Программа внедрения универсальной электронной карты (УЭК), содержащей в числе своих приложений доступ граждан к медицинской информационной системе, начала потихоньку сворачиваться. Региональные власти сокращают финансирование проекта и снижают объемы производства пластиковых носителей – смысл применения УЭК, особенно в медицинской сфере, для чиновников так и не стал очевидным. Инфраструктура для использования универсальных карт в поликлиниках готова фрагментарно, кроме того, у них есть полноценный аналог – пластиковые полисы ОМС.
КЛЮЧ НЕ ПОДХОДИТ
Универсальную электронную карту называют одним из самых амбициозных проектов Дмитрия Медведева, который еще в свою бытность Президентом РФ вынашивал идею создания национальной платежной системы и выдачи сопряженных с нею социальных карт всему населению страны. В 2010 году по мотивам этого плана был принят ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», где впервые прозвучало понятие «универсальная электронная карта» – носитель, имеющий широкий функционал и обеспечивающий доступ гражданам к государственным, муниципальным и другим услугам, а также возможность их оплаты. В том же законе было прописано, что, помимо идентификационных и банковских компонентов, в карте должно быть обязательное приложение, содержащее полис ОМС.
Носитель должен был стать важным элементом разрабатываемой в то время единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
В концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития №348 от 12 апреля 2012 года, одним из основных принципов системы называлась сопряженность ее компонентов – электронной регистратуры, электронной медицинской карты и других сопутствующих сервисов – именно с УЭК. Предполагалось, что электронный полис в составе карты должен содержать ключ, позволяющий пациенту идентифицировать себя в медицинской информационной системе, подтвердить свое право на предоставляемые услуги и получить доступ к имеющимся и перспективным опциям. Чтобы активировать УЭК, посетитель поликлиники должен был ввести пароль или пин-код в инфомате – тем самым карта обеспечивала защиту персональных данных пациента. Финансировать производство УЭК, а также адаптацию карт к программному обеспечению медицинских информационных систем должны были субъекты РФ.
Выдача УЭК по заявлениям граждан началась два года назад в «пилотных» регионах страны, а повсеместное обязательное внедрение этого носителя должно было завершиться в текущем году. Но уже первые месяцы работы с УЭК показали ее низкую востребованность. Инфраструктура для применения карты на тот момент была еще не готова ни в одной из сфер ее использования: портал госуслуг не предоставлял возможности регистрации с помощью УЭК, транспорт не был оснащен оборудованием, позволяющим использовать карту в качестве проездного билета, а единая государственная система здравоохранения только начинала внедряться (подробнее об этапах и проблемах создания ЕГИСЗ читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года).
БИТВА ПЛАСТИКОВ
Ко всему прочему, в медицинской сфере к моменту планового внедрения УЭК у этого носителя уже существовал полноценный аналог – отдельно взятые электронные полисы ОМС, которые, в соответствии с ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года, начали повсеместно выдаваться еще в 2011 году. «Карты разрабатывались практически одновременно, но в рамках разных государственных программ. УЭК шла по линии электронного правительства, и ее курировал Минэкономразвития, а отдельный электронный полис ОМС – в рамках замены старых полисов на документы нового образца, и это был проект ФФОМС. Вероятно, изначально у этих двух программ не было достаточной координации между собой, и это привело к некоторому дублированию функций», – рассуждает близкий к Минздраву собеседник VM.
При этом у пластиковых полисов ОМС, которые также выдаются и производятся по заявлениям граждан, был ряд преимуществ, очевидных в первую очередь исполнителям программы их внедрения. Во-первых, производство электронных полисов финансировалось не на региональном уровне, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Во-вторых, к отдельным полисам ОМС во многих случаях было проще адаптировать сервисы создаваемой медицинской информационной системы. «В рекомендациях Минздрава не было четко прописано, какой должна быть инфраструктура для работы с УЭК. Поэтому, например, в некоторых регионах могли закупить в инфоматы картридер для УЭК, но забыть о клавиатуре для ввода пин-кода. С полисами ОМС таких проблем не возникало – по ним была достаточно грамотно составлена нормативная база на уровне ФФОМС, в том числе по применению в медицинских информационных системах. Кроме того, они проще в использовании – смарт-карта просто вставляется в инфомат, и система считывает информацию о пациенте», – поясняет директор по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы» Александр Гусев.
В результате в сегменте медуслуг УЭК по востребованности не выдержала конкуренции с пластиковым полисом. Например, по данным ТФОМС по Нижегородской области, к 1 мая этого года УЭК получили 2,3 тысячи человек, а полисов в виде отдельной пластиковой карты было выдано более 1 млн, что обеспечило этим носителем 32% жителей области. По данным федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта», с момента начала выдачи УЭК по всей России было выпущено около 250 тысяч носителей, а количество заявлений на получение отдельного электронного полиса ОМС оценивается в несколько десятков миллионов единиц.
УЭК ВАС РАЗНЕСЛО
Правительство озаботилось сбоями в реализации программы УЭК еще в прошлом году – в ФЗ №210 были внесены изменения, в соответствии с которыми сроки обязательной выдачи карт переносились на 1 января 2015 года. Предполагалось, что, с одной стороны, за это время удастся подготовить инфраструктуру для полноценного внедрения УЭК, с другой – закончить разработку законопроекта об электронном паспорте нового поколения, который должен создаваться на базе УЭК и в результате заменить саму карту. Логику переноса сроков по внедрению УЭК президент ОАО «УЭК» Алексей Попов на одной из конференций в прошлом году обрисовал так: «Если закон об электронном паспорте удачно принимается, обязательность УЭК мы отменяем вообще. Если он не принимается по каким-либо причинам, то обязательность УЭК мы сохраняем и готовимся к ней, и с 1 января 2015 года мы ее выдаем всем, кроме отказавшихся». По словам представителя Минкомсвязи, сейчас ожидается, что законопроект об электронном паспорте нового поколения будет внесен в Госдуму осенью.
Однако в ряде регионов решили не ждать принятия федерального закона или какого-нибудь иного развития ситуации и начали сокращать масштабы внедрения УЭК уже сейчас.
Представитель ОАО «Универсальная электронная карта Московской области» говорит, что его организация с начала года приостановила выдачу населению универсальных электронных карт из-за прекращения финансирования этой статьи правительством области. «Доступ к централизованному приему заявлений и выдаче УЭК действительно временно ограничен, но это связано с реорганизацией внутри курирующей этот проект компании», – пояснил представитель Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Правда, в ОАО «Универсальная электронная карта Московской области» это заявление чиновника опровергают: никакой реорганизации в компании не происходит.
В Нижегородской области производство УЭК в этом году сократится почти в пять раз – до тысячи заготовок. Причина – в невысокой, мягко говоря, востребованности: из выпущенных в прошлом году 4 800 карт в обращении по состоянию на 1 мая 2014 года находился только 2 371 носитель. Кроме того, сейчас в нижегородских страховых компаниях существует лимит на прием заявлений об изготовлении УЭК. Например, нижегородский филиал ОАО «РОСНО-МС», обслуживающий около 60% застрахованных в регионе граждан, открыл лишь один пункт приема заявлений (ППЗ), готовый собрать не более 75 заявок. Три ППЗ действуют у филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в Нижнем Новгороде (около 34% застрахованных граждан), они могут принять 300 заявлений.
По словам министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергея Кучина, ограничение связано с тем, что прием заявлений через страховые компании пока проходит в тестовом режиме: «Сейчас идет пилотный проект, во время которого мы должны проверить схему приема заявлений через страховые компании. А для этого большого количества заготовок не нужно. Поэтому это ограничение очень условное и связано с количеством имеющихся «болванок», часть из которых мы сейчас отдали страховым компаниям. Если УЭК не будет отменен после принятия закона об электронном паспорте, мы объявим конкурс на изготовление новой партии карт для страховщиков».
Сокращение выпуска универсальных карт планируется и в Калининграде. «Если смотреть по статистике, то с 1 января 2013 года за получением УЭК к нам обратились 3 092 человека, выдано порядка 2 000 карт, еще около 600 карт уже готово. Однако за частью из них граждане не приходят. Причина в том, что многие из заявителей являются сотрудниками Сбербанка [основной акционер ОАО «Универсальная электронная карта». – VM], и у них централизованный процесс подачи заявлений. А когда человека заставляют получать карту, естественно, у него не будет желания ее забирать», – рассуждает представитель калининградского ОАО «Универсальная электронная карта».
«Пока мы выдаем карты из лимитов прошлого года, в этом году мы планировали изготовить около тысячи новых карт, но еще не получили денег на это, и обстановка с финансированием сейчас напряженная», – замечает сотрудник компании – оператора УЭК из Владимирской области.
В большинстве регионов УЭК по-прежнему не востребована в сфере медуслуг – и не только из-за конкуренции с полисом ОМС, но и по причине недостаточной готовности инфраструктуры поликлиник. В этом году началась реализация второго этапа ЕГИСЗ, что подразумевает развитие прикладных сервисов – электронной регистратуры и электронной медицинской карты. Кажется, более удачного момента для адаптации УЭК к информационной медицинской системе не найти. Но исполнителям госконтрактов по внедрению ЕГИСЗ – не до того, поскольку сегодня не во всех регионах завершен даже первый этап ее реализации. Например, в том же Нижнем Новгороде сейчас только идет приемка работ у компании «Ростелеком», выполнившей контракт на проведение первого этапа создания ЕГИСЗ в регионе стоимостью 504,6 млн рублей.
«Попытка построить ЕГИСЗ в Ленинградской области в условиях недостаточного финансирования и ограниченного срока привела к неполному исполнению и, как следствие, расторжению государственного контракта», – признается председатель Комитета по здравоохранению Ленинградской области Арчил Лобжанидзе (подробнее об истории внедрения ЕГИСЗ в регионе читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года). По его словам, сейчас комитет постоянно находится под пристальным вниманием ФАС, прокуратуры Ленинградской области, участвует в судебных заседаниях и разрабатывает новый план создания ЕГИСЗ.