27 Июля 2024 Суббота

Прыжок в умелые руки: где приземлятся завтра участники ТОП200 аптечных сетей России
Дмитрий Кряжев, Елена Микова, София Прохорчук Рейтинг аптечных сетей
6 мая 2022, 10:03
Иллюстрация: Роман Коновалов/Vademecum
12901

«Если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества», – иронично отмечал Олдос Хаксли в прославившей его антиутопии «О дивный новый мир». Соблазн сохраниться в ранге выпиливателей в предпринимательской среде остается очень велик, тем более что формирующаяся реальность теперь всем предлагает жизнь, к которой российский бизнес давно приучен, – ничего наперед не загадывать, действовать по ситуации, держаться как можно дольше. В конце концов, все старожилы регулярного рейтинга Vademecum ТОП200 аптечных сетей России, следуя этим правилам, выкруживали свои состояния, статусы и позиции. Но вечен ли их ресурс?

ПОД КУПОЛОМ ЦИКЛА

Собственники бизнесов и управленцы теперь любят вспоминать середину февраля. Не то чтобы это была какая-то особенная романтическая пора. Нет, мрачный отечественный февраль, но просто почему-то именно в это время компании, претендующие на структурность и зрелость, обычно проводят цикловые конференции и стратсессии в пригородных отелях. Задача у подобных утомительных и по итогу душных мероприятий ответственная и сложная – через мечтания и обмен мнениями (поутру за флипчартом, а ввечеру за стаканом) сформировать некую картину будущего для своей отрасли и компании, накидать долгосрочные и краткосрочные планы развития и соответствующие статьи расходов, ну и напоследок пройти тренинг и попробовать стать лучшими версиями себя.

В этом феврале, говорят, мечталось особенно недурно, а все потому, что два года пандемии нисколько не усугубили положения существенного числа игроков фармрынка, а только дали возможность нежданно заработать. И заработанного вполне могло хватить на всякое разное, что, по мнению акционеров, неминуемо ведет к повышению эффективности бизнеса и победе над конкурентами.

После 24 февраля эти планы отменились. Зато воспоминания о них стали бесценны, поскольку будущее вмиг стало историей и приобрело сослагательное наклонение, и в нем автоматически оказались достижимы абсолютно все цели, сбылись все мечты, даже самые фантастические. В этом контексте особенно жаль тех, кто отменил или, не дай бог, провел-таки цикловую в марте или апреле. Широко ли им там мечталось?

Впрочем, стресс распределялся по товаропроводящей цепи неравномерно. Шок и трепет в полной мере испытали разве что производители, главным образом иностранные. Тут достаточно вспомнить теперь уже знаменитую мартовскую пятиминутку политинформации в российском офисе Abbott (с выдержками можно ознакомиться на сайте Vademecum) – единственное на сегодня документальное свидетельство глубины экзистенциального кризиса, в который погрузились все те, кто принимал активнейшее участие в формировании российского фармрынка и теперь, испытав на себе яд культуры отмены, поставили жизнь на паузу.

«Знаешь, утром узнаю, что офис еще работает, и уже хорошо становится, – характеризует ситуацию топ-менеджер московского представительства крупной иностранной компании. – Поэтому особенно смешно смотреть и слушать умников, которые делятся какими-то прогнозами. О чем они все? Никто не в состоянии спрогнозировать рынок!» По его словам, во многих офисах уже начали резать расходы на персонал, но пока в статистике по росту безработицы это не отразится, поскольку в первую очередь компании отказываются от услуг тех, кто сидит на договорах подряда – медпредставителей и айтишников. Впрочем, для остальных работы все еще хватает. «Ни одна крупная иностранная компания не отказалась от маркетинга и скидок для дистрибьюторов», – добавляет собеседник Vademecum. И вообще, забот только поприбавилось. Например, местным офисам стало труднее добывать у штаб-квартир дефицитные позиции. «Раньше Россия была в абсолютном приоритете перед, скажем, Польшей. Если нам до зарезу был нужен препарат, а по квоте этот объем предназначался для польского рынка, нам отдавали без вопросов. Сейчас все наоборот: сначала Польша, потом уже мы. Это путь к дефектуре».

ОТ ВШЕЙ ДУШИ

Переживать за будущее многим, а в особенности рознице, до сих пор было попросту некогда. По данным ЦРПТ, в марте 2022 года продажи лекарств выросли почти в три раза в сравнении с мартом 2021-го – 134 млрд против 51 млрд рублей. Даже в регионах, далеких от суетных мегаполисов, продажи марта к марту подскочили на 20–40%. В «миллионниках», где градус тревожности традиционно выше, сети фиксировали рост на 60%.

Переплюнули показатели и продажи дикого перволокдауна в 2020 году. А с учетом того, что в целом первый весенний месяц вовсе не сулил золотых гор, азарт, в который впали ритейлеры, совершенно понятен и извинителен. «Не случись всех этих событий, март для многих сетей был бы провальным. К концу весны мы бы увидели, как в очередной раз «валятся» неэффективные игроки. Сейчас их уход с рынка (не суть, по какому сценарию) отложен», – рассуждает топ-менеджер крупной производственной компании.

Но в марте и апреле ритейлеры могли спокойно жить теми же заботами и с воодушевлением обсуждать промеж собой то же, что и всегда – различные асоциальные и паранормальные проявления конкуренции среди ведущих сетей, приметы предвзятого отношения со стороны крупнейших дистрибьюторов, дискриминацию производителей со стороны сетей, выпуклые проблемы морального облика участников рынка. В общем, всего того, что несет в себе емкий авторский термин совладельца сети «Фармаимпекс» Алексея Владимировича Зверева: «Полный педикулез».

Полный, равно как и частичный, «педикулез» – безусловно, основное сырье для формирования информполя фармрынка. Чувствуют это не только отраслевые лидеры, но и сторонние комментаторы. Отсюда, вероятно, все гневные отповеди со стороны надзорных органов в адрес индустрии. Взять хоть последние слова генпрокурора Краснова о «необъяснимой жадности» коммерсантов как причине роста цен на лекарственный ассортимент. Метафора, конечно, поэтичная, но и одновременно тревожная, поскольку очевидно, что сверхвыручки и сверхприбыли на фоне потребительской паники и «курсовых качелей» рынку припомнят, в том числе и тогда, когда потребуется пересмотр цен на те препараты, наценки на которые государство регулирует и без того негибко.

Но все же разберемся с претензией к ценообразованию. «Многие воспринимают рост цен, возникший из-за роста стоимости отсрочек, именно как рост прибыли дистрибьютора. В реальности 90-дневная отсрочка при 60-дневном товарном запасе и отсрочке производителя в 90–100 дней требует от нас существенных инвестиций в торговый рабочий капитал, – поясняет руководитель крупного дистрибьютора. – Мы просто транслировали в цены рост своих затрат на инвестированный капитал». Как эта трансляция осуществляется на практике, Vademecum попросил прокомментировать одного уважаемого производителя парафармы: «До 24 февраля дистрибьюторы работали с наценкой 3,5–5%. Розница тоже вела себя прилично.

Но в марте в отдельных сетях цены могли вырасти вдвое: 1 200 рублей против 580 рублей за упаковку одного из наших топовых продуктов». И вклад дистрибьюторов в цену был значимым. По его словам, по итогу месяца они собрали с сетей данные по наценкам на товар и распределили по табличке. Мы, признаемся, табличку эту видели. Но приводить ее тут из этических соображений не рискнем, ибо все в ней буквально дышит индивидуальным отношением. Очень уж красочно в цифрах выражается любовь и нелюбовь, сочувствие и реваншизм, которые дистрибьюторы нередко испытывают к значительным клиентам. А потому просто скажем, что наценка у разных компаний для разного сорта сетей гуляла от 1% до 79%, но в среднем федеральные дистрибьюторы наценивали не больше 33% и нередко меньше 15% на ходовые SKU из списка производителя.

Однако и эта вольница уходит в историю. Март и начало апреля не предвещали ничего хорошего, а май и июнь уже обещают сплошные трудности. Почувствуйте разницу. «Шутка ли, первый квартал плюс 50% в упаковках, плюс 30% в деньгах, – отмечает владелец крупной оптовой компании. – Образовался существенный горб. Только он весь во втором квартале съестся». Его конкурент (хотя в текущих условиях вернее говорить «коллега») настроен позитивнее: «Мы рассчитываем, что доходов марта – начала апреля аптечным сетям хватит, чтобы пережить летний спад и остаться на плаву». 

Дистрибьюторы потихоньку смягчают условия для ритейла и обещают впредь находить вместе с производителями гибкие решения во избежание кассовых разрывов у сетей, оставшихся без денег, и вообще хотят двигаться в русле теории малых дел. К санации должников, тем более массовой, никто из опрошенных Vademecum дистрибьюторских компаний охоты не проявляет. Однако и гарантий, что «заваливания» не случится, никто теперь не даст. Слишком уж мало в индустрии тех игроков,  кто привык опираться главным образом на свои силы и жить по средствам, работать на маленьких отсрочках и не открещиваться от предоплаты. «А как будут в новых реалиях выкручиваться сети и аптечные объединения, которые все последние годы вдрызг ссорились с Big Pharma, пачками выкидывая препараты-бренды из матрицы в так называемую стратегическую дефектуру, лихо подменяли собой производителей и плодили собственные торговые марки, а теперь вместо свердоходов получили сплошные «головняки»? – размышляет менеджер производственной компании. – Тут какой пласт ни возьми, куча проблем вылезает. И это мы еще не принимаем в расчет, что у нынешнего кризиса есть экономические последствия, но основания не экономические. Ладно, хорошо, что старые каналы поставок работают».

Скачать рейтинг в pdf


Больше данных – в ближайшем номере журнала Vademecum. Подписаться на журнал.

рейтинг аптечных сетей, топ200 аптечных сетей
Источник: Vademecum №2, 2022

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении