27 Июля 2024 Суббота

«Под интересом я понимаю выручку, под ценностями – качество услуг»
Варвара Колесникова Мединдустрия
2 августа 2021, 1:52
Фото: «Желтый крест»
7765

Основатель компании «Желтый крест» Рамаз Ахметели – о прошлом, настоящем и будущем частных домов престарелых

Один из пионеров рынка медико‑социальных услуг пожилым людям, владелец и гендиректор компании «Желтый крест» Рамаз Ахметели в марте 2021 года вынужден был закрыть один из двух филиалов сети – пансионат, расположенный в подмосковном Воскресенске. К этому трудному решению предпринимателя подтолкнула длившаяся около года серия внеплановых проверок городской прокуратуры, выявивших в здании дома престарелых отсутствие оборудования, необходимого для соблюдения пожарной безопасности. Ситуация бизнесмена из колеи не выбила – сейчас он в качестве главы рабочей группы при Общественном совете Минтруда РФ участвует в процессе создания отраслевых лицензионных требований. Своими идеями на этот счет Рамаз Ахметели поделился с Vademecum.

«МЫ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА СОЗДАНИЕ HOME-LIKE СРЕДЫ»

– До того как заняться бизнесом, вы работали в Российском Красном Кресте (РКК). Эта деятельность была как-то связана с уходом за пожилыми людьми?

– С 1998 по 2005 год я работал исполнительным директором отделения РКК в Юго-Восточном административном округе Москвы. При местном отделении РКК мы организовали социально-оздоровительный и медицинский центры, расположенные рядом, на первом этаже жилого дома. Мини-гостиница, которая фактически была социальным стационаром, предназначалась для пожилых людей, которые не могли самостоятельно дойти до поликлиники и получить помощь врачей-специалистов. Мы буквально вытаскивали их из квартир, приводили в порядок и выхаживали – одиноких, престарелых, ветеранов войны. Тогда такое – негосударственная стационарная социальная помощь – вообще в диковину было. Да и предлагаемые нами условия – одно-, двух- или трехместное размещение в комнатах с собственными санузлами – по тем временам были чем-то невероятным. У нас стояли отечественные функциональные кровати с американскими электроприводами. Эти изделия были настолько качественными, что некоторые из них исправно работают до сих пор.

В начале 2000-х в РКК начались, так скажем, организационные неурядицы. В результате в 2007 году деньги, предназначенные для обеспечения медико-социального ухода и соцобслуживания в стационаре, были фактически украдены у местного отделения представителями вышестоящего руководства, и мы больше не могли оплачивать аренду. Город забрал помещение, и проект закрылся. Я почувствовал возможность наступления чего-то подобного несколько раньше и поэтому в 2005 году вместе с партнерами создал компанию – ООО «Желтый крест». Кстати, то помещение до сих пор – уже более десяти лет – пустует, и я задумываюсь над тем, чтобы его вернуть.

– С чего начинался «Желтый крест» – первый в стране частный дом престарелых?

– Действительно, «Желтый крест» – первая частная компания, которая начала заниматься предоставлением медико-социальной помощи с обеспечением проживания и сразу старалась делать это официально и легально. Несколько позже меня, в 2007 году, на рынок вышла Senior Group (правда, тогда Алексей Сиднев еще не был владельцем этой компании). Так вот, если Senior Group начинался с квартир и коттеджей, то «Желтый крест», используя know how отделения РКК, – с нежилого помещения на первом этаже жилого дома в Москве. У нас там было два лицензированных медицинских кабинета и восемь жилых комнат. В то время еще нельзя было открывать пансионат в жилом здании, но можно было сделать мини-отель – я получил такое разрешение от Роспотребнадзора, который тогда пошел мне навстречу, потому как дело-то хорошее. Сразу же мы получили медицинскую лицензию на сестринское дело и терапию. Впрочем, очень скоро мы этот проект свернули, потому что параллельно создавали полноценный пансионат: в 2006 году завершили строительство здания, в 2007-м получили на него медицинскую лицензию.

Тогда же Senior Group открыла полноценный и по тем временам шикарный пансионат «Монино», а в 2012 году мы уже открыли второй филиал, который также начал функционировать на основе разрешения Роспотребнадзора и медицинской лицензии. Вслед за нами на этом рынке начали появляться и другие игроки, но легальных, ориентированных на качество поставщиков услуг среди них оказалось, увы, очень мало. В большинстве своем это были нелегальные, никому не видимые пансионаты – вот они сейчас и процветают, и дальше будут прекрасно себя чувствовать, если не введут детально продуманную систему лицензирования.

Нынешняя регуляторная практика дает возможность развиваться полулегальным операторам, которые опираются в своей деятельности на использование комбинации неформальных связей с локальными контролирующими органами и правовых лакун. Недавно, заметил, появились так называемые комбинированные сети: у них одно учреждение нормальное, с лицензией, а остальные – безнадзорные коттеджи, ну и качество услуг соответствующее. Как показывает опыт, со многими из коллег, представляющих так называемый серый сектор, можно и нужно выстраивать диалог, тем более что они на него настроены. Но для этого надо создать им повестку.

– Как изначально выглядела бизнес-модель «Желтого креста»? Вы же были, по сути, пионерами – равняться было особо не на кого, анализировать нечего.

– Вариантов для анализа всегда было предостаточно – есть страны, которые идут впереди нас, уже давно все модели испробовали и получили результаты. Надо только знать об этом опыте и уметь его анализировать. В этом мне помогло взаимодействие с коллегами из стран – членов Европейской ассоциации провайдеров услуг долгосрочного ухода. Благодаря ознакомлению с их опытом у меня сформировалось четкое понимание, что я не хочу реализовать модель «медицинского общежития», проявлением которой является, и еще долго будет являться, государственная система социального обслуживания. Мы ориентированы на создание home-like среды, адаптируемой под конкретные индивидуальные нужды подопечного с обязательным вкраплением в нее медицинского компонента. Иными словами, для меня это дом длительного сестринского ухода, который не должен превращаться в больницу, так как предполагается, что человек в нем проживет долго. В больнице же человек лечится непродолжительное время и возвращается домой. В этом разница.

Почему нужна медицина? Ни у нас, ни за границей нет домов престарелых, где живут здоровые люди, не требующие ухода и медицинского внимания, – это все сказки. Потому что все хотят жить дома, пока это возможно.

Недавно мы провели исследование, изучили контингент негосударственных домов престарелых в нескольких городах России. Определяли когнитивный статус, способность одеваться, соблюдать гигиену, принимать пищу, проживать самостоятельно. Выяснилось, что в 80% случаев подопечным требуется серьезная разноплановая помощь, что предполагает предоставление медицинских услуг. Вот, например, деменция. Вернуть к нормальному состоянию такого человека невозможно, но симптоматику можно смягчить. А это уже психотропные препараты, это медицина. Должны быть врачи, которые знают пациентов и наблюдают их в динамике. Если вы собираетесь работать для оказания помощи по всему спектру подопечных, от медицины не уйти.

– И все же на рынке немало пансионатов, которые, не имея медлицензий и врачей в штате, принимают постояльцев с тяжелыми заболеваниями (диабет, онкология) и даже паллиативных пациентов.

– Ну и как они их принимают? Положили пациента, а он через какое-то время умер, да и все. Бизнес-модель на крови, на смерти процветает. Что такое «паллиативный уход», который обещают сплошь и рядом? Есть паллиативная медицинская помощь, она входит в перечень видов работ и услуг, относящихся к медицинской деятельности и подлежащих лицензированию в качестве таковой, а под «паллиативным уходом» каждый может подразумевать что угодно. Нет понятийного аппарата. Хотя очевидно, что паллиатив – забота о человеке в конце его жизни – не может обходиться без медицины. Даже просто выдать таблетку, сделать укол – это уже медицинская деятельность, подлежащая лицензированию. А потому я считаю, что медлицензия должна быть у каждой организации, которая занимается предоставлением социальных услуг с обеспечением проживания. Сейчас это необязательно, что категорически неправильно в контексте заботы о качестве жизни и соблюдении прав подопечных. Лицензированное предприятие автоматически подсвечивается, попадает под мониторинг и контроль государства. Даже там, где есть контроль, люди десятками умирают от пролежней, страдают от результатов падения, чесотки, а сегодня и от коронавируса. Можно представить, что происходит там, где нет контроля и даже представления об уходе, каким он должен быть.

«У МЕНЯ ПО ГОСЗАКАЗУ СЕЙЧАС ЖИВУТ ВСЕГО ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА»

– Сегодня деятельность частных домов престарелых регулирует лишь 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Плюс реестры поставщиков соцуслуг. Эти регламенты могут служить инструментом контроля?

– Как инструмент контроля, 442-ФЗ не работает – там подразумевается только документальная проверка. Членство в реестре необязательно и мало что говорит о качестве услуг. Дух закона таков: раз учреждение входит в реестр, предполагаемый получатель услуг может выбрать его, и государство за это заплатит, и все. На самом деле в этом смысле членство в реестре пока настолько же бессмысленно, насколько часто и труднодостижимо. Замечу, что я постоянно приглашаю Минтруд и Министерство социального развития Московской области прийти и посмотреть, как у меня все устроено, но они, к сожалению, в гости не заходят. И направлять ко мне получателей социальных услуг тоже не хотят – не имеют возможности или не хотят платить мне денег. У меня по госзаказу сейчас живут всего четыре человека из Москвы (раньше бывало намного больше) и ни одного – из Московской области. То, что деньги следуют за потребителем, – миф, это только на бумаге так. Фактически этого нет и, самое главное, пока не предвидится.

– Какие критерии оценки качества оказываемых оператором услуг должны, на ваш взгляд, применяться? Следует ли судить о качестве, например, по содержанию штатного расписания, численности постояльцев и курирующих их сиделок?

– Оценка качества услуг путем подсчета соотношения числа пациентов на одну сиделку определенно пережиток прошлого и попытка простого решения сложных проблем. Такой подход еще более или менее применим в учреждениях на 150 и более человек, хотя и то большой вопрос. Я на основе анализа международного опыта и, самое главное, командной работы со своими сотрудниками написал собственную концепцию.

Она имеет в основе ряд основополагающих вещей. Должна быть полная взаимозаменяемость персонала. Все функции, включая базовый уход, питание, бытовые услуги, досуг, должны осуществлять одни и те же люди. Только медицинское обслуживание лежит исключительно на медсестре. Но и медсестра должна не только уколы делать, но и осуществлять все вышеперечисленные функции. Да и я не просто какой-то начальник для своих сотрудников, они прекрасно знают, что я сам умею ухаживать за пожилыми людьми.

Я предлагаю вообще забыть о штатных единицах или единицах физических лиц и сосредоточиться на количестве часов, потраченных на определенные процессы, и на управлении рабочим временем. У нас время, которое помощник по уходу тратит на уход за конкретным человеком, находится в прямой зависимости от присвоенной пациенту группы ухода (то есть от тяжести его состояния).

Более того, утром и вечером нагрузка больше, чем днем, поэтому выполняемые помощниками по уходу задачи должны быть правильно разнесены во времени. Так что качество зависит не от количества единиц в штатном расписании и его заполненности (тем более, если речь идет о небольшом пансионате), а от правильной организации рабочего времени.

– Предположим, что у вас персонал правильно загружен и за счет этого постояльцам обеспечено достойное качество ухода. Какова сегодня рентабельность вашего бизнеса?

– Прибыльным этот бизнес пока назвать нельзя. Хотя он мог быть таковым, если бы все было устроено по-другому: справедливо, исходя из интересов получателей услуг и по закону. Понятно, на костях, на смерти можно сделать деньги и достичь хоть 80% рентабельности. Если нормально не кормить, не поить подопечных, на всем экономить. В таком «социальном предпринимательстве» высот достигают операторы, у которых, если выражаться витиевато, нет баланса между ценностями и интересами. Под интересом я понимаю выручку, под ценностями – качество услуг. Причем такой «успешной» может быть не только «черная» или «серая», но и вполне себе «белая» компания. А компания, которая в первую очередь ориентирована на качество услуг, не достигнет без специальных усилий и 30% рентабельности. Никто, конечно, не может работать себе в убыток. В краткосрочном периоде такое возможно, но в долгосрочном – нет, потому что коммерческое предприятие должно каким-то образом покрывать расходы и получать прибыль.

Мы – маленькая частная организация. Мы работаем по старинке, в здании на земле, которая принадлежит моей семье. У меня нет никаких инвесторов, нет этого груза ответственности перед ними за плечами, который имеется у некоторых моих коллег. Я свободен в экспериментах, поиске и ошибках. Конечно, с другой стороны, это существенно ограничивает мои финансовые возможности. Мне не раз предлагали частные инвестиционные деньги, но это не мой стиль. Имею за плечами определенный опыт и с опаской отношусь к чужим деньгам.

– А вообще, насколько этот рынок сегодня привлекателен для инвесторов?

– Инвесторы пока только присматриваются к нашему сегменту, изучают вопрос. Пока этот рынок нормальному инвестору непонятен. Как только рынок будет структурирован, как только появятся внятные правила игры, четкие перспективы и ориентиры для получения дохода, у этого сектора отбоя от денег не будет. Есть институциональные, частные, private equity инвесторы, которые с удовольствием вложат средства в сектор. Но сейчас вкладывать в то, что вдруг придут и закроют не пойми за что, никто не будет. Вспомните хотя бы историю, когда крупная французская сеть Orpea Group хотела в России свой центр построить. Передумала! Из-за того, что у нас для операторов не созданы нормальные условия.

– Есть ли какая-то связь между возглавляемым вами Благотворительным фондом РКК и «Желтым крестом»?

– Поначалу (а я возглавляю фонд с 2016 года) у меня были определенные мысли на счет того, что можно было бы использовать сопричастность к фонду как маркетинговый инструмент, действующий в интересах компании «Желтый крест». Но, к сожалению, вскоре «Желтый крест» сам поневоле превратился в основного спонсора деятельности, осуществляемой под эгидой РКК на ниве ухода за пожилыми людьми. Впрочем, сейчас я вижу свою миссию в том, чтобы привести негосударственный сектор рынка в порядок.

Во-первых, когда еще не было профессионального стандарта «Сиделка (Помощник по уходу)», мы в «Желтом кресте» создали несколько учебных курсов, на основе которых от имени РКК обучили, в основном бесплатно, новой зарождающейся профессии сотни людей. Во-вторых, когда профессиональный стандарт появился, я лично, используя помощь сотрудников «Желтого креста», разработал дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Уход за людьми с дефицитом самообслуживания» и представил ее от имени РКК. Документ был акцептован Минтрудом и разослан в регионы как руководство к действию. В-третьих, компания «Желтый крест» была главным действующим лицом при создании методического пособия «Уход за ослабленными пожилыми людьми», на титуле которой присутствует эмблема РКК. Это единственное на данный момент методическое пособие, признанное и одобренное Минтрудом и Минздравом РФ. Кстати, оно было написано здесь, в «Желтом кресте», и издано за наш счет, авторские права принадлежат нам, а также РКК и Российскому геронтологическому научно-клиническому центру, возглавляемому Ольгой Ткачевой. Я несколько раз подавал заявки на президентский грант для подготовки такого пособия, но ничего не получил.

«ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НАДО ПРОВОДИТЬ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

– Почему вы взялись бороться за чистоту рынка? И почему, как вы считаете, этим не занимается государство?

– Государство не хотело смотреть в сторону зарождающегося негосударственного сектора, да и сейчас не горит большим желанием сотрудничать с ним, использовать его потенциал. По мнению профильных региональных регуляторов, учреждения, которые не входят в систему, не имеют к ним отношения. Они всегда говорили и сейчас продолжают считать, что негосударственный сектор их не касается, особенно те операторы, которые не входят в реестр поставщиков соцуслуг.

Причина в неспособности или нежелании разграничить две функции – государственное управление и государственное предпринимательство. А потребность в уходе, в силу роста продолжительности жизни и старения населения, тем временем лавинообразно растет. Большое число людей на дому обслуживаться не могут – гниют заживо на диване, несмотря на раскрученную систему долговременного ухода, искусственно ориентированную на предоставление медико-социальной помощи на дому.

Государство, а точнее некачественное государственное администрирование, виновато в том, что допустило такой сценарий развития событий. Сейчас оно пытается бороться с тем, что получилось, но, к сожалению, делает это поверхностно. Все эти попытки государства регулировать отрасль превращаются в компанейщину. Механизмы не меняются, новации не вводятся, устоявшиеся негативные тенденции не переламываются. В таких условиях может расти только нелегальный рынок. Несломленная инерция работает против современных подходов и качества.

– И все же в начале 2021 года Минтруд заговорил о необходимости лицензирования.

– Пока «лицензирование» просто слово, прозвучавшее в момент перехода, как говорится, с корабля на бал. Быстрое политическое решение было принято после череды пожаров, поручение пришло с самого верха: чтобы такого больше не было. Сказали: давайте лицензировать. А как и что лицензировать? Этого не сказали. Лицензирование надо проводить по видам деятельности, а обязательные требования должны быть дифференцированными – в зависимости от того, какой контингент обслуживается. Я от имени профессионального сообщества предлагаю Минтруду использовать именно такой подход. Вот у нас в «Желтом кресте» шесть групп ухода, принадлежность человека к той или иной из них зависит от того, какой объем помощи ему требуется. Можно положить их в основу создания списка лицензируемых видов деятельности. Игрокам рынка должно быть предложено множество акцептованных Минтрудом и Минздравом (Российским геронтологическим научно-клиническим центром, а если это паллиативный уход, то ФНПЦ паллиативной медпомощи ПМГМУ им. И.М. Сеченова) инструментов измерения потребности в помощи. Понятных, несложных, прозрачных.

Россия – страна большая, неоднородная. Экономические условия, культурные и социальные факторы, уклад, национальные и конфессиональные особенности в отдельных регионах – разные. По моему мнению, Минтруд должен дать на выбор десяток инструментов, и пусть регионы сами выбирают, какие рекомендовать своим поставщикам.

– Пока Минтруд сосредоточен на пожарах, точнее на противопожарных мероприятиях.

– Толку от того, что они к этим пожарам привязались, будет очень мало. Все равно зима придет, будут гореть дома. К сожалению, учреждения для пожилых часто горят, в том числе в силу техногенных причин. Во всем мире. В развитых странах – во Франции, Израиле, Южной Корее, Японии. Есть портал CTIFF – открытый источник, из опубликованной там информации следует, что в РФ пожаров намного меньше, чем в США, а людей гибнет на порядок больше. Я думаю, что это повод задуматься, в том числе и МЧС. Безусловно, проблема есть, но ее надо не с одной стороны решать. И профилактика нужна, и огнеборцев надо тренировать.

Я призываю наши профильные министерства – Минтруд и Минздрав: давайте сначала совместными усилиями создадим понятные правила, а там – в организованной, структурированной среде – и с пожарами разобраться будет проще. Если вопрос лицензирования будет хорошо продуман, все логично выстроится, – это будет во благо. Государству, получателям услуг, нормальному бизнесу. Если опять у них не получится нормальные регуляции создать, а получится как всегда, кто будет виноват?

ахметели, дома престарелых, уход за пожилыми, минтруд
Источник: Vademecum №3, 2021

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении