27 Июля 2024 Суббота

Стригучий лишних
Татьяна Равинская Мединдустрия
16 февраля 2015, 14:43
4439

Производителей медизделий поразило стремительное нормотворчество Минпромторга

Раздавая антикризисные поручения, правительство обязало Минпромторг в срок до 15 февраля обнародо­вать проект постановления, устанавливающего ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий за рубежом. Чиновников сжатые сроки изготовления регламента, который неформально в отрасли называют «Третий лишний», не встревожили (документ разрабатывался в министерстве два последних года), а подтол­кнули к принятию без оглядки на возражения игроков рынка. Постановление правительства №102 «Об уста­новлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подписано и действует с 5 февраля, но вот как жить по нему – отрасль не понимает.

Ограничить закупки производимых за рубежом медицинских расходни­ков и оборудования в Минпромторге мечтают с начала 2013 года. Первый вариант документа «Об установлении запрета на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осу­ществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был представлен на обсуждение в марте 2014 года.

В редакции предлагалось перекрыть доступ на рынок госзаказа более чем 60 видам медизделий – от недорогих расходных материалов до бюджетоем­ких 128-срезовых томографов и перинатального оборудования. Операторы рынка МИ восприняли идею в штыки и заявили об угрозе уничтожения отрасли. Прислушавшись к крити­ческим замечаниям, летом 2014 года в Минпромторге решили перейти к практике ограничений, а не за­претов, но оговорились, что будут «настаивать на приоритетных закуп­ках отечественного оборудования». Собственно, после этого и родилась концепция «Третий лишний», которую чиновники рассчитывали реализовать одновременно при госзакупках ЛС и МИ. Теперь ограничение на допуск к закупкам касалось лишь тех изделий, аналоги которых не выпускали хотя бы два производителя, локализованных в России, Белоруссии и Казахста­не. Однако пока не начался кризис, с утверждением этой версии регламента никто не спешил.

Ускорение включили одновременно с разработкой пакета антикризисных мер. И тематическое постановление правительства №102, ни с кем особо не советуясь, издали 5 февраля. Естественно, «противопожарная» редакция отличалась от прежних версий документа. Актуальный список МИ, на которые вводятся ограничения, состоит из 46 наиме­нований, при этом протекционизм касается не отдельно взятых пози­ций товарной номенклатуры, а всех комбинаций, маркированных одним кодом ОКПД.

«Подписанное постановление будет способствовать развитию отечествен­ного производства медизделий, в том числе локализованных, – обосновал решение глава Минпромторга Денис Мантуров. – Принятие таких мер, по сути, является одним из инстру­ментов обеспечения национальной безопасности нашей страны за счет на­сыщения отечественной системы здра­воохранения импортозамещающими медицинскими изделиями, а также будет способствовать достижению по­казателей присутствия отечественных медицинских изделий на внутреннем рынке до 40% к 2020 году».

В перечне по-прежнему числится широкий спектр медоборудования – от хирургических игл и медицинской одежды до 64-срезовых томографов, рентгендиагностических комплек­сов и имплантатов для остеосинтеза. Но превалируют в нем лабораторное оборудование и реагенты.

«Две трети продукции, вошедшей в список, относятся к инвитро-диагно­стике. А сегодня это, пожалуй, един­ственная область производства на рын­ке МИ, которая способна действовать с импортерами на равных – в про­изводстве реагентов отечественные производители абсолютно конкурен­тоспособны», – радуется гендиректор Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагности­ки (АПСКЛД) Виктор Нечаев. По его мнению, «Третий лишний» скорее поможет здоровой конкуренции, чем уберет с рынка иностранцев. «Раньше, когда проходил какой-то крупный конкурс, было понятно, что выиграет импортер – эта связь между заказчика­ми и производителями образовывалась более 20 лет», – добавляет Нечаев.

Единственное, что может помешать сбыться мечтам отечественных произ­водителей номенклатуры КЛД – прак­тика закупки МИ по смешанным – до сотни позиций – лотам. В этих случаях определить право на префе­ренцию практически невозможно. Этот упрек вслед за участниками рынка сформулировали в ФАС, высту­павшей с критикой проекта:

«Третий лишний» в тендерных реалиях будет работать только на монолотах, каковых в той же инвитро-диагностике практически не бывает.

Впрочем, с той номенклатурой, которая будет разыгрываться по моно­лотам, может случиться другая непри­ятность. «Первый риск, который появ­ляется для категории МИ, вошедшей в перечень ограничений, – снижение конкуренции», – уверен директор по вопросам правового регулирования Ассоциации международных произво­дителей медицинских изделий IMEDA Михаил Потапов. По его словам, пра­вило «третий лишний» способно спро­воцировать сговор двух отечественных производителей МИ, которые смогут «поделить рынок между собой и дикто­вать любые условия».

В теорию о картельном сговоре «не лишних» верят не все. Лазеек для иностранцев в постановлении столько, что размыть их долю в закупках бу­дет непросто. «Несколько очевидных недоработок документа нивелируют его ценность для отечественного рынка МИ»,– считает руководитель комиссии по обращению медицинских изделий «Опоры России» Станислав Гольдберг.

Протекционизм был заявлен не един­ственной целью Минпромторга. Чинов­ники рассчитывали, что зарубежные игроки теперь заинтересуются глубокой локализацией производства. Обозначен и уровень желаемой локализации – 50% комплектующих. Одномоментно выйти на этот показатель невозможно, а исполнимые этапы локализации принятый в спешке документ не предлагает. Похоже, лоббисты иностранных компаний просто не успели вклиниться в нормотворческий процесс.

Представитель Philips в России и СНГ Назим Турдумамбетов высказывает об­щую надежду иностранцев: Правитель­ство РФ разработает меры долгосроч­ного экономического стимулирования развития локального производства МИ и поддержит иностранные инвестиции и развитие рынка.

Российские производители, оценив старания правительства, попытавше­гося создать преференции на торгах, тоже не могут пройти мимо непосле­довательных и нескоординированных решений регуляторов. С февраля производители почувствовали на себе действие ФЗ №532, усилившего адми­нистративную и уголовную ответствен­ность за нарушения при производстве и обороте фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных МИ. «Широта формулировок закона позволяет привлечь к ответственности вполне добросовестных участников рынка. В частности, под понятие незареги­стрированного МИ подпадают изде­лия с пороками в регистрационных удостоверениях, возникших, напри­мер, из-за ребрендинга или измене­ния места производства», – поясняет юрист компании Goltsblat BLP LLP Александр Муравин. По его словам, если производитель вовремя не внес изменения в регудостоверение, велик риск привлечения к ответственности: от штрафа в 5 млн рублей до приоста­новления деятельности на 90 дней.

Станислав Гольдберг из «Опоры Рос­сии» отмечает, что отраслевые лобби­сты готовятся обсудить корректировку только что принятого закона с чи­новниками из Минпромторга. «Уже возникают разночтения относитель­но того, что является медизделием, а что нет; какие расходные материалы ввозить можно, а какие нет; и как они должны быть зарегистрированы,– рассуждает Гольдберг. – А то медуч­реждения уже начинают отказываться от закупки некоторых МИ».

ограничения, госзакупки, госзакупки медоборудования

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении