27 Июля 2024 Суббота

«Интермедсервис» близок к банкротству
Екатерина Макарова, Анна Дерябина, Анастасия Напалкова Фарминдустрия Мединдустрия
10 ноября 2016, 8:25
14434

Владельцы некогда успешного дистрибьютора доверили судьбу своей компании кредиторам

Один из старейших поставщиков медицинских изделий и лекарственных препаратов – группа «Интермедсервис» – близка к банкротству. Ее структуры должны контрагентам в общей сложности более 1 млрд рублей. Контролирующий акционер компании Андрей Скворцов антикризисный план пока не представил, а его младший партнер Владимир Голубев от насущных проблем «Интермедсервиса» старается дистанцироваться: оба факта надежд на скорое финансовое оздоровление заслуженного лидера рынка точно не сулят. Как некогда успешную диверсифицированную компанию затянуло в долговую пучину, попытался выяснить Vademecum. 

ШАССИ ЭНТУЗИАСТОВ

«Интермедсервис» зарождался в начале 90-х, как и многие другие компании тогда, на чистом энтузиазме: идея ее создания принадлежала Андрею Скворцову – основному на сегодняшний день владельцу группы. Врач-диагност Скворцов, на своем опыте ощутивший острую необходимость в современной медтехнике, решил попытать удачу в коммерции. Вдохновленный победой в тендере Всемирного банка на поставку японских электрокардиографов Suzuken, он открыл компанию, на базе которой были запущены маркетинговые исследования зарубежных рынков медицинских технологий и реализованы первые поставки зарубежного медоборудования в Россию.

Молодая компания «Интермедсервис» поначалу арендовала закуток в ГКБ №70 в московском районе Новогиреево, но уже вскоре замахнулась на офис побольше и помрачнее, а именно переселилась в одно из помещений морга все той же 70-й больницы. В нем команда Скворцова оборудовала цех по ремонту и сервисному обслуживанию медтехники.

Скворцов выстраивал бизнес-модель «Интермедсервиса» вместе со своим партнером Владимиром Голубевым, с которым они встретились незадолго до старта проекта. Знакомство будущих учредителей завязалось через брата Скворцова и свояка Голубева – Михаила Лесина, известного на тот момент бизнесмена, а позднее одиозного министра печати РФ (Лесин умер в ноябре 2015 года в США при невыясненных обстоятельствах). Сам Лесин тоже поучаствовал в судьбе «Интермедсервиса», но, правда, недолго. Как рассказал Vademecum Владимир Голубев, в числе совладельцев компании Лесин пробыл не более месяца, объявив партнерам, что медбизнес (не путать с медиабизнесом) его не заинтересовал.

Но вернемся к бизнес-модели «Интермедсервиса». По замыслу основателей, как свидетельствует теперь Голубев, их компания должна был заняться дистрибуцией «секонд-хенда»: оптовик планировал привозить и реализовывать в России списанное в Европе и США медоборудование. Однако первоначальная задумка воплощена не была: завозить новое оказалось выгоднее. А к середине 90-х «Интермедсервис», наладив прочные связи с администрациями ЛПУ, нащупал еще одну верную тему – поставки дорогостоящих лекарств из так называемого госпитального ассортимента, основной акцент был сделан на препаратах для лечения онкологических заболеваний, наркотической зависимости, болезней крови.

Став игроком фармрынка, «Интермедсервис» решил поработать и в рознице: в 1996 году была открыта первая аптека будущей сети «Белый Лотос», которая делала ставку на реализацию дорогостоящих препаратов госпитального сегмента. Такие аптеки в разное время открывались в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке, Москве и ориентировались на пациентов, которые не надеялись получить их в стационаре от государства.

По словам Голубева, стимулом к развитию фармнаправления во многом стал кризис 1998-го. «Торговля лекарствами стала развиваться быстрее, чем направление медтехники, – вспоминает он. – И уже к началу «нулевых» медоборудование занимало всего лишь 20% оборота, все остальное приходилось на медикаменты. Позже, к 2008 году, я стратегически изменил этот перекос в соотношении 50% на 50% на каждое направление».

Вообще «нулевые» стали для «Интермедсервиса» золотой порой не только в представлении Владимира Голубева, но и других сотрудников. По словам Марии Фединой, бывшего эксперта отдела закупок «Интермедсервиса», продажи тогда шли на ура: «Бывало, что компания еще не успела привезти товар на склад, а его уже купили».

Игра в диверсификацию в то же время оказалась азартной и затягивающей. Вскоре выяснилось, что взгляды на бизнес у Скворцова и Голубева разные. Скворцов, например, основал издательство «Инфомедиа Паблишерз», которое управляет несколькими профессиональными медицинскими ресурсами, в числе которых oncology.ru, hematology.ru, зарабатывает на проведении вебинаров и крупных тематических форумов.

А Голубев тем временем погрузился в развитие так называемой госпитальной розницы: его новая компания – дистрибьютор «Фарм-Лекс» – начала специализироваться на реализации лекарств в аптеки и ЛПУ. «С созданием «Фарм-Лекса» [у личных проектов Голубева] появилась и своя собственная логика развития, – поделился своей версией на условиях анонимности бывший сотрудник «Интермедсервис». – Вместе с этим начала происходить подмена целеустанавливающей стратегии основной компании, что и спровоцировало внутренние противоречия».

На рубеже 2010-2011 годов сложное устройство компании потребовало реструктуризации и формирования холдинговой структуры ГК «Интермедсервис». Правда, и более четкое определение статусов различных бизнесов исчезновению разночтений в концепции будущего «Интермедсервиса» не способствовало. Бывшие менеджеры компании говорят, что понимания между совладельцами становилось год от года все меньше. «В «Интермедсервисе» Скворцову принадлежало 66,7% акций, Голубеву – 33,3%. Любые движения, которые происходили в ГК, могли совершаться только с указания Скворцова, – замечает его бывший подчиненный. – К концу 2000-х Скворцов и Голубев уже сидели на разных этажах офиса и практически не пересекались, не считая вынужденных формальных мероприятий».

Голубев свидетельствует, что в оперативном управлении «Интермедсервисом» не участвует, но конфликтов с партнером не имеет и долю и место в совете директоров сохраняет: «В 2011 году я от оперативного управления совершенно отошел. Поэтому у нас не могло быть со Скворцовым никаких разногласий. Всем управлял Андрей». Скворцов, в свою очередь, от каких-либо комментариев Vademecum отказался.

Чем теперь занимается Голубев? Отойдя от дел в «Интермедсервисе», предприниматель решил укорениться в нише, которую освоил при помощи «Фарм-Лекса», основав довольно известный ныне проект – ООО «Альянс Специализированных Аптек» (АСА), входящий сегодня в сервисный холдинг «Директ Мед». Помимо АСА, в составе холдинга – поставщик стоматологических изделий «Дентал Деливери Сервис» и дистрибьютор товаров для эстетической медицины «Мед Эстетика», а также логистическая компания и продавец косметической продукции.

«АШАНОМ» ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ

В фактически одиночном плавании Скворцову пришлось нелегко. Старожилы компании сетуют, что предпринимательский дух из «Интермедсервиса» повыветрился с зарождением и развитием холдинговой структуры. «Интермедсервис» был очень хорошей кузницей кадров, – вспоминает бывший сотрудник Андрей Конкин. – Но уже к 2012-2013 годам это была уже не та компания, в которую я когда-то пришел: здесь стало очень тяжело работать». «В компании стали распыляться профессионалами и просто хорошими людьми, которые в течение длительного времени приносили ей достойные результаты, – рассказывает Мария Федина. – Вероятно, что на этом фоне ушел и мой непосредственный руководитель Александр Колганов».

Vademecum разыскал и самого Колганова, прошедшего за восемь лет в «Интермедсервисе» путь от руководителя отдела закупок до коммерческого директора, когда компания к середине 2000-х достигла статуса крепкого середняка. Колганов считает большим просчетом основателей «Интермедсервиса» назначение в 2010 году на пост гендиректора Виктора Рымова, выходца из Auchan Group. «Презентуя новую стратегию «Интермедсервиса», Рымов объявил дистрибьютора главным в фармбизнесе, исходя из убеждений, что фармрынок – это рынок покупателя, – вспоминает Александр Колганов. – Однако это была неверная установка. И ошибкой Скворцова стало то, что он в нее поверил. Скворцову, как амбициозному человеку, импонировало, что ему предлагали построить своего рода империю. Но когда эта глупость была утверждена как стратегия, я ушел из компании».

Месседж Рымова не вдохновил не только Колганова. «Мы вообще не поняли, почему заведовать маркетингом в медицинскую компанию пришел человек с опытом «Ашана», – говорит Андрей Конкин. – Он, конечно, прекрасно владел словом, но идеи у его команды были какие-то сумасшедшие!» Например, вспоминает Конкин, команда Рымова предложила создать национальный торговый дом по медоборудованию и фармпродукции. Идея заключалась в том, чтобы «Интермедсервис» запустил продажи медизделий и лекарств любого достоинства – на любой вкус и кошелек, охватив при этом весь ассортимент, от «эконом»-сегмента до «бизнес» и VIP. «Должен был появиться своего рода супермаркет, в котором главный врач мог выбрать все что угодно, от горшков до тяжелой техники, – рассказывает Конкин. – Мы же пытались доказать, что не сможем найти такое количество специалистов, которые могли бы обслуживать планируемый ассортимент».

Впрочем, нельзя сказать, что Рымова ругают все. Антон Алексеев, руководивший группой маркетинга лекарственных средств «Интермедсервиса» в 2011-2012 годах, утверждает, что именно при Викторе Рымове компания некоторое время жила по четкому плану. На защиту Рымова встает и Владимир Голубев: «Виктор – это человек, который понимает, как управлять предприятием в любой отрасли: хоть в нефтяной, хоть в авиационной или же медицинской. Он для этого имеет все необходимые компетенции. И естественно, что он, как управленец, честно пытался навести здесь порядок».

Андрей Скворцов в это время управлял компанией «удаленно», пробуя силы в новых проектах. Например, в базе Агентства стратегических инициатив можно найти его авторский проект медицинского центра и врачебной школы по авторской технологии нейрореабилитации профессора В.И. Козявкина. Рассказать о судьбе и текущем статусе проекта в АСИ отказались.

ИЗДАЛЕКА С ДОЛГОМ

Хоронить «Интермедсервис», строго говоря, еще рано. В современной практике индустрии здравоохранения есть немало примеров, когда миллиардные исковые требования и попытки кредиторов признать контрагента банкротом воспринимались исключительно как рутинная практика, а не свидетельство нежизнеспособности. Но найти тех, кто не считает нынешнее положение «Интермедсервиса» крайне затруднительным, Vademecum не удалось. «Интермедсервис» хотел построить гиперструктуру, которая охватывала бы медоборудование, проекты по строительству и оснащению медучреждений, фармацевтику, имела бы склады и сервисные компании, – говорит Александр Колганов. – Это была хорошая попытка стать великой компанией. Но она оказалась неудачной». «Стабильность в развитии и операционная эффективность компании во многом определяются согласованной акционерами стратегией и их общей позицией по ключевым процессам деятельности. Это правило относится к любой компании на рынке, включая «Интермедсервис», – считает Дмитрий Ситников, ныне гендиректор дистрибьютора ЗАО «Ланцет», а в прошлом юрист «Интермедсервиса».

Финансовые результаты «Интермедсервиса», впрочем, не менее красноречивы, чем субъективные оценки свидетелей. В 2014 году выручка АО «Компания Интермедсервис», согласно СПАРК-Интерфакс, составила 11,2 млрд рублей, в 2015 году она сократилась более чем вдвое – до 5,3 млрд рублей. По итогам 2015 года «Интермедсервис» занял в рейтинге Vademecum «ТОП100 фармдистрибьюторов бюджетного рынка» 21-е место с объемом заключенных контрактов в 2,5 млрд рублей – на 41,61% меньше, чем в 2014 году. Одновременно с падением продаж компания продемонстрировала неаккуратность с платежами поставщикам. Если в относительно благополучном 2014-м к АО «Компания Интермедсервис» было подано исков на общую сумму 28 млн рублей, то в 2015 году – уже на 641 млн рублей. В общей сложности обе ключевые структуры группы – АО «Компания «Интермедсервис» и ООО «Компания Интермедсервис Фарма» – на 27 октября 2016 года остаются должны контрагентам более 1 млрд рублей.

Конкин считает, что время заката бизнеса группы следует отсчитывать с 2012 года, когда «Интермедсервис» покинули маркетологи, отвечавшие за направление медоборудования: «Для меня это очень больной вопрос, потому что мы с нуля вывели компанию на третье-четвертое место в стране по поставкам хирургического оборудования и оборудования для анестезиологии».

Владимир Голубев здоровым положение компании, в которой он сохраняет участие как акционер и член совета директоров, тоже не считает. Но видит причины кризиса в активном вовлечении «Интермедсервиса» в госпрограмму модернизации здравоохранения пять лет назад. «Условия поставок тогда были сложными в финансовом исполнении: «Интермедсервис» для закупки медоборудования был вынужден брать кредиты, и поскольку поставки шли в бюджет, то компания получала всего лишь 20% предоплаты и ждала, пока бюджет рассчитается по контрактам, – поясняет Голубев. – Достаточно много контрактов было исполнено, но за 2011-2012 годы «Интермедсервис» набрал очень большой кредитный портфель, и прибыль от контрактов не покрывала затрат на выплату процентов по кредитам».

На данный момент в списке недовольных кредиторов превалируют фармкомпании. Крупнейшие истцы – Johnson&Johnson, Bristol-Myers Squibb и «Верофарм». А к числу самых нетерпеливых стоит причислить небольшого регионального оптовика ООО «Авета», который, собственно, и решился в сентябре потребовать признать АО «Компания Интермедсервис» банкротом. Впрочем, два судебных заседания пока ничем не закончились. Судя по базе арбитража, истец рассчитывает взыскать задолженность в досудебном порядке. В ООО «Авета» комментировать ситуацию отказались. Если мирно договориться не получится, судьба «Интермедсервиса» будет решаться в суде 20 декабря.

дистрибуция, интермедсервис, банкротство
Источник: Vademecum №20, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении