24 Октября 2024 Четверг

Фискальная разгрузка. Какие налоговые инструменты помогут нивелировать дефицит кадров в здравоохранении
Мнения Мединдустрия
20 июня 2024, 11:15
Фото: freepik.com
1262

Сегодня и в обозримом будущем дефицит кадров – суровая реальность индустрии здравоохранения. Решить проблему в одночасье не получится, но нивелировать можно. Помимо уже привлекаемых к работе студентов-медиков старших курсов и ординаторов, самый очевидный кадровый резерв – работающие пенсионеры и женщины с детьми. Но тут есть загвоздка – их рекрутинг наталкивается на барьеры отечественной системы налогообложения. О том, какие распространенные в ряде развитых стран налоговые инструменты могут быть полезны российскому здравоохранению, в авторской колонке для Vademecum рассказывают эксперты Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Рагозин и Александр Сафонов.

Очевидно, что дефицит кадров в здравоохранении может быть быстро нивелирован привлечением на рабочие места медработников из числа пенсионеров и женщин с детьми. Однако эту когорту специалистов отличают характеристики и обстоятельства, ограничивающие их мобилизацию.

Труд работающих в здравоохранении пенсионеров крайне ценен для отрасли и пациентов, но зачастую невыгоден – как их работодателям (медорганизациям), так и самим пенсионерам. Их трудоспособность зачастую снижена, они медленнее своих молодых коллег, чаще делают ошибки, ограничены в сверхурочной нагрузке. Как правило, у них есть проблемы со здоровьем, они чаще отпрашиваются с работы и берут больничный. Отсюда низкая привлекательность труда этой категории сотрудников для работодателей, а для первых – невысокие доходы. И тут сторонам впору задуматься: а стоит ли овчинка выделки?

рагозин 20 июня.jpg

Андрей Рагозин, директор Центра проблем организации, финансирования
и межтерриториальных отношений в здравоохранении
Финансового университета при Правительстве РФ

Примерно так же выглядит ситуация с трудом женщин с детьми, особенно маленькими. Интересы воспитания детей и сохранения семьи требуют ограничения участия женщин в производстве, тем более если женщина воспитывает ребенка одна. Очевидное решение – частичная занятость, но и эта модель зачастую невыгодна для работодателя и малодоходна для сотрудницы.

Поэтому интерес к возврату в профессию у пенсионеров и женщин с маленькими детьми традиционно невысок, и работодатели чаще отказывают им в трудоустройстве или увольняют в случае появления более мобильного кандидата.

Сафонов 20 июня.jpg

Александр Сафонов, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ,
в 2007–2012 годах – замглавы Минздравсоцразвития РФ

В чем же выход? Пожалуй, в том, чтобы сделать труд пенсионеров и женщин с детьми более рентабельным – как для них самих, так и для нанимателей медицинских организаций.

Ключевое препятствие – так называемый налоговый клин, разница между ценой труда для работодателя и деньгами, которые получает работник (НДФЛ + социальные отчисления).

Налоги на труд никак не влияют на производительность труда и лояльность работников, но значительно увеличивают цену труда и снижают его выгодность для работодателей, а также мешают росту зарплат работников. Однако труд пенсионеров и женщин с детьми в нашей стране обходится работодателю по налогам в ту же цену, что и труд более мобильных работников, притом что «налоговый клин» в России для работников с низким и средним доходом гораздо выше, чем в большинстве развитых стран ОЭСР.

Налоговый клин_Рагозин 20 июня.jpg

Помимо того, что в развитых странах ОЭСР налоги на труд для работников со средними и низкими зарплатами ощутимо ниже, чем в России, регуляторы этих стран создали систему значимых налоговых льгот для работающих пенсионеров и работающих женщин с детьми. Это позволяет сохранять эти кадры для экономики, повысив выгодность их использования для работодателей.

В результате, если работающие пенсионеры в России не имеют льгот по НДФЛ, платят одинаковые с остальными работниками огромные пенсионные взносы и до недавнего времени, по сути, штрафовались за свой труд – им не индексировалась пенсия, – то «налоговый клин» для пенсионеров в странах ОЭСР снижен примерно в 3 раза по сравнению с одинокими работниками без детей.

С одной стороны, это полное или частичное освобождение от пенсионных взносов, что совершенно логично: зачем платить за пенсионное страхование, когда уже наступил страховой случай – достижение пенсионного возраста. С другой стороны, широко используется льгота по НДФЛ.

По данным актуального тематического отчета OECD, лучше всего относятся к работающим пенсионерам в Австралии, Канаде, Чехии, Чили, Италии, Эстонии, Южной Корее, Латвии, Португалии и Швеции. В этих странах зарплаты пенсионеров полностью освобождены от взносов пенсионного страхования и имеют льготу по НДФЛ. Зарплаты пенсионеров полностью освобождены от пенсионных отчислений с зарплат, но без льготы по НДФЛ, в Венгрии, Исландии, Литве, Мексике, Новой Зеландии, Словакии и Испании. Снижены пенсионные взносы и дана льгота по НДФЛ работающим пенсионерам в Ирландии, Израиле, Люксембурге, Норвегии, Словении и Нидерландах. В Бельгии, Австрии, Колумбии, Коста-Рике, Финляндии, Франции, Германии, Греции и Швейцарии работающим пенсионерам дана льгота по пенсионным отчислениям с зарплат.

В свою очередь, налоговая политика стран ОЭСР стимулирует занятость женщин с детьми (подробнее – в таблице ниже). Нетрудно заметить, что практически во всех этих странах в случае занятости обоих супругов налоги на их труд масштабно снижаются. Исторически сложилось так, что в этих странах нет развитой сети социальных яслей и детских садов. Поэтому снижение налогов на труд обоих супругов, в случае хотя бы частичной занятости женщины, повышает как привлекательность ее труда для работодателя, так и доходы семьи, расширяя ее возможности по найму няни или оплаты частного детского сада.

Суммарный налоговый клин_Рагизин 20 июня.jpg

Таким образом, мировой опыт показывает, что в распоряжении российских регуляторов есть эффективный, но пока не используемый инструмент, который позволяет быстро и без дополнительных расходов нивелировать дефицит кадров, повысив привлекательность рабочих мест в здравоохранении для пенсионеров и женщин с детьми.

Ситуация, когда крайне важный для общества (но маловыгодный для работодателя и малодоходный для работника) труд в здравоохранении облагается такими же налогами и взносами, как и труд в «нефтянке» или других высокорентабельных отраслях, представляется экономическим абсурдом.

Тем более, когда речь идет о заведомо менее производительном труде работающих пенсионеров и частичной занятости женщин с маленькими детьми.

Поэтому для нивелирования разницы в рентабельности труда в разных отраслях и у разных групп работников во всем мире и в России создана и широко используется система налоговых льгот. Пора сделать их привычным финансовым инструментом и для здравоохранения.

дефицит кадров, налоги
Источник: Vademecum

Евгений Шляхто: «Все устроено так, что особенно далеко ты от проблем не спрячешься»

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare