27 Июля 2024 Суббота

«Магнит» закроет фармдистрибуцию
Полина Гриценко Фарминдустрия
7 июня 2023, 21:10
Фото: retail.ru
3040

Ритейлер «Магнит» планирует закрыть дистрибьюторский бизнес. Им управляла «Магнит Фарма» – бывшая «СИА», купленная «Магнитом» в 2018 году у своего акционера Marathon Group. Собственный дистрибьютор нужен был «Магниту» для запуска собственной аптечной сети и обслуживания сети «Магнит Косметик», но теперь эти форматы работают самостоятельно, пояснил ритейлер. 

О планах по закрытию направления фармдистрибуции Vademecum рассказали источники на фармрынке и подтвердили в «Магните».

«Магнит Фарма» создавалась несколько лет назад в первую очередь как платформа для запуска аптечной сети компании, а также закрывала ряд важных функций для формата «Магнит Косметик». Сегодня оба формата в полном объеме самостоятельно реализуют эти задачи, обладают всей необходимой инфраструктурой, необходимости в дальнейшем развитии дистрибьюторского направления нет», – сообщили в «Магните».

Там говорят, что помогут внешним клиентам «Магнит Фармы» перейти на контракты с другими дистрибьюторами, а «Магнит Аптека», «Магнит Косметик» и e-commerce будут максимально переведены на прямые контракты с поставщиками по ассортименту «Магнит Фармы».

«Магнит» в 2018 году купил у Marathon Group Александра Винокурова фармдистрибьютора «СИА Групп». Тогда в компании обосновывали интерес к сделке логистикой и складской инфраструктурой «СИА» для своего ассортимента косметики и фармпродукции. За «СИА» Marathon Group получил 1,48% акций «Магнита» на сумму до 5,7 млрд рублей.

На тот момент у «СИА» было 224 тысячи кв. м складских площадей в 35 городах. Позднее «СИА» была интегрирована в новое подразделение «Магнита» – «Магнит Фарма». Сейчас на сайте «Магнит Фармы» говорится о 150 тысячах кв. м площадей дистрибьютора в 12 городах.

По данным DSM Group, по итогам 2022 года «Магнит Фарма» заняла 16-ю позицию в рейтинге фармдистрибьюторов. Оборот компании не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 23,8 млрд рублей. По итогам первого квартала 2023 года «Магнит Фарма» сохранила свое место в рейтинге, при этом сократив оборот год к году на 31% – до 5,4 млрд рублей (весь рынок в ценах дистрибьюторов упал на 12%).

Покупка «СИА» пришлась на развитие «Магнитом» фармацевтического направления. В 2017 году «Магнит» открыл первые аптеки рядом со своими магазинами и год спустя декларировал открытие 2 тысяч аптек к концу 2019 года, а к 2023 году – до 7 тысяч. В конце 2019 года прогноз на год был сокращен до 1,2 тысячи точек. Тогда компания в целом пересмотрела подход к развитию сети, в том числе аптечного направления, ужесточив оценку торговых точек на предмет целесообразности открытия в них аптеки с точки зрения прибыльности. «Магнит» остановился на немногим более 1 тысячи аптек и в результате оптимизации сократил сеть. На начало 2023 года, по данным Vademecum, у «Магнит Аптеки» было 809 точек.

Развитие собственной аптечной сети было приоритетом для «Магнит Фармы». «Основная работа команды нацелена на увеличение доли «Магнит Аптек» в структуре оборота», – говорил в 2020 году тогдашний гендиректор компании Владимир Малинников в интервью Vademecum. Но получив, по его словам, «серьезные логистические мощности», «Магнит Фарма» работала и со сторонними аптечными сетями.

«Магнит» – единственный продуктовый ритейлер, управляющий собственными аптеками и логистическими мощностями для них. Другие крупные сети заявляли о партнерстве с аптечными сетями. X5 договорился об открытии в закассовых зонах «Пятерочек» аптек нескольких сетей (например, «Фармакопейка», «Твой доктор», «МРФК») и о развитии собственного маркетплейса. В итоге от маркетплейса в X5 отказались, а аптеки партнеров либо не открылись совсем, либо в меньшем количестве, чем планировалось, писали в 2020 году «Ведомости». «ВкусВилл» в том же 2019 году взял в партнеры «Монастырев.рф», открыв на первом этапе 10 аптек. Но тиражировать проект не получилось, и к 2021 году он был заморожен, а в магазинах осталось 6 точек «Монастырева», рассказывал Vademecum владелец сети Александр Монастырев. Причина, по его словам, – слишком маленькие площади, которые «ВкусВилл» готов был выделить под аптеки.

магнит, магнит фарма
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении