Рынку МИ катастрофически не везет с нормативами. Проекты закона «Об обращении медизделий» уже не¬сколько лет пишутся и переписываются, однако ни одна из версий жизненно необходимого отрасли документа не добралась даже до первого чтения в Госдуме. Крайняя редакция законопроекта, пройдя рецензентов из заинтересованных ведомств и общественные слушания, вновь вернулась на доработку, и в лучшем случае поспеет к середине весенней парламентской сессии – 2016. Но очередная отсрочка – полбеды. Беда в том, что пока базовый регламент дозревает, в силу вступают подзаконные акты. И сила эта, по многим оценкам, вредоносная.
Производителей и потребителей МИ пока не устроила ни одна из существовавших когда-либо версий базового отраслевого документа. С 2012 года изготовлением регламента, без которого рынок МИ не может нормально функционировать, помимо Минздрава, успели позаниматься и Росздравнадзор, и Минпромторг.
В апреле 2015 года Минздрав представил на общественное обсуждение новую редакцию документа, но и она рынку не приглянулась. Исправив одни недочеты, авторский коллектив позволил себе другие. Да и само время сыграло против документа – ряд положений законопроекта противоречил вот-вот вступающим в силу правилам обращения медизделий внутри Евразийского экономического союза. По мнению отдельных экспертов, разработку национального регламента вообще следовало отложить до тех пор, пока не появится опыт применения профильных нормативных актов ЕАЭС. «После 1 января 2016 года пришлось бы в любом случае проводить ревизию этого закона на соответствие вступившим в силу евразийским регламентам, – считает замгендиректора НП «ЛУСОМИ» Андрей Волков. – Вместо того чтобы тратить время на разработку законопроекта, который придется позже пересматривать, лучше сделать его сразу «начисто» после вступления в силу законодательства ЕАЭС в сфере обращения МИ».
Тем временем конкурирующая авторская группа – из Минпромторга – использовала законотворческую передышку, предоставленную коллегами и внешнеэкономической конъюнктурой, для подготовки и издания нормативных актов правительственного уровня. Что тоже порой выглядело как болезненный для участников обращения МИ эксперимент. В частности, речь идет о разработанном Минпромторгом механизме «Третий лишний», сумевшем в 2015 году застопорить на некоторый срок многие региональные тендеры по закупке медизделий. Протекционистское правило «Третий лишний» – правительственное постановление №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по замыслу авторов, должно было оживить рынок МИ. Правило, начавшее действовать в феврале 2015 года, имело своей целью стимулировать отечественные компании и локализовавших в России производство иностранцев к поставкам на рынок госзаказа 40–45% изделий, попавших в прилагаемый к постановлению перечень.
Правда, как жить по-новому, отрасль на момент вступления документа в силу не понимала. По оценкам участников рынка, нормативная ситуация, как для импортеров, так и для отечественных производителей медизделий и до того складывавшаяся не лучшим образом, еще больше усугубилась. Непонимание копилось и у организаторов региональных тендеров. Отрасли грозил очередной коллапс.
К хору производственников, оптовиков и закупщиков присоединились голоса представителей медицинского сообщества и благотворителей. Последние в июле 2015 года направили коллективное обращение руководителей НКО, в том числе фондов «Вера» и «Подари жизнь», Дмитрию Медведеву. В своем письме филантропы просили премьер-министра не торопиться с принятием расширенного перечня-приложения к правилу «Третий лишний», прежде чем специальная рабочая группа не отредактирует список с учетом интересов пациентов. Общественники утверждали, что многие продукты вносить в перечень непростительно рано, поскольку важные для отрасли медизделия не имеют отечественных аналогов или не соответствуют современным стандартам оказания медпомощи. Протест общественных и благотворительных организаций тогда поддержали и в Минэкономразвития, рекомендовав доработать весь перечень импортных медизделий, подпадающих под ограничение в госзакупках.
Столь мощный общественный резонанс заставил правительство отыграть ситуацию назад. Дмитрий Медведев вернул на доработку приложение к ПП №102, содержащее список изделий, по которым в 2015 году были введены ограничения на госзакупки зарубежной продукции. В срок до 1 октября Минпромторгу и другим вовлеченным в коллизию организациям было поручено еще раз тщательно перебрать перечень, собрав оценки всех заинтересованных сторон.
Но сопоставление заинтересованных мнений, похоже, затянулось – итоговое коммюнике до конца 2015 года так и не увидело свет.