«То ли мы делались старше и мрачней, то ли снаружи сходили на нет последние признаки жизни. Когда я вспоминаю рубеж 70–80‑х, мне вспоминается все больше не объективное время года, а сплошной ноябрь – месяцев десять в году стоял ноябрь», – пишет поэт Сергей Гандлевский в автобиографическом очерке «Бездумное былое». Даже беглого взгляда на рейтинг Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России по выручке за 2020 год» и перемещения его участников по вертикали хватит для констатации: «сплошной ноябрь». Достанет ли игрокам организованной розницы сил, идей и везения дотянуть до светлых дней – вопрос из области философии неопределенности.
«Ноябрь» на коммерческом фармрынке (и не только) наступил не вчера и даже не 10 месяцев тому назад, дремучий застой уже успел плотно вжиться в сознание здешних обывателей и ткань их взаимоотношений друг с другом. Упершись в разновеликие личные потолки, большинство лидеров розницы будто растеряли азарт, энергию и задумались, как быть дальше с уже пошитыми по вольным меркам и представлениям о прекрасном аптечными сетями. У кого есть выход из этого круга для нового качественного роста?
Застой недаром считается в России самой распространенной формой реакции на взятый поначалу резвый темп преобразований. На протяжении минимум трех столетий именно в застой упирались все большие реформы в самых разных сферах. И именно в застое мы проживаем сейчас.
Отраслевой застой тем не менее вызван не только фундаментальными факторами. Внутренних причин для его возникновения более чем достаточно.
И главная из них заключается в том, что внешне строгая и упорядоченная фармрозница, независимо от калибра предприятия, внутри по-прежнему очень мало напоминает полноценную систему, продолжая оставаться сугубо авторским, а порой и инфантильным начинанием. И если прежде, на ранних этапах консолидации рынка, в особенности в условиях всеобщего роста, это мало кого смущало, то в новых экономических реалиях контрагенты спрашивать с розницы хотят еще строже. Но готова ли она быть строже к самой себе?
Скачать рейтинг
Судя по возобновлению в отраслевой среде досужих разговоров о том, какими прозорливыми молодцами оказались те, кто в свое время нашел покупателя на свои аптеки за два-три месячных оборота и выскочил из бизнеса, строгости не прибавилось. След тех магических сделок уже давно затерялся в пыли времен, а вот щемящее чувство, что когда-то же можно было выйти в кэш, до сих пор волнует сердца и умы представителей индустрии. Не выветривается.
Про 2020 год принято говорить, что он многому научил владельцев сетей. Это не так. Никаких коренных сдвигов в сознании. Хотя кого ни спроси, все «работали над эффективностью» (читай: сидели то с пустыми полками, то перезатоваренные), а то и брали втихаря кредиты на выплату зарплат персоналу с условием сохранения ставок. Их излеты с рынка мы рискуем увидеть уже во втором полугодии.
Впрочем, прореживание идет и теперь. Нет, наш ТОП по-прежнему объединяет 200 крупнейших сетей. На места выпадающих приходят свежие силы. Тем не менее даже коренные участники рейтинга все чаще демонстрируют плохое самочувствие. Все чаще можно отметить, как редеют и мелеют некогда славные региональные игроки. Посмотрим на пензенский «Секрет долголетия» (114-е место). Пока сетка в рейтинге, но владелец Дмитрий Елистратов говорит, что на продолжение можно не рассчитывать: «Сильно ударила отмена ЕНВД, налоговая нагрузка перекрыла доходы в пять раз. Бизнес потерял смысл».
Сеть «Здоровье» из Иваново за прошедшие с момента предыдущего замера шесть месяцев съехала с 77-го места на 122-е, сократив число аптек до 50, то есть вдвое. Аналогичная история приключилась с московской сетью «Эконом» – сокращение с 89 точек до 48 и перемещение с 61-го на 104-е место.
От тех, кто возглавляет рейтинг, тоже хороших новостей нет. Они погружены в себя и мрачно наблюдают за тем, как онлайн-гиганты замахиваются на все большую долю рынка. Несколько битв в информационном поле крупные сети в этом году уже проиграли, в том числе и затеянный было поход против главного конкурента и угрозы своему благополучию – «Сбер Еаптеки». Та из краткого противостояния вышла невредима и продолжает шествие по стране, ежедневно извещая об открытии очередного регионального хаба.
Как бы ни раздражали фармритейлеров универсальные маркетплейсы, взявшиеся за продажу лекарств, или накачанные банковскими деньгами аптечные интернет-проекты, они понимают, что остановить наступление эры «сплошного телевидения» не получится – как ни крути, придется развивать собственные электронные сервисы или подключаться к проводам с большим сечением. «Мы слишком маленькие, чтобы позволить себе сайт с хорошей выдачей, – говорит гендиректор рязанской сети «Аптека Фарма» (146-е место) Александр Миронов. – Но мы глубоко запартнерились с сервисом «Сбер Еаптека», в части районов области у нас эксклюзивная представленность по этому сервису. На безрыбье и Сбер – рыба. Лучше так, чем полностью игнорировать наметившиеся тренды».
Впрочем, все эти маневры – больше тактика, внутреннее верченье. «Рынок в целом не то чтобы хорошо себя чувствует, – замечает гендиректор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов. – Посмотри на него, убрав ковидные и противовирусные препараты и исправив периоды ажиотажного спроса, сам увидишь».
То, что загипнотизированные оборотными показателями 2020 года (участники ТОП200 совокупно выручили 1 036 млрд рублей против 919 млрд в 2019 году) и увлекшиеся созданием товарных запасов игроки прогадали, стало очевидным уже в первом квартале нынешнего года. «В момент заключения маркетинговых контрактов на 2021 год производители и сети закладывали амбициозные планы, ожидая быстрого восстановления рынка. По итогам первого квартала можно констатировать, что наши ожидания были несколько выше, чем оказалось в реальности», – говорит директор московской сети «Диалог» Тамерлан Салиев. И дело тут не в разочаровании как таковом, а в вероятных последствиях – производители и дистрибьюторы всерьез опасаются кризиса неплатежей, который может наступить уже летом.