27 Июля 2024 Суббота

Передаточное число: как снизить холостые обороты ОМС
Мнения Мединдустрия
31 мая 2024, 12:38
Фото: freepik.com
2034

Дефицит ресурсов в системе здравоохранения – проблема хроническая и ни разу не уникальная. И разной степени успешности попытки справиться с недофинансированием отрасли или хотя бы частично сократить кассовый разрыв предпринимаются регуляторами во многих странах мира. Первый директор ФФОМС Владимир Гришин и директор Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Рагозин нашли способ вернуть в систему ОМС более 120 млрд рублей и в авторской колонке поделились с Vademecum своими идеями и расчетами.

Idle money («холостые», «бездельные» деньги) – так финансисты называют деньги, лежащие в наличной форме «под матрасом» или отвлеченные на бесполезное движение в русле ненужных транзакций.

Но если хранение наличных денег лишь обесценивает их инфляцией, то отвлечение средств на ненужные транзакции в общественных финансах – например, в здравоохранении – добавляет к инфляционным потерям административные и транзакционные издержки. Подобно тому, как холостые обороты двигателя ограничивают его ресурс и сжигают впустую топливо, так «холостые обороты» в финансировании здравоохранения ОМС приводят к ненужным тратам денег и труда.

Гришин.jpeg

Владимир Гришин, первый директор ФФОМС (1993–1998)

В бизнесе проблема «холостых» денег малозначима: ненужные процессы обычно быстро идентифицируются и устраняются. Но в государственных финансах устранение объективно ненужных денежных потоков связано с трудностями. За их обнаружение вряд ли похвалит начальство: куда вы все эти годы смотрели? К тому же устранение «холостого» оборота требует изменения нормативной базы и работы с другими ведомствами. В этой ситуации проблема зачастую игнорируется, и она не решается годами.

В здравоохранении много «холостых оборотов». Например, зачем удерживать НДФЛ с зарплат работников бюджетных организаций, чтобы затем, в том числе за счет этих же поступивших в бюджет денег, выплатить зарплаты, снова удержав с них НДФЛ? Другой пример – бесполезное движение в системе ОМС взносов за неработающее население, ложащееся на плечи региональных бюджетов. Поскольку большинство субъектов не могут вынести этой нагрузки, федеральный бюджет выделяет им субвенции, которые в форме взносов регионов за ОМС неработающих сначала возвращаются в центр, в ФФОМС, а затем снова возвращаются регионам, в их территориальные фонды ОМС. Наконец, это удержание взносов ОМС с зарплат в здравоохранении, которое «омертвляет» огромную денежную массу в бесполезной циркуляции между ФФОМС и медицинскими организациями.

Рагозин 2.jpg

Андрей Рагозин, директор Центра проблем организации, финансирования
и межтерриториальных отношений в здравоохранении
Финансового университета при Правительстве РФ

Как формируется «холостой» оборот? Медицинские организации платят с зарплат взносы ОМС, закладывая их в себестоимость медуслуг, и одновременно получают за оказанные услуги от системы ОМС платежи, из которых снова платятся зарплаты и взносы ОМС. В результате возникает два встречных денежных потока – из медицинских организаций в систему ОМС и обратно, – которые создают оборот обезличенной денежной массы в размере суммы удерживаемых с зарплат в здравоохранении взносов ОМС.

Единственная задача этих денег – двигаться взад-вперед: от медицинских организаций в систему ОМС и обратно. Единственные выгодоприобретатели этого бесполезного оборота – банки, которые удерживают комиссию за платежи.

Масштаб потерь обусловлен тем, что здравоохранение – одна из самых трудозатратных отраслей, основную часть текущих расходов которой (до 80%) составляет оплата труда. В некоторых видах медицинской помощи, а также на северных и удаленных территориях, где есть существенные надбавки к зарплатам, доля затрат на оплату труда может превышать 90%.

Попробуем рассчитать примерный объем «холостых оборотов» в системе ОМС за 2022 год. Общие расходы ФФОМС за этот период составили 2,8 трлн рублей, предположим, что примерно 80% (около 2,2 трлн) – это расходы на оплату труда. В эту сумму входят взносы ОМС с зарплат со ставкой 5,1% – это примерно 112 млрд «холостых» рублей.

Появляется и еще одна проблема. Уплата взносов ОМС с зарплат в здравоохранении увеличивает потребность медицинских организаций в оборотных средствах и, будучи непроизводительными затратами, ограничивает рост зарплат медработников, увеличивая размер так называемого «налогового клина» – разницы между ценой труда для работодателя и деньгами, которые фактически получают работники. Отсюда ухудшение финансового состояния медицинских организаций и помехи выполнению «майского» указа президента 2012 года об увеличении зарплат медиков.

Системное решение – освободить зарплаты в здравоохранении от взносов ОМС. Ничего нового придумывать не надо – достаточно распространить на работающие в ОМС медицинские организации льготы, которые сегодня даны ряду отраслей, а также работодателям многих городов и территорий, которые не платят взносы ОМС совсем или платят их по «символической» ставке 0,1% вместо стандартной 5,1%.

Закономерный вопрос: чем здравоохранение, как отрасль с исключительно высокой долей труда, менее значимо, чем, например, IT-отрасль, предприятия которой платят взносы ОМС по символической ставке 0,1%, получив эту льготу под предлогом высокой трудозатратности? И насколько справедлива ситуация, когда, например, полностью освобожденный от взносов ОМС высокооплачиваемый сотрудник проекта «Сколково» лечится в том числе за счет санитарки, со скромной зарплаты которой удерживается 5,1% на ОМС?

При этом льготы «немедицинским» отраслям требуют возмещения потери доходов ФФОМС трансфертом из бюджета. Но если в странах ОЭСР предоставление льготы по уплате взносов обычно привязано к конкретному рабочему месту и бюджет полностью возмещает страховщику потерю доходов от льготы, то в России трансферт федерального бюджета на компенсацию льгот не учитывает фактический размер выпадающих доходов ФФОМС.

таблица 31 мая омс.jpg

В результате, если исходить из доступных данных, здравоохранение России де-факто дотирует экономику, ежегодно недополучая до 0,5 трлн рублей взносов ОМС за работающее население (подробнее – в таблице). Контроля экономической эффективности этих льгот – насколько они фактически повышают рост производства и занятости – сегодня нет.

Тем самым сложившаяся в России практика предоставления льгот по уплате взносов ОМС вызывает вопросы и требует компенсации из бюджета.

Хорошая новость – эти вопросы снимаются в случае освобождения от взносов ОМС зарплат в здравоохранении. Предоставление этой льготы работающим в ОМС медицинским организациям, с одной стороны, сразу даст очевидный экономический результат – высвобождение и направление на более важные цели более 100 млрд «холостых» рублей ОМС и рост зарплат медработников.

С другой стороны, предоставление льготы медицинским организациям не требует затрат бюджета – компенсация произойдет за счет внутренних резервов системы ОМС: мобилизация «холостых» денег, исчезновение взносов ОМС из себестоимости медицинских услуг, снижение ненужных административных и транзакционных издержек.

мнения, авторская колонка, омс
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении