27 Июля 2024 Суббота

Изделие номер ноль
Татьяна Равинская Мединдустрия
18 января 2016, 17:17
6053

Когда индустрия здравоохранения получит закон «Об обращении МИ»

Рынку МИ катастрофически не везет с нормативами. Проекты закона «Об обращении медизделий» уже не¬сколько лет пишутся и переписываются, однако ни одна из версий жизненно необходимого отрасли документа не добралась даже до первого чтения в Госдуме. Крайняя редакция законопроекта, пройдя рецензентов из заинтересованных ведомств и общественные слушания, вновь вернулась на доработку, и в лучшем случае поспеет к середине весенней парламентской сессии – 2016. Но очередная отсрочка – полбеды. Беда в том, что пока базовый регламент дозревает, в силу вступают подзаконные акты. И сила эта, по многим оценкам, вредоносная.

Производителей и потребителей МИ пока не устроила ни одна из существовавших когда-либо версий базового отраслевого документа. С 2012 года изготовлением регламента, без которого рынок МИ не может нормально функционировать, помимо Минздрава, успели позаниматься и Росздравнадзор, и Минпромторг.

В апреле 2015 года Минздрав представил на общественное обсуждение новую редак­цию документа, но и она рынку не пригля­нулась. Исправив одни недочеты, авторский коллектив позволил себе другие. Да и само время сыграло против документа – ряд поло­жений законопроекта противоречил вот-вот вступающим в силу правилам обращения ме­дизделий внутри Евразийского экономиче­ского союза. По мнению отдельных экспер­тов, разработку национального регламента вообще следовало отложить до тех пор, пока не появится опыт применения профильных нормативных актов ЕАЭС. «После 1 янва­ря 2016 года пришлось бы в любом случае проводить ревизию этого закона на соот­ветствие вступившим в силу евразийским регламентам, – считает замгендиректора НП «ЛУСОМИ» Андрей Волков. – Вместо того чтобы тратить время на разработку законо­проекта, который придется позже пересматривать, лучше сделать его сразу «начисто» после вступления в силу законодательства ЕАЭС в сфере обращения МИ».

Тем временем конкурирующая авторская группа – из Минпромторга – использовала законотворческую передышку, предостав­ленную коллегами и внешнеэкономической конъюнктурой, для подготовки и издания нормативных актов правительственного уровня. Что тоже порой выглядело как болезненный для участников обращения МИ эксперимент. В частности, речь идет о разработанном Минпромторгом механиз­ме «Третий лишний», сумевшем в 2015 году застопорить на некоторый срок многие реги­ональные тендеры по закупке медизделий. Протекционистское правило «Третий лиш­ний» – правительственное постановление №102 «Об установлении ограничения допу­ска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обе­спечения государственных и муниципальных нужд», по замыслу авторов, должно было оживить рынок МИ. Правило, начавшее дей­ствовать в феврале 2015 года, имело своей це­лью стимулировать отечественные компании и локализовавших в России производство иностранцев к поставкам на рынок госзаказа 40–45% изделий, попавших в прилагаемый к постановлению перечень.

Правда, как жить по-новому, отрасль на мо­мент вступления документа в силу не по­нимала. По оценкам участников рынка, нормативная ситуация, как для импортеров, так и для отечественных производителей медизделий и до того складывавшаяся не лучшим образом, еще больше усугубилась. Непонимание копилось и у организаторов региональных тендеров. Отрасли грозил очередной коллапс.

К хору производственников, оптовиков и закупщиков присоединились голоса представителей медицинского сообще­ства и благотворителей. Последние в июле 2015 года направили коллективное обра­щение руководителей НКО, в том числе фондов «Вера» и «Подари жизнь», Дмитрию Медведеву. В своем письме филантропы просили премьер-министра не торопиться с принятием расширенного перечня-прило­жения к правилу «Третий лишний», прежде чем специальная рабочая группа не отредак­тирует список с учетом интересов пациентов. Общественники утверждали, что многие продукты вносить в перечень непроститель­но рано, поскольку важные для отрасли ме­дизделия не имеют отечественных аналогов или не соответствуют современным стандар­там оказания медпомощи. Протест обще­ственных и благотворительных организаций тогда поддержали и в Минэкономразвития, рекомендовав доработать весь перечень импортных медизделий, подпадающих под ограничение в госзакупках.

Столь мощный общественный резонанс заставил правительство отыграть ситуацию назад. Дмитрий Медведев вернул на дора­ботку приложение к ПП №102, содержащее список изделий, по которым в 2015 году были введены ограничения на госзакупки зарубежной продукции. В срок до 1 октября Минпромторгу и другим вовлеченным в кол­лизию организациям было поручено еще раз тщательно перебрать перечень, собрав оценки всех заинтересованных сторон.

Но сопоставление заинтересованных мнений, похоже, затянулось – итоговое коммюнике до конца 2015 года так и не увидело свет.


медизделия, законопроект, третий лишний
Источник: Vademecum №1, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении