27 Июля 2024 Суббота

«Мы в любом случае окажемся пациентами в руках тех заказчиков, с которыми работаем»
Партнерский материал Мединдустрия
9 октября 2023, 10:00
Андрей Березин, директор по развитию бизнеса «Лидкор»
Фото: «Лидкор»
3191

На площадке Российского конгресса лабораторной медицины компания «Лидкор» представила первую линейку отечественного лабораторного оборудования и реагентов для анализа крови под брендом «Лидлаб». В течение 10 лет оператор намерен стать комплексным поставщиком решений для рынка, заместив продукцию иностранных мейджоров. Как новый вендор нацеливается на экспансию, Vademecum рассказал идеолог проекта – директор по развитию бизнеса «Лидкор» Андрей Березин.

– В первую очередь расскажите, что поменялось на рынке лабораторной диагностики после февраля 2022 года?

– Первый момент – доступность реагентов. Практически вся «химия» попала под экспортный контроль. Проблема даже не в том, что реагенты стали недоступны, а в том, что они поставляются с непредсказуемыми сроками из-за усложнения логистических и финансовых цепочек. У каждого производителя свой отдел комплаенса, и скорость получения лицензии разная. Мы не можем предсказать, когда товар будет поставлен и будет ли поставлен вообще.

Вторая проблема, которая из этого вытекает, – срок годности. В конкретной партии невозможно заменить товар. А если лицензирование проходило слишком долго, то партия может прийти с истекшим сроком годности. Зачастую реагенты в закрытых системах парные, поэтому из-за истечения срока годности одного браковать приходится весь пул реагентов. Поэтому главная головная боль клиентов, о которой мы слышим и которую видим, это настройка прогнозируемых графиков поставок реагентов. Пусть даже это будет поставка в течение 240 дней, но чтобы она была. А сейчас нет ни одного зарубежного производителя, который мог бы это гарантировать.

Еще одна проблемная область – импорт запчастей. Компании-дистрибьюторы столкнулись с тем, что не можем осуществлять поддержку значительной части лабораторного оборудования напрямую из-за их потенциально двойного назначения. Им приходится искать комплектующие на других рынках, задействовать параллельный импорт.

– В октябре 2023 года вы выводите на рынок первую отечественную линейку оборудования и реагентов под брендом «Лидлаб». Почему вы решили пойти от классической дистрибуции в сторону создания полноценного вендора – производителя реагентов и анализаторов?

– Изменился тренд – государство стало активнее поддерживать отечественных производителей и пристальнее следить за закупками импортной продукции. Мы поняли, что без собственного производства невозможно развиваться и сохранять стабильный доход. После февраля 2022 года давление на рынке возросло, и мы решили сфокусироваться на развитии собственной производственной площадки.

Это будет отдельный бизнес-юнит под брендом «Лидлаб» в контуре компании «Лидкор». Мы решили выделить его в отдельный бренд, потому что рынок лабораторной диагностики сепарирован от общего рынка здравоохранения. Здесь проводятся свои профильные мероприятия, свои эксперты и лица, принимающие решения, свое мощное сплоченное сообщество.

В России достаточно много производств медизделий – и одноразовых, и «тяжелой» медтехники. А сегмент лабораторного оборудования и реагентики до сих пор оставался в тени: да, есть отдельные производители техники и совместимых расходников, однако отечественного комплексного интегратора, наподобие Roche, на рынке пока нет. И мы будем первыми, кто его сформирует. Наша задача – обеспечить бесперебойное функционирование лабораторий в стране, чтобы больше не было такой ситуации, когда пациент приходит в клинику, а ему говорят, что такой анализ сделать сегодня нельзя.

лидкор 2.jpg

– Какое оборудование и реагенты вы будете выпускать?

– На лабораторную диагностику приходится до 17–20% всего рынка здравоохранения. Наш план – инвестировать в полное замещение текущего портфеля реагентов и «железа» в течение 10–15 лет. Мы проанализировали структуру рынка лабораторной диагностики по объему в тестах и деньгах и решили первично выходить в те сферы, которые кажутся наиболее чувствительными для здравоохранения. Это базовый набор оборудования, который необходим в любой клинике – для биохимии, гематологии, ИХА и ИФА.

– Будет ли оборудование «открытым», то есть совместимым с другими реагентами?

– Государство сейчас не зарегистрирует ни одну новую «закрытую» систему. Поэтому мы входим на рынок с «открытым» решением, но понимаем, что эффективность оригинальных реагентов будет выше, чем у совместимых аналогов. Только на них мы можем гарантировать, что заказчики будут получать качественные, воспроизводимые и достоверные результаты.

Мы выходим по классической модели – выставляем и оборудование, которое мы готовы поставлять по низкой цене, и реагенты. Мы понимаем, что у заказчиков сейчас наблюдаются объективные трудности с закупкой нового оборудования для лабораторной диагностики – нет никаких федеральных программ, которые позволяли бы закупать «железо», в отличие от лучевой диагностики, эндоскопии и так далее.

Но мы обращаемся к клиентам и говорим им: единственный способ стабилизировать поставки реагентов в лаборатории – это сменить поставщика оборудования. Когда мы разрабатывали стратегию выхода на рынок, мы заведомо пошли по пути вывода комплексного продукта – и оборудования, и реагентов.

лидкор 3.jpg

– Вы долгое время работали с оборудованием западных мейджоров, поэтому знаете все их преимущества и недостатки. Смогли ли вы внедрить их передовые технологии в продукты «Лидлаб» или даже в чем-то обойти их?

– Средний срок вывода медицинского оборудования на рынок – от идеи до готового продукта – занимает 5–7 лет, а при лабораторной диагностике этот путь существенно больше, так как требует дополнительных инвестиций. Мы выбрали немного укороченный трек: нашли поставщиков технологических решений за рубежом, которые прошли этот путь за нас. Мы подписали с ними договоры о технологическом трансфере либо контрактной разработке для нас в каждой линейке продукции. Рынок лабораторной диагностики вообще консервативен. Большая часть сегмента работает на технологических решениях 10–15-летней давности. Мы же выводим на рынок продукты, которые основаны на технологиях последних пяти лет. Клиенты, у которых проводились клинические испытания, уже оценили преимущество этого решения. В компании есть принцип: мы в любом случае окажемся пациентами в руках тех клиентов, с которыми работаем, поэтому должны быть на 100% уверены в качестве своей продукции.

– Как вы формулируете ценность оборудования и реагентов «Лидлаб» для рынка?

– Мы провели грандиозную исследовательскую работу. Помимо разговоров с лидерами мнений, мы посещали заводы, присматривали разные варианты технологических решений, которые можем реализовать у себя. Мы пошли дальше и разработали карту преимуществ, взяв у каждого из партнеров лучшие практики. Мы максимально детально прорабатывали каждую «головную боль» при работе с оборудованием у наших клиентов, привлекали главных внештатных специалистов в регионах. Например, маленькие фасовки реагентов или время, на которое лаборант может отходить от прибора. Или определенное ограничение по числу исследований за час по конкретным профилям.

Основной тренд, на который мы обратили внимание, – острый запрос на решения для «высокого» сегмента. Не ЦРБ, не городские больницы, а крупные централизованные учреждения. Для них важно в нынешних турбулентных условиях оставаться как минимум на том же уровне технологических решений, к которому они привыкли. Поэтому при выборе партнеров и продуктовой линейки мы сформировали каталог решений для крупных клиентов.

лидкор 4.jpg

– Сколько продуктов «Лидлаб» находится на регистрации в данный момент?

– В той или иной стадии регистрации у нас 230 досье. Около десяти проектов по оборудованию – это анализаторы, системы пробоподготовки и оборудование для автоматической линии. Мы очень трепетно подошли к неймингу: гематологические анализаторы у нас называются «Енисей», а будут еще три линейки – «Амур», «Двина» и «Нева».

В каждом сегменте мы нацеливаемся на долю рынка до 10–15% в горизонте 10 лет. У нас сформирована стратегия по развитию производства. По нашим расчетам, спрос, который мы прогнозируем, должен составлять порядка 70% от односменной производственной мощности нашего производства. Первой мы выведем на рынок гематологию, потом биохимию. Всеобъемлющим интегратором по основным сегментам – сюда входит иммунный, гематологический и биохимический анализ – мы планируем стать к началу 2025 года.

– Будут ли у оборудования «Лидлаб» преимущества с точки зрения сервиса, жизненного цикла, поставок?

– Мы закладываем жизненный цикл при должной сервисной поддержке для каждого прибора минимум в 6 лет, после истечения которых меняем старые приборы на новые. Но я уверен, что наши приборы смогут проработать и 10 лет. Мы формируем собственную инженерную службу, которая будет состоять из трех сегментов. Первый – это классические инженеры по «железу», организующие инсталляцию и отвечающие на возможные вопросы клиентов. Второй пласт – это методическая поддержка при обучении клиентов работе с оборудованием. Все наши приборы будут подключены удаленно к нашей сервисной сети, мы сможем помогать пользователям мгновенно в любой точке страны. И третья часть – это научная команда, которая будет заниматься вопросами, связанными с интерпретацией результатов по популяциям людей и специфическим отклонениям. Все это будет завязано на единый контактный центр и на классическую дистрибуцию, мы открыты к сотрудничеству с различными компаниями-дистрибьюторами.

У нас сформирован план помесячного прогнозируемого спроса, и под него мы формируем склад в 60 дней, который обеспечит нам бесперебойные поставки на рынок. У нас есть две параллельные друг другу производственные базы – в Екатеринбурге и Дубне. Основной упор мы делаем на площадку в Дубне – она ближе к основным потребителям и удобнее с точки зрения логистики. Площадка в Екатеринбурге формируется как «бэкап». Если спрос будет выше, чем мы прогнозируем, мы сможем безболезненно нарастить объем производства.

лидкор 5.jpg

– Медицинское и лабораторное сообщества с большим трудом переходят на новые бренды, особенно отечественные, если годами до этого работали на технике из США и Европы. Как планируете преодолевать консервативные настроения?

– У меня большой опыт работы «на земле». Когда я учился на химфаке МГУ, меня заинтересовала сфера биохимии и генной инженерии. В первые годы работы после окончания вуза я сосредоточился на методической поддержке оборудования Tecan, которая выпускает роботизированные станции для автоматизации лабораторных процессов. Я работал в лабораториях и занимался анализом рабочего процесса по многим профилям: и микробиология, и молекулярная биология, и биохимия, и иммунохемилюминесцентный анализ. У меня была задача – искать решения по расширению «бутылочных горлышек», которые сдерживают повышение эффективности и мощности лабораторий клиентов. Благодаря этому опыту мне удалось довольно предметно изучить практически все сферы лабораторной диагностики. Затем я возглавил лабораторное направление внутри компании.

Поэтому, если говорить откровенно, я адепт хороших европейских и американских решений. Они создавались с позиции глубокой проработки промышленного дизайна, в них заложен колоссальный труд и опыт. Но даже я был поражен, когда в первый раз увидел работающий прототип нашего прибора. Он на уровне Roche, и я понял, что хочу работать на этом приборе. Вся наша стратегия построена на прямом вау-эффекте со стороны наших клиентов. Они могут поставить прибор параллельно с техникой всемирно признанных мейджоров и просто сравнить их по эффективности, удобству работы, стоимости жизненного цикла, качеству результатов.

Клиенты, у которых проходили испытания оборудования и реагентов «Лидлаб», полностью удовлетворены. Они готовы работать на нашем оборудовании и уже с нетерпением ждут его выхода на рынок. Положа руку на сердце, клиенты сейчас ищут в первую очередь поставщика продукта, а не просто оборудования или реагентов. Это и дополненная сервисная поддержка, гарантированные сроки поставки, оперативное устранение неполадок. Это своеобразный чек-лист, по которому выбирается поставщик решения, и мы при разработке оборудования закладывали соответствие этому списку.

– А планы по сотрудничеству с крупнейшими частными лабораториями у вас есть?

– Частный рынок после завершения пандемии COIVD-19 изменился: спрос на их услуги уменьшился, а выручка упала. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, и это подтверждают мировые тренды, что рост частного рынка лабораторной диагностики в России неминуем. И этот рынок для нас один из фокусных. В нашей стратегии по количеству тестов перевес в государственном секторе не такой существенный. Соотношение составляет примерно 40 на 60.

– Двигаетесь ли вы в перспективные сегменты – хроматографию, высокопроизводительное секвенирование?

– Мы планировали выходить на большие сегменты массовой диагностики. Оборотные средства, которые тратятся на производственную площадку, должны в течение 10 лет дать результат. Безусловно, мы разрабатываем с прицелом на будущее какие-то перспективные модели оборудования. Но сейчас в России даже федеральная генетическая программа свернулась после февраля 2022 года. Тренд на генетику, существовавший в 2021 году, вероятно, вернется в перспективе 3–5 лет. И как раз к этому моменту мы будем готовы.

– Есть ли у вас амбиции по выходу на рынки других стран?

– Во-первых, эти рынки не настолько интересны для нас, как рынок России. Рынок Казахстана вообще не пострадал с точки зрения присутствия импортных поставщиков, и лоб в лоб выходить против лобби и ресурсов на казахском рынке – это безумие. Рынок Белоруссии пострадал, но он совсем крошечный. Если говорить про рынок СНГ, то мы ведем переговоры с дистрибьюторами, которые готовы были взять наше решение и вывести его на рынок. Но пока не сложились два фактора – спрос на рынке и высокий уровень заинтересованности конкретного игрока, который мог бы поддержать наш выход на локальный рынок на государственном уровне.

– Вы сумеете преодолеть зависимость от компонентов и запчастей, учитывая отсутствие рынка компонентов в России?

– Все наши партнеры – из дружественных стран. Технологическая документация – в нашем распоряжении. Да, если бы в России была развита компонентная база, было бы гораздо проще и быстрее. Понятно, что наше оборудование сейчас локализуется не на 100%. Но у нас есть опыт полной локализации, что на нашем рынке – редкость. Это плазменный стерилизатор «Стериплаз», который выпускается под брендом «Лидкор». Мы начинали этот проект в 2018 году с технологического трансфера, а в 2022 году вошли с ним в реестр российской радиоэлектронной продукции. Сегодня 90% стерилизатора – это отечественные компоненты, которые производятся у нас. Даже камера – самый высокотехнологичный компонент системы – производится в Кургане. За пять лет мы локализовали продукт с нуля до 90%.

У нас есть дорожная карта по локализации лабораторного оборудования и реагентов, есть надежные и высокотехнологичные партнеры. Дорогу осилит идущий. Может быть, это звучит очень амбициозно, но нам некуда сворачивать – мы пройдем этот путь до конца ради наших клиентов и развития отечественной лабораторной диагностики.
лидкор, реагенты, лабораторное оборудование
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении