27 Июля 2024 Суббота

Тайное верченье: за счет каких резервов собираются выруливать участники «ТОП200 аптечных сетей России»
Владимир Жаров Фарминдустрия Рейтинг аптечных сетей
10 мая 2021, 11:34
Иллюстрация / Роман Коновалов
22963

«То ли мы делались старше и мрачней, то ли снаружи сходили на нет последние признаки жизни. Когда я вспоминаю рубеж 70–80‑х, мне вспоминается все больше не объективное время года, а сплошной ноябрь – месяцев десять в году стоял ноябрь», – пишет поэт Сергей Гандлевский в автобиографическом очерке «Бездумное былое». Даже беглого взгляда на рейтинг Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России по выручке за 2020 год» и перемещения его участников по вертикали хватит для констатации: «сплошной ноябрь». Достанет ли игрокам организованной розницы сил, идей и везения дотянуть до светлых дней – вопрос из области философии неопределенности.

«Ноябрь» на коммерческом фармрынке (и не только) наступил не вчера и даже не 10 месяцев тому назад, дремучий застой уже успел плотно вжиться в сознание здешних обывателей и ткань их взаимоотношений друг с другом. Упершись в разновеликие личные потолки, большинство лидеров розницы будто растеряли азарт, энергию и задумались, как быть дальше с уже пошитыми по вольным меркам и представлениям о прекрасном аптечными сетями. У кого есть выход из этого круга для нового качественного роста?

Застой недаром считается в России самой распространенной формой реакции на взятый поначалу резвый темп преобразований. На протяжении минимум трех столетий именно в застой упирались все большие реформы в самых разных сферах. И именно в застое мы проживаем сейчас.

Отраслевой застой тем не менее вызван не только фундаментальными факторами. Внутренних причин для его возникновения более чем достаточно.

И главная из них заключается в том, что внешне строгая и упорядоченная фармрозница, независимо от калибра предприятия, внутри по-прежнему очень мало напоминает полноценную систему, продолжая оставаться сугубо авторским, а порой и инфантильным начинанием. И если прежде, на ранних этапах консолидации рынка, в особенности в условиях всеобщего роста, это мало кого смущало, то в новых экономических реалиях контрагенты спрашивать с розницы хотят еще строже. Но готова ли она быть строже к самой себе?

Скачать рейтинг

Судя по возобновлению в отраслевой среде досужих разговоров о том, какими прозорливыми молодцами оказались те, кто в свое время нашел покупателя на свои аптеки за два-три месячных оборота и выскочил из бизнеса, строгости не прибавилось. След тех магических сделок уже давно затерялся в пыли времен, а вот щемящее чувство, что когда-то же можно было выйти в кэш, до сих пор волнует сердца и умы представителей индустрии. Не выветривается.

Про 2020 год принято говорить, что он многому научил владельцев сетей. Это не так. Никаких коренных сдвигов в сознании. Хотя кого ни спроси, все «работали над эффективностью» (читай: сидели то с пустыми полками, то перезатоваренные), а то и брали втихаря кредиты на выплату зарплат персоналу с условием сохранения ставок. Их излеты с рынка мы рискуем увидеть уже во втором полугодии.

Впрочем, прореживание идет и теперь. Нет, наш ТОП по-прежнему объединяет 200 крупнейших сетей. На места выпадающих приходят свежие силы. Тем не менее даже коренные участники рейтинга все чаще демонстрируют плохое самочувствие. Все чаще можно отметить, как редеют и мелеют некогда славные региональные игроки. Посмотрим на пензенский «Секрет долголетия» (114-е место). Пока сетка в рейтинге, но владелец Дмитрий Елистратов говорит, что на продолжение можно не рассчитывать: «Сильно ударила отмена ЕНВД, налоговая нагрузка перекрыла доходы в пять раз. Бизнес потерял смысл».

Сеть «Здоровье» из Иваново за прошедшие с момента предыдущего замера шесть месяцев съехала с 77-го места на 122-е, сократив число аптек до 50, то есть вдвое. Аналогичная история приключилась с московской сетью «Эконом» – сокращение с 89 точек до 48 и перемещение с 61-го на 104-е место.

От тех, кто возглавляет рейтинг, тоже хороших новостей нет. Они погружены в себя и мрачно наблюдают за тем, как онлайн-гиганты замахиваются на все большую долю рынка. Несколько битв в информационном поле крупные сети в этом году уже проиграли, в том числе и затеянный было поход против главного конкурента и угрозы своему благополучию – «Сбер Еаптеки». Та из краткого противостояния вышла невредима и продолжает шествие по стране, ежедневно извещая об открытии очередного регионального хаба.

Как бы ни раздражали фармритейлеров универсальные маркетплейсы, взявшиеся за продажу лекарств, или накачанные банковскими деньгами аптечные интернет-проекты, они понимают, что остановить наступление эры «сплошного телевидения» не получится – как ни крути, придется развивать собственные электронные сервисы или подключаться к проводам с большим сечением. «Мы слишком маленькие, чтобы позволить себе сайт с хорошей выдачей, – говорит гендиректор рязанской сети «Аптека Фарма» (146-е место) Александр Миронов. – Но мы глубоко запартнерились с сервисом «Сбер Еаптека», в части районов области у нас эксклюзивная представленность по этому сервису. На безрыбье и Сбер – рыба. Лучше так, чем полностью игнорировать наметившиеся тренды».

Впрочем, все эти маневры – больше тактика, внутреннее верченье. «Рынок в целом не то чтобы хорошо себя чувствует, – замечает гендиректор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов. – Посмотри на него, убрав ковидные и противовирусные препараты и исправив периоды ажиотажного спроса, сам увидишь».

То, что загипнотизированные оборотными показателями 2020 года (участники ТОП200 совокупно выручили 1 036 млрд рублей против 919 млрд в 2019 году) и увлекшиеся созданием товарных запасов игроки прогадали, стало очевидным уже в первом квартале нынешнего года. «В момент заключения маркетинговых контрактов на 2021 год производители и сети закладывали амбициозные планы, ожидая быстрого восстановления рынка. По итогам первого квартала можно констатировать, что наши ожидания были несколько выше, чем оказалось в реальности», – говорит директор московской сети «Диалог» Тамерлан Салиев. И дело тут не в разочаровании как таковом, а в вероятных последствиях – производители и дистрибьюторы всерьез опасаются кризиса неплатежей, который может наступить уже летом.

Источник: VM-Навигатор
топ200, рейтинг аптечных сетей, рейтинг аптечных сетей 2020
Источник: Vademecum №2, 2021

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении