть «МЕГИ» и поволжская «Медгард» – реабилитацию, якутская Victory Clinic – детскую хирургию. Перечислять начинания можно долго – другой вопрос, как скоро новые профили начинают влиять не только на оборот, но и на прибыль.

Упоминания отдельной строкой заслуживает влияние на обороты клиники госзаказа, если таковой, конечно, удается получить. Самая большая доля ОМС в выручке (54,7%) – у кировской сети «Лайт», добившейся этого результата за счет централизации лабораторной службы региона.

Кемеровской ГК «ЛеО» удалось зайти в заповедную зону госзаказа – 30% выручки сеть генерирует оказанием специализированной и высокотехнологичной медпомощи по гинекологии, травматологии и ортопедии, общей урологии, пластической и даже детской хирургии.

«Государственных мощностей в регионе не хватает, и особенно трудно с кадрами. Например, детский хирург может быть один на всю больницу, он работает сутками. Так что мы сглаживаем напряженную социальную ситуацию - выиграли и мы, и чиновники. Конечно, поток по ОМС – это не способ для заработка. Это хорошая возможность загрузить стационар, повысить лояльность пациентов. А зарабатывать получается на других платных услугах», – объяснил заместитель директора ГК «ЛеО» Игнат Горцев.

ТОП20 из ТОП100 частных многопрофильных клиник России

ЭЙ, НА МАРЖЕ

Клиникам, привыкшим расти «по старинке» (за счет увеличения мощностей и внедрения новых направлений) или не отягощать себя размышлениями о факторах роста бизнеса, пора просыпаться и пытаться простраивать перспективу, настаивают собеседники Vademecum из числа продвинутых игроков.

Во-первых, федеральные медцентры, региональные многопрофильные госбольницы и поликлиники всерьез настроены больше зарабатывать платными медуслугами – хотя бы для того, чтобы закрывать «прорехи» системы ОМС и обеспечивать рост зарплат. Поэтому госоператоры занимаются маркетингом, осваивают клиентский сервис или пресловутые «бережливые технологии», демпингуют, в общем, наступают на пятки частникам, как только могут.

Во-вторых, платежеспособность населения вот уже четвертый год продолжает падать. В 2017-м, по данным Росстата, реальные доходы россиян сократились на 1,7%. Да и этот показатель удалось занести в протокол лишь благодаря искусному маневру – пенсионерам в начале 2017 года сделали единовременную выплату в 5 тысяч рублей.

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в свою очередь, пообещали рост реальных доходов по итогам 2018 года на уровне 2%.

Что делать? «При снижающейся покупательской способности невозможно расти, не используя такие механизмы, как отчетность исполнения медицинских стандартов каждым врачом и их еженедельный контроль. И если московские клиники еще могут рассчитывать на ДМС, то для регионов я другого пути не вижу, – рассуждает генеральный директор «Национальной медицинской сети» Илья Тупицын. – А для этого нужны компетенции – грамотный административный персонал, качественные IT-решения и самое важное – желание менеджмента и собственника. И с первым, и со вторым, и даже с третьим есть проблемы. Но начинать эту работу надо было «вчера», так как от стадии понимания до внедрения проходит минимум два года. Когда у вашей клиники будет рост выручки в 3%, а не в 15%, как сейчас, думать будет поздно».

Не следует забывать и о возвращаемости пациентов, убежден Александр Пилипчук из «Доктора рядом»: «Когда рынок растет, мало кто задумывается об этом, зачем заморачиваться, если все с бизнесом хорошо? Сейчас все большее число операторов сталкиваются с тем, что пассивный подход уже не работает. Надо углубляться в аналитику, как это делаем мы уже сейчас – делим пациентов на когорты, смотрим, какие дополнительные сервисы могут быть им интересны. В этом смысле возможен серьезный скачок, если на рынке появятся комплексные IT-решения для управления медицинскими операционными процессами – ERP-системы, которые смогут объединить модули для управления ежедневной работой, решения для маркетинга и создадут возможности для работы с большими данными».

Год назад представители клиник, участвовавшие в тематическом опросе Vademecum, говорили, что установленные у них IT-продукты и медицинские информсистемы не выполняют весь спектр актуальных задач, плохо коммутируют между собой. А решений, закрывающих все потребности клиники, попросту не существует. С тех пор прорывов в этом важнейшем направлении не произошло.

«МИС могла бы анализировать, что происходит на каждом приеме, помогая врачу, например, в постановке и уточнении диагноза, прогнозировании осложнений, предлагать решения по логистике пациента внутри клиники и одновременно контролировать соблюдение врачами медицинских стандартов, соотносить результаты приемов с финансовыми показателями, – мечтает Андрей Мельников из «ABC-Медицина». – Сейчас всю эту информацию приходится собирать по кусочкам, вручную. Глубокой аналитикой мало кто занимается, а вот если все-таки занимается, то имеет выдающиеся результаты. Время, когда можно было надеяться на стечение обстоятельств и выдающуюся команду врачей, прошло».

Прямое следствие неразрешенности этих проблем – отсутствие у клиник адекватной управленческой отчетности, неумение формировать ее и использовать.

Как свидетельствуют собеседники Vademecum из финансово-экономической сферы, этим источником реальной информации о деятельности компании уверенно пользуются очень редкие игроки, хуже того – грамотной управленческой отчетности может не существовать и в солидных, с миллиардными оборотами, компаниях. Между тем, именно этот инструмент позволяет не только контролировать работу подразделений и конкретных менеджеров, но и строить на основе совокупности финансовых, маркетинговых и других данных прогнозы, внятные планы развития бизнеса.

«Как планировать выручку следующего года на основе фактических данных текущего? В других отраслях для расчетов используются три параметра – изменение цен, количества услуг и их структуры. Первый параметр в медицине, как правило, предполагает учет инфляции в ценовой политике. Второй – увеличение пациентской базы и количества посещений. Третий параметр, пожалуй, наиболее важен, так как позволяет при планировании сделать упор на наиболее маржинальных услугах, – рассуждает финансовый аналитик, член экспертного совета Аналитического центра Vademecum Сергей Васьков. – Соответственно, количество клиентов может не измениться. Есть формулы и методики расчета, которыми пользуются все международные компании из других отраслей. Клиники пока до таких нюансов в подавляющем большинстве не дошли, но конъюнктура рынка меняется, так что об этом всем игрокам, вне зависимости от оборота, следует озаботиться».

Проблема, как всегда, в кадрах. «В частной медицине исторически было мало денег и не было «дорогого» менеджмента с успешным российским или международным опытом. Клиники просто не могли себе такое позволить. Ни в Москве, ни тем более, в регионах. Руководят клиниками в основном врачи, работающие по старым лекалам, а управленческая отчетность и аналитика – это чисто менеджерские инструменты, которые могут прийти только из другого бизнеса. Сейчас эта ситуация меняется, но очень медленно. Бизнес должен быть управляемым, а то, что мы видим в регионах, этому статусу очень часто не соответствует», – признает Илья Тупицын из «Национальной медицинской сети».

ГОРЕ EBITDA

Низкий уровень управляемости бизнеса накладывает отпечаток на его прозрачность и, соответственно, на инвестиционную привлекательность. Первую попытку подтолкнуть клиники к раскрытию данных Аналитический центр Vademecum признает «первым блином». Речь идет о сборе показателей EBITDA и рентабельности по EBITDA, поэтому мы публикуем только усредненные параметры (подробнее – в инфографике «Наткнулись на аббревиатуры»). Несмотря на то что в дисклеймере к опроснику было дано определение EBITDA, данные пришли к нам очень разные. Вероятно, каждая клиника считает эти показатели по-своему.

Если вполне вероятную рентабельность по EBITDA до 15% аналитики Vademecum и привлеченные финансисты принимали на веру, то данные в 40%, 45%, а то и в 50% показались нам космическими. И такими достижениями хвастались не только московские клиники с «премиальным» ценником, но и региональные игроки, оказавшиеся за пределами ТОП50. Раскрывать бренды и имена по понятным причинам на этот раз мы не будем.

23% составляет среднее значение рентабельности по EBITDA среди участников исследования, раскрывших этот и другие показатели

«Даже этот, грубо подсчитанный показатель весьма неплох для российской экономики, не говоря уже о 30–35% и более. Возникает вопрос: как этим клиникам удается найти деньги на такие статьи расходов, как ФОТ, который может достигать 70%; аренду помещений, если площади не в собственности; маркетинг. Вероятно, респонденты как-то по-особенному рассчитывали EBITDA, либо предоставляли другие сведения, вроде валовой прибыли. В любом случае очень странно, что при таком EBITDA в медицине нет лавинообразных инвестиций», – удивляется Сергей Васьков.

По наблюдениям Ильи Тупицына, зачастую клиника и помещение, в котором она находится, имеют одного собственника, а поправку на арендные платежи при расчете EBITDA управленцы не делают, поэтому сравнивать значения этого показателя корректно не получается.

Есть и другой показатель, появившийся на рынке медуслуг только благодаря АФК «Система»: корпорация раскрывает в отчетах ГК «Медси», как и всех своих прочих компаний, показатель OIBDA (Operating Income Before Depreciation And Amortization – операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов). Считается, что по OIBDA можно увереннее судить о рентабельности бизнеса, так как этот параметр, в отличие от EBITDA, не учитывает неоперационные доходы и расходы, не повторяющиеся из года в год. То есть позволяет в какой-то степени оценивать бизнес «как есть» и судить о работе менеджмента.

Собрать данные по OIBDA со всех участников рынка мы попытаемся в исследовании по итогам 2018 года, а пока их можно рассчитать только по трем компаниям, публикующим аудированные отчеты. Это ГК «Мать и дитя», «Медси» и ОАО «Медицина», которое теперь позиционируется как «Клиника академика Ройтберга». Получим – 29%, 13,6% и 35% соответственно.

Инвесторам же, скорее, привычнее EBITDA, говорит директор группы по работе с компаниями сектора здравоохранения и фармацевтики КПМГ Дамир Сухов, так как именно к EBITDA применяется мультипликатор для расчета суммы сделки. «Конечно, речь идет о реальных показателях, а не о раздутых. Также инвестор смотрит на управленческую отчетность – истинные финансовые показатели всего бизнеса с учетом всех особенностей его ведения, а также на операционные показатели – загрузка стационара, средний чек и прочие показатели в разбивке по направлениям. Фактически, это изнанка бизнеса. Не у всех она есть, но если дошло дело до привлечения инвестиций, то клиника должна быть готова раскрыться полностью и понимать, что в момент дью-дилидженса многое тайное станет явным».


коммерческая медицина, частные клиники, топ100, медицинский бизнес, медицина, курцер, тупицын, брусилова, мать и ди тя6 медси, emc, нмс, эльбрус капитал
Источник: Vademecum №17-18, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении