27 Июля 2024 Суббота

«К полной продаже компании мы не готовы»
Дарья Шубина Мединдустрия
3 ноября 2016, 11:10
Фото: www.facebook.com
10523

Основатель сети клиник «Семейная» Константин Симкин – о том, с чего начинался и куда пришел его медицинский бизнес

Выросшая из стоматологии сеть многопрофильных клиник «Семейная» до сегодняшнего дня не попадала ни в один отраслевой рейтинг – скорее всего, потому, что исследователи рынка медуслуг не могли обна­ружить взаимосвязи предприятий холдинга, а их консолидированных финансовых показателей в откры­тых источниках никогда не существовало. Аналитический центр Vademecum не только вычислил этого оператора, но и смог приблизительно оценить обороты сети, состоящей из 9 поликлиник, 12 стоматоло­гий «Дента‑Эль» и одного хирургического центра: в 2015 году выручка компании превысила 2 млрд руб­лей. О том, насколько справедливы оказались наши предположения, мы спросили основателя холдинга Константина Симкина.

«Я ДУМАЛ, ВРАЧА ВЫБИРАЮТ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ»

– Первую стоматологическую клинику вы открыли еще в конце 90-х. Вы как-то были связаны с этой сферой?

– В медицинский бизнес, как и многие, попал случайно. Зубами никогда не страдал, но «вось­мерка» периодически обострялась, давила на седьмой зуб. И вот я обратился к одному то­варищу, спросил, где он лечит зубы. Оказалось, что наш с ним одноклассник Дмитрий – сто­матолог. Я поехал к нему. С зубом разобрались, решили встретиться и пообщаться – не виде­лись много лет. А потом он предложил мне вло­житься в стоматологическую клинику. У меня эта идея вызывала, конечно, сомнения. Я думал, что врача или клинику выбирают по рекомендации, а не по рекламе. Но все-таки согласился, привлек партнеров. Управлять этим бизнесом никто из нас не собирался, нам тогда было чем заняться.

– А чем вы тогда занимались?

– Таможенной очисткой – обеспечивали ввоз импортных товаров в страну, сейчас это называет­ся «таможенный брокеридж». От медицины были очень далеки, но согласились стать инвесторами. У нас было помещение на улице Академика Ко­ролева, там и решили клинику открыть. Купили три корейские стоматологические установки в ка­ком-то бомбоубежище в Солнцево. Они, конеч­но, кондовые были с виду, но сильно отличались от советских и долго нам прослужили. В общей сложности вложили в этот проект примерно $30 тысяч, деньги по тем временам приличные. Надо признать, мы тогда знать не знали ни про лицензии, ни про какие-либо требования – пер­вый опыт. Пока к нам не забрела тетенька из СЭС и не спросила: «А где у вас лицензия, ребята?» Помогла, сориентировала, где и как ее получить. Клиника начала приносить деньги, хоть и распо­ложена была странно – не в проходном совсем месте, во дворе. Потом открыли вторую клинику, на Полежаевской. Это был другой формат – сосед­ство с метро, высокий трафик, и там она разрос­лась достаточно быстро. Клиника быстро загру­зилась, и мы стали расширяться. Когда открыли четвертую или пятую клинику, Дмитрий вышел из бизнеса.

– Почему?

– Его начали напрягать объемы. Я хотел раз­вивать сеть, а ему интереснее было делать авторский проект. И он его сделал – сначала это была стоматология, которая затем выросла в поликлинику. Мне же пришлось брать все в свои руки, что в мои планы совсем не входило. Формат работы был выбран следующий: отно­сительно дешевая ортопедия и дорогая терапия. Люди шли на протезирование очень хорошо. В ортопедии важнее всего выбор конструк­ции, качество обточки и снятие слепка. Как оказалось, у нас в стране не так мно­го ортопедов, которые могут качественно снять слепок. Казалось бы, такая простая штука, но нет. Мы сделали упор на контроле качества работы врачей и даже открыли зуботехниче­скую лабораторию. Намучились с ней: с одной стороны, это медицина, а с другой – чистое производство. Зато сегодня мы на 60% работаем на внешних заказчиков, и лаборатория наша – одна из крупнейших в стране: 50 рабочих мест в смену.

– Что побудило вас обратиться к поликлиническому формату? Как и когда появилась первая клиника «Семейная»?

– В 1998 году, но первая клиника была непол­ноценной: там вели прием гинеколог, уролог, терапевт, офтальмолог, была УЗИ-диагностика. Просто мы тогда купили у города объект на Сход­ненской, по площади он был больше, чем тре­бовалось для стоматологии. Вот и попытались совместить ее с другими популярными профиля­ми. Вроде и направления были востребованными, но проект получился дохленьким. Пациенты тогда не готовы были платить терапевтам, да и мы не понимали, как зарабатывать в общей медици­не, из чего складывается стоимость услуги. Это в стоматологии все четко. Ну что делать, пошли смотреть на рынок. А на рынке были только ЦЭЛТ и ОАО «Медицина», да перинатальный центр на Севастопольской.

– Изучение конъюнктуры помогло?

– По крайней мере стало понятно, что поликли­ника должна быть рассчитана как на взрослых пациентов, так и на детей. Педиатрия – это в принципе безрисковый проект. Через детей мы получаем доступ к родителям, бабушкам и дедуш­кам, а сама по себе она ничего не стоит. Нужны врач, кабинет и кушетка, а оборудование, если что, можно использовать и взрослое. Этот формат в итоге сложился, стали расширяться в амбулатор­ном сегменте, а несколько лет назад я понял, что нам нужен стационар.

«СТАЦИОНАР – ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНИТЬ ПАЦИЕНТОВ»

– Зачем? Амбулатории – это ритейл, вложения, в отличие от инвестиций в стационар, быстро окупа­ются. У вас были лишние деньги?

– Я понял, что стационар – это возможность привлечь к сотрудничеству врачей принципи­ально другого уровня. Например, оперирующий гинеколог всегда интереснее, чем амбулаторный. Ведение беременности – хорошая штука: за клиникой закреплены мама, ребенок и так далее, но мы все-таки не «Мать и дитя», у нас объем таких услуг скромный. А потоки пациентов условно гинекологических – колоссальные. В ка­ждой нашей состоявшейся клинике работают порядка пяти гинекологов, и у каждого загрузка не менее 75%. Но все равно, когда у них появилась возможность оперировать, все изменилось. До этого врачи выявляли заболевания и либо сами оперировали пациентов на базе городской больницы, либо направляли к кому-то. Это не очень удачная история, с какой стороны ни посмотри. Со стационаром у врачей появилась возможность оперировать на собственной базе, а у нас – возможность сохранить пациентов и повысить собственный статус. Понятно, что быстрого экономического эффекта от стациона­ра ждать не приходится.

– Сколько вложили в этот проект?

– Около 150 млн рублей. Основная часть инвести­ций – в оборудование. А еще пришлось здание – объект культурного наследия – реконструировать и реставрировать, нужно было сохранить лестницу и художественные композиции на потолке в двух залах. Долго не могли найти проектировщика, в итоге я сам, взяв нормы и требования, все и спро­ектировал. Я же строитель по образованию, так что для меня это оказалось не так трудно. Получилась небольшая, в 2 тысячи кв. м, клиника, организован­ная по европейской модели, когда палаты на первом этаже, а все операционные процессы – на втором. Хирургам и пациентам нравится.

– А как в клинику семейного профиля вписалась пла­стическая хирургия?

– Честно говоря, я вообще не хотел в этот сег­мент идти. Этот рынок сформирован уже давно, и конкуренция на нем довольно высокая. Есть врачи и клиники, которые прокачивают через себя существенные объемы операций. Да и формат у нас, действительно, не совсем подходящий. Просто на том этапе, когда мы формировали стационар, жизнь свела меня с академиком Николаем Милано­вым. Мы как-то быстро с ним сошлись – буквально за две встречи. И под него этот формат готовили. С таким знаменем, как Николай Олегович, мы лег­ко могли на рынок заходить, потому что он – лич­ность известная, глава всех возможных профильных обществ, да еще и главный пластический хирург страны. Он тогда как раз уходил из РНЦХ и пото­му искал клиническую базу. В 2014 году, когда мы, наконец, открыли клинику, он, к сожалению, ушел из жизни. С нами осталась его команда, которую возглавляет Дмитрий Мельников. Первые два года было непросто, но сейчас вложенные силы и сред­ства принесли результат: по оценке вашего аналити­ческого центра, мы в пятерке крупнейших клиник по этому профилю.

«НИКТО НЕ БУДЕТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ДМС В КРИЗИС»

– Какие направления доминируют в обороте стационара сегодня?

– Травматология и ортопедия – на них приходится 21% операций, за ними следуют гинекология, онкология и гастро-абдоминальная хирургия, пластическая хирургия и так далее. Серьезно думаем о развитии урологии. Уже нашли врача – лидера направления, это известный на рынке доктор, пока не могу назвать его имя. В следую­щем году планируем поучаствовать в реализации программы госгарантий по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи  – заявили для ста­ционара объемы на 70 млн рублей, но сколько дадут – неизвестно.

– Как активно вы работаете в ДМС?

– Договоры у нас есть со всеми ведущими страховыми компаниями. Примерно 18% от общего пациентского потока составляют застрахованные по ДМС в «Семей­ной» клинике и 44% – в «Дента-Эль». Мы выстроили свою работу так, что страховые компании довольны, насколько они могут быть довольны в принципе. Страховщики сейчас находятся в трудных условиях и стремятся сократить расходы, это можно понять.

– То есть в их чек вы укладываетесь? Сегодня москов­ские частные операторы говорят, что все чаще концен­трируются на работе с физлицами и уходят от ДМС.

– Рентабельность в ДМС – это просто вопрос контроля врачей, ресурсы для оптимизации расходов еще есть. И структура ДМС-пациентов, и наполнение программ разные. Зато всегда можно спрогнозировать выручку, плюс это дополнительная реклама и реко­мендации. Если клиники говорят, что уходят от ДМС, не верьте. Скорее всего, это не они от ДМС уходят, а ДМС уходит от них. Никто не будет этого делать, тем более в кризис. Это какие-никакие, да деньги.

– Какие изменения произошли на столичном рынке медуслуг за 2015-2016 годы?

– Пока глобальных изменений не видно, никто с рынка не ушел и новых игроков тоже нет. Могу отметить, что в начале 2015 года мы наблюдали замедление роста, но с конца прошлого года и до на­стоящего момента мы наблюдаем устойчивый рост по всем основным финансово-экономическим пока­зателям. Люди не готовы отказаться от качественных медицинских услуг, и поэтому на фоне снижения доступности медицинской помощи в рамках ОМС многие граждане вынуждены перераспределить свои расходы в пользу коммерческих медицинских организаций. Кроме того, благодаря экономической ситуации возросла доступность объектов недвижи­мости как с точки зрения аренды, так и покупки.

– Кстати, о недвижимости. Что у вас за тяжбы в арби­траже с Департаментом имущества Москвы?

– По аренде и выкупу помещений мы с городом работаем давно. Но то, что происходит в последнее время, не поддается никакой логике. В Департаменте имущества правая рука не знает, что делает левая. Из-за этого недавно мы чуть не потеряли один из на­ших объектов. Ситуация такая: идет процесс выкупа объекта, мы находимся с департаментом в активной переписке, уже на 90% все согласовали. Тем време­нем в другой части департамента кто-то решает, что у нас есть задолженность по аренде, и подает в суд иск о расторжении договора. Таких случаев было много, и не только у нас. В Ассоциации частных кли­ник Москвы многие с этим сталкиваются. Зачем во­обще выкупать помещения? Чтобы не иметь дел с де­партаментом и не рисковать объектами, в которые вложено столько сил и средств. А суды нынешние связаны с тем, что мы не можем договориться о цене выкупаемых площадей. Но у нас решительные пла­ны – выкупить все наши объекты у города.

«ЕСТЬ ПРИМЕРЫ НА РЫНКЕ, КОГДА КЛИНИКИ ОЦЕНИВАЛИСЬ И В 17 EBITDA»

– «Семейная» – московская сеть. Как в ней появился рязанский филиал?

– Нас туда пригласили местные предприниматели, у них был объект и нужны были профильные партне­ры. А мы как раз хотели развиваться. Плюс в Рязани есть медицинский вуз, значит, доступ к кадрам. Мно­гопрофильных клиник там не было, поэтому бизнес стал очень быстро развиваться, несмотря на то что цены на наши услуги самые высокие в городе (притом что они в два-три раза ниже, чем в Москве). Такая динамика в столице была только в «нуле­вые» годы. Рязанская клиника ко всему прочему дает некоторый поток пациентов для стационара.

– Планируете продолжить экспансию в регионы?

– Да, хотя в регионах, конечно, специфика выхо­да на рынок и ведения бизнеса сильно отличается от московской. Нас интересуют разные регионы, например, Нижний Новгород. Также есть интерес к Северному Кавказу. Мы готовы инвестировать сами, но рассматриваем и возможность работы с местными партнерами.

– Кстати, о выручке – какая она у холдинга «Семей­ная» + «Дента-Эль»?

– Мы не раскрываем этот показатель, мы непублич­ная компания.

– У нас есть информация, что совокупный оборот ваших клиник в 2015 году – около 2 млрд рублей.

– Ну, хорошо, пусть это будет ваше предположение.

– Новых инвесторов намереваетесь привлекать?

– Да, разговоры о частичной продаже компании были, но 2014 год нам помешал. Мы не против, но все зависит от предложения. Даже сейчас у нас идет переговорный процесс, но к полной продаже компании мы не готовы.

– Как, на ваш взгляд, в нынешних условиях оценивается медицинский бизнес в России? Есть мнение, что адекват­ный мультипликатор – от двух до четырех EBITDA.

– Есть примеры на рынке, когда клиники оцени­вались и в 17 EBITDA. Тут важно, что продается и в какой момент времени. Сейчас многие «про­даются», но что из этого выйдет на этом рынке – еще вопрос. Вы знаете, я недавно обсуждал этот момент с коллегами-израильтянами, так вот они считают, что вне зависимости от места расположения и размеров актива максимальная оценка в нашей отрасли – 7 EBITDA. Хотя я думаю, что 10, но с учетом текущей экономической ситуации важность мультипликатора уже не имеет решающе­го значения. 

семейная, дента-эль, частная клиника, москва, стоматология, многопрофильный медцентр, сеть клиник, миланов, дмс, омс, симкин, бранд, инвестиции, коммерческая медицина
Источник: Vademecum №20, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении