27 Июля 2024 Суббота

«Построить систему с нуля и без проблем невозможно»
Марина Кругликова
2 марта 2015, 16:51
8249

Глава IT-департамента Минздрава РФ – о трудностях перевода российских медицинских организаций на современные технологии

Полгода назад в Минздраве в четвертый раз за время строительства ЕГИСЗ сменился директор Департамента информационных технологий и связи. Ответственную должность заняла Елена Бойко, ранее курировавшая информатизацию органов власти в Минкомсвязи. Деятельность ее предшественников сопровождалась кор­рупционными скандалами, пристальным вниманием надзорных органов и неоднократными предложениями найти, наконец, замену не справляющимся. Что Минздрав в итоге и сделал. Действующая глава IT-департамента министерства впервые рассказала VADEMECUM, почему создание ЕГИСЗ оказа­лось настолько трудным делом, что ей вновь приходится заниматься им практически с нуля.

– Ваши прежние коллеги из Минкомсвязи в по­следние годы методично критиковали Минздрав, в том числе за неумелое ведение госзакупок по ЕГИСЗ. Как так вышло, что именно вас пригла­сили в Минздрав?

– В Минкомсвязи я отвечала за развитие госуслуг в сфере здравоохранения и участвовала в межведомственной рабочей группе по созда­нию ЕГИСЗ, в прошлом году меня пригласили перейти в Минздрав России. Я не стала бы на­зывать слова моих коллег критикой. Скорее спор или дискуссия по очень сложному, многокомпо­нентному проекту. Многие из этих комментариев были приняты. Это рабочий процесс.

– Как вы оцениваете работу предшественников?

– Произошел существенный прорыв в инфра­структурном обеспечении медицинских орга­низаций, были заданы основные векторы раз­вития функционала информационных систем в здравоохранении.

Вместе с тем были и препятствия. Проект изна­чально был децентрализован, а с учетом того, что стадия НИОКР была пропущена, некоторые регионы при его реализации столкнулись с трудностями, к которым не были готовы. Так как участников проекта очень много (органы управ­ления и организации в сфере здравоохранения, руководители медицинских организаций, врачи, разработчики и многие другие), необходимо было создать для всех единое понимание плана меро­приятий по развитию каждого сегмента ЕГИСЗ и вовремя его корректировать.

Очевидно, что построить систему такого уровня, как ЕГИСЗ, с нуля и без каких-то проблем практически невозможно. Поэтому в каком-то смысле сегодня немного легче, потому что мы можем учитывать предыдущий опыт.

– Участники рынка говорят, что внедрение ЕГИСЗ, помимо объективных обстоятельств, тормозила банальная коррупция, замеченная на всех этапах строительства системы. Вы учитываете этот фак­тор в оценке текущего положения дел?

– Нужно признать, что недопонимание и вопро­сы могли возникать из-за отсутствия в концепции ЕГИСЗ четкой «дорожной карты» реализации системы, что делало процесс менее прозрачным.

– В конце 2013 года ваши предшественники заявля­ли, что создание регионального фрагмента ЕГИСЗ на местах завершено. Вы же объявили о финале этого этапа базовой информатизации лишь год спу­стя – в конце 2014-го. С чем связаны разночтения – с календарем, с терминологией?

– В соответствии с концепцией, этап базовой ин­форматизации должен был завершиться к концу 2012 года. В 2013 году разработчики МИС прово­дили адаптацию внедренных систем к процессам медицинских организаций. В 2014 году происхо­дила интеграция МИС с федеральными систе­мами ЕГИСЗ. В целом о завершении процесса создания регионального сегмента нельзя сказать и сейчас. Впереди огромная работа по развитию функционала существующих систем, подклю­чению пользователей и обучению медицинских работников, а также созданию и развитию ре­гиональных интеграционных систем.

– Какое финансирование предусмотрено на разви­тие федеральных сервисов системы?

– В декабре 2013 года распоряжением правитель­ства для обеспечения вычислительных мощ­ностей, сопровождения и развития ключевых компонентов федерального сегмента ЕГИСЗ были назначены единственные исполните­ли – государственные компании [«Ростелеком», «Ростех», НИИ «Восход». – VADEMECUM], с которыми Минздрав России будет заключать контракты. В настоящее время мы готовим для утверждения «дорожную карту», после утверждения последовательности реализации компонентов федераль­ного сегмента системы будут рассчитаны необхо­димые объемы финансирования.

– В конце января Фонд «Здоровье» потребовал от Минздрава отчета о выполнении госзака­за на работы по развитию ключевых подсистем ЕГИСЗ, затраты на который составили более 84 млн рублей. Общественников смутило, что серьезная работа по дорогостоящему контракту была выполнена за очень короткий срок – меньше чем за месяц. Скажите, как это удалось сделать компании-подрядчику ГК «Ростех»?

– Контракт, о котором вы говорите, связан с развитием, а не с созданием ключевых систем. После создания первой и второй очередей фе­деральных сервисов последовала их адаптация, в том числе реализация нового функционала уже существующих систем. Единственный испол­нитель ГК «Ростех» сопровождает эти системы уже год и находится в постоянном контакте с регионами. Частично «Ростех» сам формиру­ет план доработок, которые по согласованию с Минздравом России включаются в очередной этап развития систем. К моменту подготов­ки этого госконтракта «Ростех» обладал всей необходимой информацией по сопровождаемым системам, позволяющей оценить объем работ, и специалисты имели возможность подготовить­ся к их выполнению.

– Как сейчас, по вашей оценке, обстоят дела с раз­витием ЕГИСЗ в регионах?

– В части инфраструктуры рабочие места меди­цинских работников обеспечены необходимым оборудованием на 56%. Это средний показатель по всем субъектам. В некоторых регионах он лучше, но мы можем сделать вывод, что тоталь­ность в этом вопросе пока не обеспечена. Если говорить о программном обеспечении, почти во всех медицинских организациях, которые участвовали в программе модернизации здра­воохранения, были внедрены информацион­ные системы, которые обеспечивают ведение расписаний врачей. Во всех субъектах действует сервис удаленной записи на прием к врачу, многие внедрили электронный сервис льгот­ного лекарственного обеспечения и систему электронных медицинских карт. В настоящее время ряд регионов автоматизируют централь­ные лаборатории, переводят рецепты, справки и листки нетрудоспособности в электронный вид. Существенных успехов добились те субъ­екты, которые изначально рассматривали информатизацию здравоохранения региона как единый проект и его организацию выполняли централизованно.

– Сколько в среднем регионы закладывают в своих бюджетах на информатизацию здравоохранения в 2015 году?

– Для функционирования регионального сегмен­та ЕГИСЗ должны быть обеспечены сопровождение и развитие медицинских информационных систем, инфраструктура в виде компьютерного оборудования для медицинских организаций, каналы связи, региональный ЦОД, программное обеспечение для централизованных региональных систем и многое другое. Дополнительно необхо­димо профинансировать обучение пользователей, а также организационные работы по внедрению новых компонентов и сопровождению всего регионального сегмента ЕГИСЗ.

Очевидно, что расходы субъектов будут значи­тельно различаться в зависимости от численно­сти населения, размера территорий и состояния инфраструктуры. В основном расходы на вне­дрение информационно-коммуникационных технологий в медицинской организации финан­сируются за счет средств ТФОМС.

Важно понимать, что внедрение информаци­онных технологий подразумевает повышение качества медицинского обслуживания, облегче­ние работы медицинского персонала, улучшение здоровья пациентов. И может измеряться эко­номическими показателями. А значит, затраты на информатизацию в медицинской органи­зации должны сегодня рассматриваться как инвестиции, которые будут возвращены в виде сэкономленных средств от более эффективного расходования ресурсов и могут быть направлены на повышение качества и количества предостав­ляемых медицинских услуг.

– Сегодня все регионы интегрированы с федераль­ными сервисами?

– В рамках ЕГИСЗ функционирует большое количество систем. С некоторыми из них субъ­екты интегрированы и используют функцио­нал в полном объеме. Если говорить о системах ФЭР и ИЭМК, то более 90% регионов в течение 2014 года провели интеграционные работы на те­стовой площадке ЦОД, а около 20% уже работают с данными федеральными сервисами. В 2015 году все субъекты будут передавать информацию в фе­деральные системы.

– В прошлом году многие регионы жаловались на трудности при интеграции с сервисами ФЭР и ИЭМК. С чем это было связано?

– В 2013 году Минздрав России выполнял доработку федеральных систем, в том числе ФЭР и ИЭМК. Внедрение в промышленную эксплуатацию результатов работ происходило в 2014 году. По указанным системам были суще­ственно изменены интеграционные профили, что потребовало модификации соответствующего функционала на стороне региональных систем. Фактически субъекты дорабатывали свои систе­мы и заново проходили интеграционные тесты. Проанализировав трудоемкость этого процесса, Минздрав России в работах по развитию ключевых систем, произведенных в конце 2014 года, обеспечил преемственность сервисов взаимо­действия. В будущем при развитии систем также будет обеспечена преемственность, и дополни­тельная интеграция по уже пройденным этапам не потребуется.

– Действительно ли для регионов, где еще не впол­не состоялись собственные сегменты, так актуаль­на интеграция с федеральными сервисами?

– Повторюсь, федеральный сегмент ЕГИСЗ со­стоит из нескольких систем. С частью из них все регионы взаимодействуют уже продолжительное время, например, с системой ведения нозологических регистров. Важно производить интегра­цию с транзакционными сервисами, поскольку они обеспечивают в первую очередь сервисы для пациентов. Таким образом мы должны обе­спечить равные права и доступность услуг для граждан.

Региональный сегмент создается для того, чтобы обеспечить интероперабельность медицин­ских информационных систем, установленных в медицинских организациях региона, и создать единое информационное пространство, кото­рое позволит реализовать сервисы для оказания медицинской помощи на уровне региона. Для регионов, в которых еще не создан региональный сегмент и не развиты медицинские информа­ционные системы, часть федеральных сервисов особо актуальна, так как они в том числе обеспе­чивают необходимый функционал для предоставления услуг гражданам.

– Когда можно будет говорить о единстве феде­рального и регионального сегментов ЕГИСЗ?

– Технологически ЕГИСЗ станет единой систе­мой, когда все созданные медицинские информационные системы будут функционировать на основе единой нормативно-справочной информации, что обеспечит возможность обмена информацией в установленном формате. Это также позволит реализовать концепцию одно­кратного ввода и многократного использования первичной информации, полученной от меди­цинского работника, гражданина. Частично это работает уже сейчас, то есть информация из МИС передается в федеральные системы, но полномас­штабно заработает, когда все медицинские работ­ники будут иметь доступ в МИС, а МИС будут интегрированы в региональные и федеральные системы.

– Какие сервисы планируется включить в ЕГИСЗ в перспективе?

– Компоненты ЕГИСЗ должны развиваться на всех уровнях: федеральном, региональном и учрежденческом.

На уровне медицинских организаций будет развиваться функционал информационных систем, поддерживающий лечебно-диагно­стический процесс. Сейчас Минздрав России совместно с разработчиками медицинских ин­формационных систем прописывает требования к функционалу учрежденческих и региональных МИС, которые в итоге станут стандартом для внедренных информационных систем и повысят их качество. На региональном уровне необхо­димо запустить единую систему диспетчери­зации скорой медицинской помощи, систему телемедицинских консультаций, единый архив медицинских изображений. На федеральном уровне, кроме организации единых правил, нормативно-справочной информации, пра­вового обеспечения, необходимо создать еди­ные системы управления ресурсами, системы поддержки принятия врачебных решений. Еще один важный сервис, который мы в перспективе будем создавать, – обеспечение непрерывного медицинского образования. Нам важно, чтобы врачи в любой точке страны обладали равными возможностями доступа к образовательной ин­формации. Мы предполагаем, что первые курсы станут доступны уже в 2015 году.

информатизация здравоохранения, егисз

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении