27 Июля 2024 Суббота

Карт-блажь
Алексей Бершацкий, Ольга Гончарова, Марина Кругликова Мединдустрия
2 июня 2014, 16:16
4681

Почему амбициозный и дорогостоящий проект УЭК не прижился в сегменте медуслуг

Программа внедрения универсальной электронной карты (УЭК), содержащей в числе своих приложений доступ граждан к медицинской информационной системе, начала потихоньку сворачиваться. Региональные власти сокращают финансирование проекта и снижают объемы производства пластиковых носителей – смысл применения УЭК, особенно в медицинской сфере, для чиновников так и не стал очевидным. Инфра­структура для использования универсальных карт в поликлиниках готова фрагментарно, кроме того, у них есть полноценный аналог – пластиковые полисы ОМС.

КЛЮЧ НЕ ПОДХОДИТ

Универсальную электронную карту называют одним из самых амбициозных проектов Дми­трия Медведева, который еще в свою бытность Президентом РФ вынашивал идею создания национальной платежной системы и выдачи сопряженных с нею социальных карт всему населению страны. В 2010 году по мотивам этого плана был принят ФЗ №210 «Об орга­низации предоставления государственных и муниципальных услуг», где впервые про­звучало понятие «универсальная электронная карта» – носитель, имеющий широкий функ­ционал и обеспечивающий доступ гражданам к государственным, муниципальным и другим услугам, а также возможность их оплаты. В том же законе было прописано, что, помимо идентификационных и банковских компонентов, в карте должно быть обязательное приложение, содержащее полис ОМС.

Носитель должен был стать важным элементом разрабатываемой в то время единой государствен­ной информационной системы в сфере здравоох­ранения (ЕГИСЗ).

В концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной при­казом Минздравсоцразвития №348 от 12 апреля 2012 года, одним из основных принципов системы называлась сопряженность ее компонентов – элек­тронной регистратуры, электронной медицинской карты и других сопутствующих сервисов – именно с УЭК. Предполагалось, что электронный полис в составе карты должен содержать ключ, позволя­ющий пациенту идентифицировать себя в меди­цинской информационной системе, подтвердить свое право на предоставляемые услуги и получить доступ к имеющимся и перспективным опциям. Чтобы активировать УЭК, посетитель поликлини­ки должен был ввести пароль или пин-код в ин­фомате – тем самым карта обеспечивала защиту персональных данных пациента. Финансировать производство УЭК, а также адаптацию карт к про­граммному обеспечению медицинских информа­ционных систем должны были субъекты РФ.

Выдача УЭК по заявлениям граждан началась два года назад в «пилотных» регионах страны, а повсеместное обязательное внедрение этого носителя должно было завершиться в текущем году. Но уже первые месяцы работы с УЭК показали ее низкую востребованность. Инфраструктура для применения карты на тот момент была еще не готова ни в одной из сфер ее использования: портал госуслуг не предо­ставлял возможности регистрации с помощью УЭК, транспорт не был оснащен оборудованием, позво­ляющим использовать карту в качестве проездного билета, а единая государственная система здраво­охранения только начинала внедряться (подробнее об этапах и проблемах создания ЕГИСЗ читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года).

БИТВА ПЛАСТИКОВ

Ко всему прочему, в медицинской сфере к момен­ту планового внедрения УЭК у этого носителя уже существовал полноценный аналог – отдельно взятые электронные полисы ОМС, которые, в соответствии с ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страхова­нии в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года, начали повсеместно выдаваться еще в 2011 году. «Карты разрабатывались практически одновременно, но в рамках разных государственных программ. УЭК шла по линии электронного правительства, и ее ку­рировал Минэкономразвития, а отдельный электрон­ный полис ОМС – в рамках замены старых полисов на документы нового образца, и это был проект ФФОМС. Вероятно, изначально у этих двух программ не было достаточной координации между собой, и это привело к некоторому дублированию функций», – рассуждает близкий к Минздраву собеседник VM.

При этом у пластиковых полисов ОМС, которые также выдаются и производятся по заявлениям граждан, был ряд преимуществ, очевидных в первую очередь исполнителям программы их внедрения. Во-первых, производство электронных полисов финансировалось не на региональном уровне, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Во-вторых, к отдель­ным полисам ОМС во многих случаях было проще адаптировать сервисы создаваемой медицинской информационной системы. «В рекомендаци­ях Минздрава не было четко прописано, какой должна быть инфраструктура для работы с УЭК. Поэтому, например, в некоторых регионах могли закупить в инфоматы картридер для УЭК, но за­быть о клавиатуре для ввода пин-кода. С полисами ОМС таких проблем не возникало – по ним была достаточно грамотно составлена нормативная база на уровне ФФОМС, в том числе по применению в медицинских информационных системах. Кроме того, они проще в использовании – смарт-карта просто вставляется в инфомат, и система считывает информацию о пациенте», – поясняет директор по развитию компании «Комплексные медицин­ские информационные системы» Александр Гусев.

В результате в сегменте медуслуг УЭК по востре­бованности не выдержала конкуренции с пластиковым полисом. Например, по данным ТФОМС по Нижегородской области, к 1 мая этого года УЭК получили 2,3 тысячи человек, а полисов в виде отдельной пластиковой карты было выдано более 1 млн, что обеспечило этим носителем 32% жите­лей области. По данным федеральной уполномо­ченной организации «Универсальная электронная карта», с момента начала выдачи УЭК по всей Рос­сии было выпущено около 250 тысяч носителей, а количество заявлений на получение отдельного электронного полиса ОМС оценивается в несколь­ко десятков миллионов единиц.

УЭК ВАС РАЗНЕСЛО

Правительство озаботилось сбоями в реализации программы УЭК еще в прошлом году – в ФЗ №210 были внесены изменения, в соответствии с кото­рыми сроки обязательной выдачи карт переноси­лись на 1 января 2015 года. Предполагалось, что, с одной стороны, за это время удастся подготовить инфраструктуру для полноценного внедрения УЭК, с другой – закончить разработку законо­проекта об электронном паспорте нового поко­ления, который должен создаваться на базе УЭК и в результате заменить саму карту. Логику переноса сроков по внедрению УЭК президент ОАО «УЭК» Алексей Попов на одной из конфе­ренций в прошлом году обрисовал так: «Если закон об электронном паспорте удачно принимается, обязательность УЭК мы отменяем вообще. Если он не принимается по каким-либо причинам, то обя­зательность УЭК мы сохраняем и готовимся к ней, и с 1 января 2015 года мы ее выдаем всем, кроме отказавшихся». По словам представителя Минком­связи, сейчас ожидается, что законопроект об элек­тронном паспорте нового поколения будет внесен в Госдуму осенью.

Однако в ряде регионов решили не ждать приня­тия федерального закона или какого-нибудь иного развития ситуации и начали сокращать масштабы внедрения УЭК уже сейчас.

Представитель ОАО «Универсальная электронная карта Московской области» говорит, что его органи­зация с начала года приостановила выдачу населе­нию универсальных электронных карт из-за прекра­щения финансирования этой статьи правительством области. «Доступ к централизованному приему заявлений и выдаче УЭК действительно временно ограничен, но это связано с реорганизацией внутри курирующей этот проект компании», – пояснил представитель Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Правда, в ОАО «Универсаль­ная электронная карта Московской области» это заявление чиновника опровергают: никакой реорга­низации в компании не происходит.

В Нижегородской области производство УЭК в этом году сократится почти в пять раз – до тысячи заготовок. Причина – в невысокой, мягко говоря, востребованности: из выпущенных в прошлом году 4 800 карт в обращении по состоянию на 1 мая 2014 года находился только 2 371 носитель. Кроме того, сейчас в нижегородских страховых компаниях существует лимит на прием заявлений об изготовле­нии УЭК. Например, нижегородский филиал ОАО «РОСНО-МС», обслуживающий около 60% за­страхованных в регионе граждан, открыл лишь один пункт приема заявлений (ППЗ), готовый собрать не более 75 заявок. Три ППЗ действуют у филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в Ниж­нем Новгороде (около 34% застрахованных граж­дан), они могут принять 300 заявлений.

По словам министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергея Кучина, ограничение связано с тем, что прием заявлений через страховые компании пока проходит в тестовом режиме: «Сейчас идет пилотный проект, во вре­мя которого мы должны проверить схему приема заявлений через страховые компании. А для этого большого количества заготовок не нужно. Поэтому это ограничение очень условное и связано с коли­чеством имеющихся «болванок», часть из которых мы сейчас отдали страховым компаниям. Если УЭК не будет отменен после принятия закона об элек­тронном паспорте, мы объявим конкурс на изготовление новой партии карт для страховщиков».

Сокращение выпуска универсальных карт плани­руется и в Калининграде. «Если смотреть по ста­тистике, то с 1 января 2013 года за получением УЭК к нам обратились 3 092 человека, выдано порядка 2 000 карт, еще около 600 карт уже готово. Однако за частью из них граждане не приходят. Причина в том, что многие из заявителей являют­ся сотрудниками Сбербанка [основной акционер ОАО «Универсальная электронная карта». – VM], и у них централизованный процесс подачи заявле­ний. А когда человека заставляют получать карту, естественно, у него не будет желания ее заби­рать», – рассуждает представитель калининград­ского ОАО «Универсальная электронная карта».

«Пока мы выдаем карты из лимитов прошлого года, в этом году мы планировали изготовить около ты­сячи новых карт, но еще не получили денег на это, и обстановка с финансированием сейчас напряжен­ная», – замечает сотрудник компании – оператора УЭК из Владимирской области.

В большинстве регионов УЭК по-прежнему не вос­требована в сфере медуслуг – и не только из-за кон­куренции с полисом ОМС, но и по причине недо­статочной готовности инфраструктуры поликлиник. В этом году началась реализация второго этапа ЕГИСЗ, что подразумевает развитие прикладных сервисов – электронной регистратуры и электрон­ной медицинской карты. Кажется, более удачного момента для адаптации УЭК к информационной медицинской системе не найти. Но исполнителям госконтрактов по внедрению ЕГИСЗ – не до того, поскольку сегодня не во всех регионах завершен даже первый этап ее реализации. Например, в том же Нижнем Новгороде сейчас только идет приемка работ у компании «Ростелеком», выполнившей кон­тракт на проведение первого этапа создания ЕГИСЗ в регионе стоимостью 504,6 млн рублей.

«Попытка построить ЕГИСЗ в Ленинградской области в условиях недостаточного финансирования и ограниченного срока привела к неполному испол­нению и, как следствие, расторжению государствен­ного контракта», – признается председатель Коми­тета по здравоохранению Ленинградской области Арчил Лобжанидзе (подробнее об истории внедрения ЕГИСЗ в регионе читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года). По его словам, сейчас комитет постоян­но находится под пристальным вниманием ФАС, прокуратуры Ленинградской области, участвует в судебных заседаниях и разрабатывает новый план создания ЕГИСЗ.

уэк

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении