27 Июля 2024 Суббота

Оцифрованный странник
Ольга Гончарова
14 января 2014, 16:24
5628

Как всероссийский проект информатизации здравоохранения пережил переходный период

Прошлый год стал переходным для одного из самых затратных федеральных про­ектов внедрения электронных технологий – Единой государственной информаци­онной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Базовая информатизация почти завершилась, а второй этап, подразумевающий развитие прикладных сервисов, в большинстве регионов еще не начался. Однако чиновникам и участникам рынка этот период не принес спокойствия – наоборот, сопровождался скандалами.

Всего на первый период базовой информатиза­ции, который длился с 2011-го по 2013 год, было выделено более 33 млрд рублей – 72% этих средств составили субсидии Федерального фонда ОМС, а остав­шаяся часть пришлась на региональные бюд­жеты. Для сравнения: федеральная целевая программа «Электрон­ная Россия», реализуе­мая с 2002-го по 2010 год, обошлась государ­ству чуть более чем в 21 млрд рублей.

Согласно концепции ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздрав­соцразвития №364 от 28 апреля 2011 года, основными задачами базовой информатиза­ции были компьютери­зация и подключение к интернету российских ЛПУ, а также внедрение прикладных сервисов, в том числе электрон­ной медицинской карты и самозаписи к врачу. Значительные бюджеты и перспектива работы с государством привлек­ли к ЕГИСЗ крупных системных интеграторов и телекоммуникационные компании. В сжа­тые сроки абсолютное лидерство в этом сег­менте госзаказа захватил «Ростелеком», вне­дривший ряд сервисов на федеральном уровне и так или иначе работав­ший с региональными фрагментами ЕГИСЗ в 46 субъектах РФ. Помимо этой компа­нии, на рынок вышли МТС, «Компьюлинк», «Армада», структуры Ростеха и другие круп­ные игроки.

Итоги первого этапа информатизации чи­новники и участники рынка оценили неод­нозначно. Например, в октябрьском интер­вью VM представители Минздрава РФ говорили о том, что на тот момент региональные фрагмен­ты ЕГИСЗ были внедре­ны почти полностью, все организации, оказываю­щие первичную помощь, были подключены к ин­тернету, оборудованы компьютерами и инфор­мационными системами. Но сводки из регионов дают другую картину. По данным Счетной палаты Пермского края, оборудование для информатизации, контракт на закупку которого был заключен еще в 2011 году, до сих пор не установлено. В Воронежской области конкурс на внедрение регионального фрагмен­та ЕГИСЗ прошел только в ноябре. В Астрахан­ской области из 5 тысяч рабочих мест врачей основных ЛПУ к меди­цинской информацион­ной системе подключены не более 3 тысяч. Базо­вая информатизация здравоохранения про­ходила неравномерно, настаивают участники рынка, и по факту завер­шилась далеко не во всех регионах.

Охватить информати­зацией все ЛПУ страны на 100% помешал целый ряд проблем. Во-первых, начало проекта совпа­ло с перестановками в Минздравсоцразвития. В мае 2012 года пост зам­министра, отвечающего за информатизацию отрасли, покинул Андрей Гусельников, а вслед за ним ушел и директор IT-департамента Вадим Дубинин. Поэтому кон­курсные торги по ЕГИСЗ активно начались толь­ко во второй половине 2012 года с приходом но­вого руководства департамента уже в Минздра­ве РФ. Помимо задержек по срокам, реализацию проекта осложнял поток судебных исков, жалоб в прокуратуру и ФАС, которые стали резуль­татом конкурентной борьбы за госзаказ меж­ду участниками рынка в субъектах РФ.

В прошлом году к много­численным локальным скандалам добавились и федеральные. Главным оппонентом Минздрава стал заместитель предсе­дателя Комитета Совета Федерации по консти­туционному законо­дательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гатта­ров. Он выступал катего­рически против внедре­ния ЕГИСЗ в том виде, в каком она предложена ведомством, призывал отменить конкурсы на создание федераль­ного центра обработки данных и на программ­ное обеспечение для скорой помощи.

В итоге критики проекта во главе с Гаттаровым смогли добиться уступок со стороны федерально­го центра. По инициати­ве министра Скворцовой в ноябре была создана отдельная подкомиссия по информатизации здравоохранения при правительственной Комиссии по внедрению информационных тех­нологий в деятельность госорганов под пред­седательством премье­ра Медведева. Теперь новый орган должен подвести итоги первого этапа информатизации и определить направле­ния развития проекта.

Пока средства, вы­деляемые на второй этап информатизации, значительно скромнее первоначальных за­трат. В утвержденном на этот год бюджете Фе­дерального фонда ОМС нет отдельной стро­ки расходов на модерни­зацию здравоохранения, которая включает в себя информатизацию, – предполагается, что программа будет финан­сироваться из остатков средств бюджета фонда по итогам 2013 года.

По словам представите­лей Минздрава, на под­держку федерального сегмента ЕГИСЗ из сэко­номленных средств будет направлено около 700 млн рублей, которые распределят между тремя компаниями. В дека­бре Дмитрий Медведев утвердил исполнителей госзаказа по федераль­ному сегменту ЕГИСЗ на 2014–2018 годы – Ростех, НИИ «Вос­ход» и «Ростелеком». За каждым из испол­нителей закреплена своя часть работ. Ростех займется поддержкой и развитием ключевых подсистем ЕГИСЗ: феде­ральной электронной регистратуры, элек­тронной медицинской карты, ведения специа­лизированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категори­ям граждан. (Подробнее об активности Ростеха в сфере здравоохранения см. на стр. 10.) НИИ «Вос­ход», подведомственный Минкомсвязи, предо­ставит вычислительные мощности Федерального центра обработки данных для основной площад­ки ЕГИСЗ, а компания «Ростелеком» – для резервной площадки системы.

Ростех получит самый значительный объем федерального финан­сирования – около 300 млн рублей, остав­шаяся сумма будет поровну поделена между НИИ «Восход» и компа­нией «Ростелеком».

По предварительным подсчетам Минздра­ва РФ, региональные власти способны по­тратить на свои сегмен­ты ЕГИСЗ в этом году совокупно около 1,5 млрд рублей. При этом представители мно­гих субъектов РФ ука­зывают на то, что выделенных денег не хватит им даже на поддержку компонентов ЕГИСЗ, не говоря уже о развитии сервисов. В Минздра­ве говорят, что в курсе опасений региональных властей и уже прораба­тывают возможность предоставления допол­нительных федеральных денег из остатков бюдже­та ФФОМС в 2013 году.

информатизация здравоохранения, егисз

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении