11 Сентября 2024 Среда

Изделие номер ноль
Татьяна Равинская Мединдустрия
18 января 2016, 17:17
6102

Когда индустрия здравоохранения получит закон «Об обращении МИ»

Рынку МИ катастрофически не везет с нормативами. Проекты закона «Об обращении медизделий» уже не¬сколько лет пишутся и переписываются, однако ни одна из версий жизненно необходимого отрасли документа не добралась даже до первого чтения в Госдуме. Крайняя редакция законопроекта, пройдя рецензентов из заинтересованных ведомств и общественные слушания, вновь вернулась на доработку, и в лучшем случае поспеет к середине весенней парламентской сессии – 2016. Но очередная отсрочка – полбеды. Беда в том, что пока базовый регламент дозревает, в силу вступают подзаконные акты. И сила эта, по многим оценкам, вредоносная.

Производителей и потребителей МИ пока не устроила ни одна из существовавших когда-либо версий базового отраслевого документа. С 2012 года изготовлением регламента, без которого рынок МИ не может нормально функционировать, помимо Минздрава, успели позаниматься и Росздравнадзор, и Минпромторг.

В апреле 2015 года Минздрав представил на общественное обсуждение новую редак­цию документа, но и она рынку не пригля­нулась. Исправив одни недочеты, авторский коллектив позволил себе другие. Да и само время сыграло против документа – ряд поло­жений законопроекта противоречил вот-вот вступающим в силу правилам обращения ме­дизделий внутри Евразийского экономиче­ского союза. По мнению отдельных экспер­тов, разработку национального регламента вообще следовало отложить до тех пор, пока не появится опыт применения профильных нормативных актов ЕАЭС. «После 1 янва­ря 2016 года пришлось бы в любом случае проводить ревизию этого закона на соот­ветствие вступившим в силу евразийским регламентам, – считает замгендиректора НП «ЛУСОМИ» Андрей Волков. – Вместо того чтобы тратить время на разработку законо­проекта, который придется позже пересматривать, лучше сделать его сразу «начисто» после вступления в силу законодательства ЕАЭС в сфере обращения МИ».

Тем временем конкурирующая авторская группа – из Минпромторга – использовала законотворческую передышку, предостав­ленную коллегами и внешнеэкономической конъюнктурой, для подготовки и издания нормативных актов правительственного уровня. Что тоже порой выглядело как болезненный для участников обращения МИ эксперимент. В частности, речь идет о разработанном Минпромторгом механиз­ме «Третий лишний», сумевшем в 2015 году застопорить на некоторый срок многие реги­ональные тендеры по закупке медизделий. Протекционистское правило «Третий лиш­ний» – правительственное постановление №102 «Об установлении ограничения допу­ска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обе­спечения государственных и муниципальных нужд», по замыслу авторов, должно было оживить рынок МИ. Правило, начавшее дей­ствовать в феврале 2015 года, имело своей це­лью стимулировать отечественные компании и локализовавших в России производство иностранцев к поставкам на рынок госзаказа 40–45% изделий, попавших в прилагаемый к постановлению перечень.

Правда, как жить по-новому, отрасль на мо­мент вступления документа в силу не по­нимала. По оценкам участников рынка, нормативная ситуация, как для импортеров, так и для отечественных производителей медизделий и до того складывавшаяся не лучшим образом, еще больше усугубилась. Непонимание копилось и у организаторов региональных тендеров. Отрасли грозил очередной коллапс.

К хору производственников, оптовиков и закупщиков присоединились голоса представителей медицинского сообще­ства и благотворителей. Последние в июле 2015 года направили коллективное обра­щение руководителей НКО, в том числе фондов «Вера» и «Подари жизнь», Дмитрию Медведеву. В своем письме филантропы просили премьер-министра не торопиться с принятием расширенного перечня-прило­жения к правилу «Третий лишний», прежде чем специальная рабочая группа не отредак­тирует список с учетом интересов пациентов. Общественники утверждали, что многие продукты вносить в перечень непроститель­но рано, поскольку важные для отрасли ме­дизделия не имеют отечественных аналогов или не соответствуют современным стандар­там оказания медпомощи. Протест обще­ственных и благотворительных организаций тогда поддержали и в Минэкономразвития, рекомендовав доработать весь перечень импортных медизделий, подпадающих под ограничение в госзакупках.

Столь мощный общественный резонанс заставил правительство отыграть ситуацию назад. Дмитрий Медведев вернул на дора­ботку приложение к ПП №102, содержащее список изделий, по которым в 2015 году были введены ограничения на госзакупки зарубежной продукции. В срок до 1 октября Минпромторгу и другим вовлеченным в кол­лизию организациям было поручено еще раз тщательно перебрать перечень, собрав оценки всех заинтересованных сторон.

Но сопоставление заинтересованных мнений, похоже, затянулось – итоговое коммюнике до конца 2015 года так и не увидело свет.


медизделия, законопроект, третий лишний
Источник: Vademecum №1, 2016

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам