27 Июля 2024 Суббота

≪Мы ни с кем не конкурируем, мы выполняем государственное задание≫
Анна Родионова Мединдустрия
2 февраля 2015, 12:50
6808

Как успевает на вызовы московская скорая помощь

Служба скорой медицинской помощи (СМП) последние два года реформируется без остановки. В 2013 году СМП одной из первых перешла на страховые принципы финансирования, в 2014‑м – подверглась реструктуризации в соответствии с обновленным отраслевым регламентом, приказом Минздрава №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Новации были восприняты представителями профессионального сообщества неоднозначно – одними болезненно, другими, напротив, с энтузиазмом (подробнее – в материале «03 координат», VADEMECUM #42 от 22 декабря 2014 года). Главврач московской Станции cкорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Николай Плавунов в интервью VADEMECUM объяснил, что приобрела на трудном пути реформ столичная «скорая».

«ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ» БРИГАДА «СКОРОЙ» – НОНСЕНС

– Многие сотрудники службы остро отреагировали на структурные перемены – например, на сокращение видов бригад. Приказ Минздрава действительно ущемил интересы персонала ≪скорой≫?

– До вступления в силу приказа №338н действовал перечень из 15 типов бригад, после – из восьми типов. Остались общепрофильные бригады (врачебные и фельдшерские), акушерские реанимационные – детские и взрослые, педиатрические, психиатрические, акушерско-гинекологические и экстренные консультативные. Последние подразделяются на кардиологические, неврологические и инфекционные. По сути, с появлением этого приказа мало что изменилось, но структура стала более четкой и понятной. Раньше существовали токсикологические, травматологические, терапевтические бригады. Но что такое ≪терапевтическая≫ бригада ≪скорой≫? Нонсенс. Абсолютно несовместимые понятия.

– А врачей, работавших в бригадах интенсивной терапии (БИТ) или кардиологических бригадах, сократили?

– БИТ, по сути, те же общепрофильные бригады, и врачи продолжили работать в линейных бригадах. Тем, кто имел два сертификата, например, реаниматолога и врача ≪скорой≫, предложили выбор. То же самое и с кардиологами. Кто имел два сертификата – кардиология и скорая помощь – по желанию перешли работать в общепрофильную бригаду, у кого был сертификат только по кардиологии – перешел на работу в консультативные кардиобригады. Они консультируют те медучреждения, где нет соответствующих специалистов, и могут выехать по вызову общепрофильной бригады, если в этом есть необходимость.

– Сколько сейчас специализированных бригад в московской ≪скорой≫?

– 20 бригад детской и взрослой реанимации, 61 педиатрическая бригада, 23 психиатрических, а также экстренные консультативные бригады – две кардиологические, две неврологические и три инфекционные. И еще в числе специализированных работают четыре акушерско-гинекологические бригады.

– Насколько справедливо утверждение, что в связи с реформой или по каким-то иным причинам в общем составе бригад увеличивается число фельдшеров при сокращении числа врачей?

– Это заблуждение. Тот же приказ №388н определяет структуру бригад: работают врач и фельдшер или, например, с реаниматологом работают два фельдшера либо бригада из двух фельдшеров. На станции занято около 10 тысяч медработников, из которых порядка 2 тысяч – врачи, а около 8 тысяч – специалисты со средним медицинским образованием. Из них примерно 1,5 тысячи человек – это оперативная служба, отдел госпитализации, диспетчеры по приему-передаче вызовов и порядка 6,5 тысячи человек – те, кто работают непосредственно на линии. Соотношение бригад остается на уровне ≪50 на 50≫ – врачебные и фельдшерские.

– Как распределяются вызовы между врачебными и фельдшерскими бригадами?

– Сортировка происходит на уровне оперативного отдела при приеме вызова. В соответствии с тем же приказом вызовы подразделяются на две категории – неотложные и экстренные. Помимо формы вызова есть еще и повод для вызова – чем более он угрожающий, тем вероятнее, что туда направят врачебную или специализированную бригаду. Туда, где нет угрозы жизни человека, может поехать и фельдшерская бригада. Но при этом мы прекрасно понимаем, что бригады постоянно в работе, и если поступает вызов в экстренной форме, а ближайшая к нему бригада – фельдшерская, то, конечно, она поедет на вызов, а затем уже будет направлена дополнительно и врачебная бригада. То же самое с оказанием помощи на улице, при ДТП, в общественных местах. Нам звонят люди, и при одном и том же происшествии они могут ошибиться и указать разные адреса, не уточнив число пострадавших. Можно направить две-три бригады, поскольку звонившему показалось, что там трое пострадавших, а оказывается, только один или вообще нет людей, нуждающихся в оказании медпомощи, поскольку произошла легкая авария. Но мы обязаны реагировать на все обращения.

– Отраслевые регламенты предполагают, что неотложную помощь должно оказывать поликлиническое звено. Как это реализовано на практике?

– Где-то с середины 80-х годов неотложная помощь была ликвидирована, а ее функции переданы ≪скорой≫. Правда, в городе сохранилась служба детской неотложной помощи при поликлиниках, где работали 79 бригад. В 2011 году мы вернулись к вопросу разделения функционала между службами неотложной и скорой помощи. В качестве пилотного проекта мы запустили шесть бригад взрослой ≪неотложки≫, а затем стали развивать службу в целом, и в итоге за четыре года сформировали 101 бригаду взрослой неотложной помощи и 85 бригад детской. Чтобы службе ≪скорой≫ было удобнее взаимодействовать с ними, в оперативном отделе станции мы создали специальный пульт и единые call-центры в административных округах. Они уже работают для взрослой ≪неотложки≫: есть номера, по которым могут звонить пациенты, а call-центр распределяет вызовы между бригадами по всей территории округа. По тому же принципу сейчас начинает работать детская ≪неотложка≫.

– А как люди узнают эти номера?

– Мы широко информировали об этом население – через СМИ, поликлиники, их интернет-ресурсы, есть эта информация и на нашем сайте.

– Кому подчиняется эта неотложная служба?

– Поликлиникам. В каждом из административных округов действует от восьми до 12 равномерно рассредоточенных бригад, их сотрудники входят в штат поликлиник.

– Мощность службы поликлинической неотложной помощи будет расти?

– Поэтапно. Нужно организовать еще порядка 10–15 бригад, это включено в планы 2015 года. В принципе, их будет вполне достаточно, чтобы снять непрофильные вызовы со службы ≪скорой≫.

«БОЛЬНИЦА «ВИДИТ», ЧТО МЫ ВЕЗЕМ ПАЦИЕНТА»

– Увеличение количества подстанций службы скорой помощи планируется? Что происходит на активно застраиваемой территории Новой Москвы – в ТиНАО?

– Мы работаем там с момента образования округа – с июля 2012 года. Сейчас там действует четыре подстанции, на каждой – от четырех до шести машин. В планах Правительства Москвы строительство новых подстанций – в Щербинке и Троицке. Но мы пошли и по другому пути, поскольку территории большие: в Новой Москве работает еще девять равномерно размещенных постов, на каждом – один-два санитарных автомобиля. Два поста размещены на магистралях – Калужском и Киевском шоссе – и работают с ДТП. Всего в округе действуют 33 бригады скорой помощи.

– А во всей Москве сколько подстанций?

– Всего 57 подстанций, на каждой из которых дислоцировано от 15 до 25 бригад.

– Приказ №388н подразумевает создание скоропомощных отделений в стационарах. Когда они появятся в Москве?

– Они буду создаваться поэтапно. В общем-то, очень похожие подразделения, организованные по американскому образцу, есть в Институте Склифосовского, в Боткинской больнице. Сейчас 36-я больница планирует организовывать отделение по такому типу. По сути, это некий вариант приемного отделения с более расширенными функциями: обособленная обширная скоропомощная зона, поделенная на три сегмента, в которые больные поступают в зависимости от состояния, кроме того, койки для временного пребывания обследуемых больных и зона для пациентов, обратившихся самостоятельно, в амбулаторном режиме.

– Когда отделения СМП откроются в большинстве больниц, ≪скорые≫ в первую очередь будут везти пациентов туда?

– Все определяет профиль. Действует принцип госпитализации в ближайший стационар, где есть профиль для конкретного пациента. Сегодня фактически все больницы многопрофильные, в автоматизированном режиме мы отслеживаем готовность к приему их коечного фонда. Больница ≪видит≫, что мы везем пациента: как только мы принимаем решение о госпитализации, информация об этом тут же появляется у диспетчера стационара. Мы поставили специальную программу в реанимационные отделения, куда принимаются пациенты с инфарктом миокарда и инсультом. Поскольку к моменту доставки пациента с инфарктом должна быть готова ангиографическая операционная, пациент в минимально короткие сроки попадет на стол к ангиохирургу для реваскуляризации сердечной мышцы. Сегодня в среднем с момента вызова ≪скорой≫ и до доставки такого пациента в стационар проходит 82-83 минуты. Норматив в 120 минут, в течение которых больному должна быть оказана помощь, выполняется.

– Программа развития здравоохранения предусматривает обновление автопарка ≪скорой≫. Сколько сейчас машин в распоряжении московской службы?

– Более тысячи машин, причем за последние четыре года мы практически на 100% обновили свой парк. Ежегодно планируются средства на закупку и обновление транспорта, система налажена. В нормативные сроки – пять лет для отечественного автомобиля, семь-восемь для импортного – происходит регулярная замена на линии.

– Масштабное переоборудование службы закончилось вместе с завершением программы модернизации?

– Оборудование имеет определенные сроки эксплуатации, параметры износа, в соответствии с ними мы и проводим регулярное техническое обновление.

– Сколько денег на это тратится?

– Где-то около 150–200 млн рублей в год, включая затраты на закупку оборудования и автомобилей.

– В этом году все бригады ≪скорой≫ должны получить планшеты, это связано с внедрением ЕГИСЗ?

– Речь идет об абонентских комплектах. По сути, планшет – это автоматизированное рабочее место бригады, мобильное устройство, работы батареи которого хватает на 12–14 часов. С его помощью бригада получает всю информацию о пациенте, вызове, госпитализации с адресом, фамилией и телефоном больного, оптимальным маршрутом проезда. С его же помощью бригада делает запрос на госпитализацию, указывает диагноз, автоматически подбирается ближайший стационар – на мониторе врачей появляется номер и адрес больницы, куда нужно везти пациента. В той же системе мы видим, когда бригада прибыла к пациенту, завершая вызов, бригада через нее информирует нас о готовности к дальнейшей работе. В настоящее время медики работают с абонентскими комплектами третьего поколения, закупленными в 2011 году. Функционал этих устройств и всей системы мы планируем расширять – прежде всего, хотим сделать так, чтобы бригада могла в автоматизированном режиме заполнить карту вызовов. Сегодня бригада получает на подстанции распечатанную карту вызова, только лицевую часть, где указаны фамилия и адрес пациента. А мы хотим, чтобы она могла заполнять и оборотную сторону – сведения о пациенте, жалобы, анамнез, объективность состояния. Все, что сегодня заполняется вручную. Это сэкономит время и позволит передавать информацию в поликлиники в электронном режиме, в рамках взаимодействия с ЕМИАС. Такая информация полезна для лечащего врача, особенно в случае с хроническими больными.

– Когда намечается апгрейд?

– Мы планируем вводить в эксплуатацию новые устройства в ноябре этого года.

– А каких денег это потребует?

– Как заказчик, закупкой такого рода техники занимается Департамент информационных технологий города. Мы являемся только пользователями. И пока сумма уточняется.

«ЗАРПЛАТА У НАС ДАЖЕ ПОВЫСИЛАСЬ»

– Служба СМП в одноканальное финансирование погрузилась одной из первых, в ряде регионов этот процесс шел тяжело, сопровождался забастовками медиков. Как это было в Москве?

– Абсолютно безболезненно. Автоматизированный учет мы наладили еще до участия в системе ОМС, службе не составило труда собрать отчеты, сформировать счет-фактуру за истекший месяц для городского фонда ОМС.

– А на доходах медиков переход в ОМС как-то сказался?

– Зарплата у нас даже повысилась. Понятно, что молодой специалист получает меньше врача со стажем. Зарплата у среднего медработника колеблется в районе 70 тысяч рублей, у врача – примерно 97 тысяч рублей.

– В коммерческой ≪скорой≫ зарплаты выше?

– Я не знаю, какой уровень зарплаты в коммерческих организациях.

– А ваши медработники практикуют работу по совместительству?

– Медицинский работник имеет полное право на совмещение в любой медорганизации, независимо от формы собственности. Человек, который работает у нас на ставку, сам принимает решение, где ему трудиться еще. Если он хочет совмещать работу в городской службе ≪скорой≫, у него есть такая возможность. Многие врачи совмещают работу в нашей службе со сменами неотложной помощи в поликлиниках.

– В прошлом году московская ≪скорая≫ начала оказывать платные услуги. По каким направлениям идет коммерциализация?

– Это в основном договоры по ДМС, работа на массовых мероприятиях, где требуется медицинское сопровождение.

– Насколько это прибыльно?

– Все зависит от того, насколько бригады востребованы и загружены – если целый день, определенная финансовая выгода в этом есть. У нас сегодня пять таких бригад, пока больше не требуется – они справляются с объемом работы, по которому у нас имеются договорные обязательства. Стало меньше полисов ДМС, у которых в перечне есть скорая помощь.

– Какой доход станции приносят коммерческие бригады?

– За прошлый год они заработали около 30 млн рублей. Спрос есть – все прекрасно понимают, что только городская ≪скорая≫ может обеспечить все условия прибытия к пациенту. Плюс, видимо, есть определенное доверие к квалификации персонала и качеству оказания помощи.

– С каким количеством страховых компаний вы работаете?

– C шестью или семью.

– Частные операторы говорят, что ≪скорая≫ как самостоятельный бизнес малоприбыльна, им сложно конкурировать с городской службой по уровню зарплат медиков.

– Мы ни с кем не конкурируем, мы выполняем государственное задание. Цель наших коллег из коммерческих организаций – получение прибыли. У нас цель другая – выполнение программы госгарантий. Люди должны быть уверены, что при наличии показаний для вызова бригада скорой помощи приедет в короткие сроки.

– К слову, о социальных обязательствах и госзаказе – сколько незастрахованных пациентов приходится обслуживать столичной ≪скорой≫?

– Мы говорим о трех категориях пациентов. Застрахованные – москвичи и иногородние, и пациенты, вовсе не имеющие следов в регистре ОМС. Незастрахованные и иногородние пациенты составляют примерно 25% от общего числа.

«ЧАСТНЫЕ БРИГАДЫ ТАК ЖЕ ВСТАЮТ НА ЛИНИЮ, КАК И ГОРОДСКИЕ»

– А как вы делите стационары с коммерсантами, ведь независимые операторы тоже могут госпитализировать пациентов в городские клиники?

– Конечно. У них два варианта – если страховка пациента подразумевает госпитализацию в определенные стационары, то они везут его в учреждения, указанные в договоре ДМС. Если у пациента только амбулаторная страховка, то место для госпитализации они получают у нас. Система отработана. Ряд коммерческих организаций даже подали заявку на работу в системе ОМС. У нас с ними договорные отношения, включающие условие, что их бригады как бы становятся бригадами городской ≪скорой≫: нет понятия ≪специальный контингент≫, они так же встают на линию и получают те же вызовы, что и городские бригады. Как правило, такие бригады локализованы, поэтому мы стараемся подбирать вызовы по территориальному признаку. В прошлом году в Москве было две такие компании, в этом году –три.

– И сколько частных бригад тогда добавилось в график?

– Каждый день компании направляют разное количество бригад. Могут дать одну бригаду, могут три. В принципе, наших бригад достаточно, но по закону предприниматели имеют на это право, и в рамках договорных отношений мы с ними сотрудничаем. При этом они должны использовать ту же информсистему, что и городская служба. Мы им нашу программу устанавливаем, они должны работать по нашим алгоритмам, а также в соответствии с порядками и стандартами Минздрава РФ.

– В 2011 году, оставив станцию скорой помощи, вы пару лет работали в Департаменте здравоохранения столичного правительства, затем вернулись, зачем?

– Необходимо дальнейшее энергичное развитие службы московской ≪скорой≫, как и системы неотложной помощи в столице. Помимо того, что я – главврач станции скорой помощи, я еще и главный специалист Департамента по скорой и неотложной помощи и медицине катастроф. К концу этого года департамент планирует создать единое информационное пространство скорой и неотложной помощи. Этими процессами я сейчас и занимаюсь. Система нужна, чтобы производить сортировку вызовов, их электронную передачу в отделения неотложной помощи. Во взрослой ≪неотложке≫ мы это уже делаем, начинаем в детской. С помощью той же системы будет осуществляться контроль выполнения вызовов бригадами неотложной помощи, учет временных параметров. Пока неотложная помощь оказывается в течение двух часов с момента вызова. Мы должны неотложную помощь перевести на тот же регламент работы, что и скорую: вызов получен, подтвержден, выполнен. О выполнении информируется окружной диспетчерский центр, и бригада получает следующий вызов. Все как на ≪скорой≫, только поводы для вызова другие. Естественно, это не единственная модернизационная задача для службы. Мы, например, планируем расширять количество консультативных мест в нашем оперативном отделе. В год мы выполняем более 1 млн дистанционных медицинских консультаций – таков современный термин. В первую очередь консультация важна для медсортировки – нужна пациенту ≪скорая≫ или нет. Если диспетчер не определяет повода для направления на вызов бригады, звонок переключается на врача-консультанта. Консультируют как педиатры, так и врачи скорой помощи. После краткой беседы они однозначно определяют, нужна больному скорая помощь или можно вызвать ≪неотложку≫, а то и вовсе обойтись консультацией. Многие звонят, чтобы уточнить что-то по приему лекарственных препаратов, по кормлению и режиму у грудных детей. Это достаточно востребованная услуга. Часто бывает, что человек обращается для консультаций, а в процессе врачом выясняется необходимость направления бригады скорой помощи.

– Как известно, главный для службы регламент – приказ №388н – должен быть доработан. Свои поправки в документ предлагали Нацмедпалата, Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи. Когда появится обновленная версия документа?

– Может быть, к концу I квартала будут определенные изменения, но не принципиального, а уточняющего характера.

скорая помощь, смп

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении