В 2013 году на российском рынке пластики груди объявился последний, еще не представленный здесь участник мирового ТОП10 производителей эндопротезов – бразильская компания Silimed. В ответ конкуренты усилили направление продаж, увеличили затраты на рекламу и медицинский «туризм» для врачей. «Силиконовых» производителей привлекают перспективы отечественного рынка: объем закупок российскими клиниками грудных имплантатов растет на 15–20% в год, а их установка занимает 60% от всех проводимых пластических операций.
ВЫПУКЛОСТИ ПО-БРАЗИЛЬСКИ
Марку Silimed, занимающую 11% мирового рынка эндопротезов молочной железы, знает каждая бразильская семья. Помимо имплантатов разных частей тела для женщин, компания предлагает целую линейку продуктов для мужчин (имплантаты грудной мышцы, голени) и детей (фиксаторы для ноздри, имплантат мочевого пузыря). «В Бразилии круглый год тепло, все ходят в открытой одежде или купальниках, и, конечно, там настоящий культ пластической хирургии. Как рассказывают бразильцы, есть даже традиция – дарить девушке на совершеннолетие операцию по увеличению груди или ягодиц», – рассказывает менеджер отдела продаж компании «Рэдекс» (эксклюзивный дистрибьютор Silimed в России) Зухра Вахидова. Если «хитом» пластики для бразильских женщин всегда были операции по установке ягодичных имплантатов, то в России наибольшей популярностью пользуются эндопротезы молочной железы. «Это самое распространенное направление операций пластической хирургии. Поэтому выход на российский рынок Silimed начал с продаж именно грудных имплантатов», – поясняет дистрибьютор.
В прошлом году компания «Рэдекс» получила лицензию Росздравнадзора на продажу целой серии продуктов своего бразильского партнера: эндопротезы с текстурированной поверхностью и полиуретановым покрытием, круглой и анатомической формы. Причем круглые имплантаты от анатомических, объясняет Вахидова, отличает большой объем в верхней части груди, придающий зоне декольте больше «пышности» – такие протезы, например, носит Памела Андерсон. Анатомические протезы позволяют максимально учесть все особенности пациентки и могут быть двух профилей: каплевидные и конусовидные. Ноу-хау, с которыми Silimed выходит в Россию, – конусовидные имплантаты с полиуретановой поверхностью. «В России сейчас распространена «текстура», и полиуретановые имплантаты используют, как правило, для повторных операций, – рассказывает Зухра, – а мы предлагаем клиникам использовать такие имплантаты уже при первичной установке – их применение исключает риск развития капсулы вокруг имплантата, деформирующей грудь, а также смещения и ротации протеза».
До этой осени сотрудники «Рэдекс» изучали российский рынок имплантатов: знакомились с пластическими хирургами, узнавали потребности пациенток и формировали склад протезов, активные продажи начали в сентябре. Сейчас российская база Silimed включает более двух тысяч пар имплантатов разного размера, формы и поверхности, а продажи составляют сотни протезов ежемесячно – как в московские клиники, так и в регионы. «В следующем году мы планируем увеличить этот объем втрое», – обещает Зухра Вахидова. Начало работы с имплантатами Silimed подтвердили пластический хирург медицинского центра «Биос» Андрей Ворошкевич и хирург клиники Platinental Антон Захаров.
Масштаб инвестиций в проект представители «Рэдекс» не разглашают, но говорят, что основные средства в первый год были направлены на формирование склада, промоактивность, участие в профильных конференциях. Директор по маркетингу другого производителя имплантатов, Allergan CIS SARL Наталья Гаврилова говорит, что для выхода на российский рынок новому игроку необходимы «сотни тысяч долларов». А топ-менеджер еще одной компании, оперирующей на российском рынке эндопротезов молочной железы, отмечает, что инвестиции в первый год должны составлять не меньше $1 млн.
Имплантаты Silimed появляются в России уже во второй раз. В начале 2000-х годов для выхода на европейский рынок компания создала совместное предприятие с немецким дистрибьютором Polytech – Silimed-Polytech, которое поставляло бразильские имплантаты в том числе в Россию. Однако пять лет назад СП распалось: Polytech стал производить эндопротезы под собственным брендом и, конечно же, самостоятельно продавать их в Россию, а Silimed на пять лет «выпала» из поля зрения отечественных пластических хирургов.
ЗЕЛЕНЫЕ ЕЩЕ
Сейчас закрепиться на российском рынке грудных имплантатов бразильцам будет уже не так просто – за это время сюда уже вышли все их основные мировые конкуренты. Почти 80% закупок эндопротезов в России контролируют компании Mentor и Allergan, каждая из которых, по данным Международного общества пластической хирургии (ISAPS), контролирует около трети мировых продаж имплантатов. Оставшуюся долю делят между собой эндопротезы молочных желез компаний GC Aesthetics, Arion и других крупных зарубежных игроков.
Отечественное производство имплантатов в России не прижилось. Пластический хирург Максим Осин вспоминает, что первые попытки производства имплантатов предпринимались еще в советское время. «Но эти установки почти в 100% случаях давали фиброз и другие осложнения, и эксперименты не получили продолжения», – говорит хирург. Его коллега, генеральный директор Академической клиники эстетической хирургии Сергей Наседкин рассказывает о другой практике российских производителей: «Был период, когда на рынке появлялись покрашенные зеленкой отечественные имплантаты, но продавались они как продукция французской компании Arion». При запросе «имплантаты отечественного производства» поисковики выдают сайт Rostgrudi.com. Но на самом деле автор этого ресурса Светлана Пархоменко предлагает посетительницам не протезы, а курс «Быстрый рост груди: методика и рекомендации» без операций и таблеток. Стоимость курса составляет 1235 рублей. При этом вдогонку к диску с комплексом упражнений покупательницы получают еще четыре бонуса: электронные книги «Возбуждающий танец», «Искусство любви» и «Искусство эротического массажа». «Я верну вам деньги в полном объеме, если в течение трех месяцев вы не почувствуете ощутимый рост груди!» – обещает Пархоменко. Впрочем, расклад удач и рекламаций по ее методике – тема отдельного исследования.
Российский «силиконовый пирог», в разделе которого не участвуют отечественные игроки, по данным компаний-производителей, в прошлом году оценивался примерно в 15–20 тысяч операций и в сумму около $20 млн (средняя цена одной пары имплантатов составляет около 1 тысячи евро). Операции по установке эндопротезов молочной железы – самое распространенное направление деятельности пластических хирургов. «У нас они на первом месте по популярности и составляют около 60% ежегодно проводимых операций», – отмечает представитель омской клиники пластической хирургии «Гармония». С коллегой соглашается и работающий в Москве Максим Осин: «Это операция, которая неподвластна кризисам и дефолтам. Что бы ни происходило в стране, российские девушки всегда хотят иметь красивую грудь. Установки грудных имплантатов клиники проводят практически каждый день. При этом такую операцию может позволить себе любая среднестатистическая россиянка: разброс стоимости такой операции варьируется от 100 тысяч до 1 миллиона рублей, но средняя цена составляет около 200 тысяч».
По оценкам Натальи Гавриловой из Allergan CIS SARL, темпы роста рынка закупок грудных эндопротезов находятся сейчас на уровне 15–20%, при этом сегменту еще далеко до насыщения. «У России огромный неиспользованный потенциал в этом направлении. Сейчас уровень информированности пациенток об операциях пластической хирургии довольно низок. Только 10% из них после консультации с врачом о потенциальной возможности установки имплантата возвращаются в клинику снова, чтобы сделать операцию. Многие очень хотят увеличить грудь, но опасаются последствий», – отмечает Гаврилова.
Особенности потребления грудных имплантатов в разных странах
PIP-АЖИОТАЖ
Рост конкуренции на российском рынке грудных имплантатов заставил международные компании увеличивать активность в этом сегменте в последние два года. Например, мировой лидер в производстве эндопротезов для груди Allergan за это время перестал работать со своим эксклюзивным дистрибьютором в России – компанией «Здоровье семьи» – и открыл собственное представительство. В финансовом отчете Allergan за 2012 год говорится, что инвестиции в создание дистрибуционного подразделения составили $300 тысяч. «Решение открыть представительство в России было принято на международном уровне и связано с ростом российского бизнеса компании Allergan, причем в направлении продаж не только эндопротезов молочной железы, но также ботокса и других продуктов компании», – поясняет Наталья Гаврилова.
Компания НИКЕ-МЕД, дистрибьютор грудных имплантатов GC Aesthetics, в текущем году значительно усилила направление продаж имплантатов Nagor. «Этот бренд присутствует на российском рынке с 2009 года, но все это время упор делался на эндопротезы Eurosilicone, а на Nagor приходились только единичные продажи. С этого года мы увеличили поставки Nagor в клиники в разы», – рассказывает представитель НИКЕ-МЕД Фариза Дзугаева. По ее словам, чтобы увеличить спрос на имплантаты, помимо усиления рекламной и PR-активности, дистрибьютор проводит «обширную обучающую работу» с кафедрами специализированных институтов, организовывает поездки врачей за границу, показательные операции и благотворительные акции по предоставлению бесплатных имплантатов. Успеху российского бизнеса радуется и генеральный директор компании GC Aesthetics Ayse Kocak, единственная женщина-руководитель в мировой индустрии производства эндопротезов молочной железы. «Это огромный успех. Наши продажи в России растут!» – отметила она в своем блоге после поездки в Россию в ноябре.
Дополнительный повод напомнить о себе производителям эндопротезов молочной железы предоставил скандал с французской компанией PIP (Poly Implant Prothese), имплантаты которой были признаны опасными для здоровья, поскольку в их производстве использовался промышленный силикон. Если в мире доля продуктов компании на рынке эндопротезов молочной железы составляла около 8%, то в России, по оценкам пластических хирургов, она была незначительной и не превышала 1-2% продаж. Но конкуренты нашли способ использовать скандальный уход с рынка французского производителя в маркетинговых целях.
В прошлом году на сайтах многих российских клиник пластической хирургии появились объявления: «Меняем имплантаты PIP на современные имплантаты нового поколения», «Замена имплантатов PIP предлагается по льготным ценам!» и тому подобное.
Дистрибьютор эндопротезов молочной железы Mentor компания «Кловермед» совместно с четырьмя клиниками пластической хирургии запустила на провале PIP акцию, которую они называют социальной. «Поскольку российское законодательство не поддержало женщин, установивших такие имплантаты, мы решили сделать это сами, – рассказывает руководитель отдела рекламы компании Екатерина Маланина. – Мы заключили партнерское соглашение, по которому предоставляли клиникам имплантаты Mentor для таких операций со скидкой, а они, в свою очередь, проводили замену пациенткам имплантатов PIP со скидкой в 30%. Акция длилась до конца прошлого года, но не носила массового характера». Представитель омской клиники «Гармония» говорит, что акция по замене имплантатов PIP, которая началась в декабре прошлого года и проводилась совместно с российским дистрибьютором эндопротезов Polytech компанией «Бонамед», не привлекла ни одной пациентки. «Мы провели только одну такую операцию – женщине, которой имплантаты PIP поставили еще 17 лет назад. Многие пациентки из тех, у кого стоят эти эндопротезы, не видят в этом проблемы и не меняют их. Но, конечно, такие разовые акции клиник и производителей привлекают внимание к конкретному бренду или хирургу», – резюмирует Сергей Наседкин из Академической клиники эстетической хирургии.
ЗАБЫТАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Одна из малоосвоенных производителями и дистрибьюторами грудных имплантатов ниш в России – реконструктивная хирургия после удаления злокачественной опухоли молочной железы. Сейчас не более 10% от общего количества операций по установке грудных имплантатов проводится для пациенток государственных и частных онкологических клиник. При этом представители самих онкоцентров считают, что сейчас на этом рынке с долей более 50% лидируют эндопротезы Mentor. Екатерина Маланина из «Кловермеда» подтверждает, что работа с государственным сектором – одно из важных для компании направлений.
Пресс-секретарь Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН Наталья Загорская говорит, что центр работает с рядом производителей и дистрибьюторов имплантатов, в том числе Mentor, как при проведении реконструктивной хирургии после удаления опухолей, так и профилактической мастэктомии. «Мы пока единственное в России учреждение, у которого есть государственный сертификат на проведение профилактической мастэктомии – операции, ставшей известной во всем мире благодаря Анжелине Джоли, – отмечает Загорская. – В год мы проводим около 50 таких операций, и для многих из пациенток восстанавливаем молочную железу, закупая протезы у крупнейших производителей».
По словам представителей компаний-производителей, рост государственных закупок грудных имплантатов в этом году стал реакцией на изменения в системе ОМС. Если раньше реконструкция молочной железы после удаления раковой опухоли относилась к видам высокотехнологичной медицинской помощи и проводилась по квотам, то теперь она вошла в перечень клинико-статистических групп базовой программы ОМС. Изменение тарифов, утверждают дистрибьюторы имплантатов, привело к значительному росту операций по реконструктивной хирургии в онкоцентрах. «Мы проводили интервью с главными врачами и выяснили, что в этом году пациентки идут на реконструктивную хирургию уже примерно в половине случаев», – говорит Екатерина Маланина из «Кловермеда».
Президент томского НИИ микрохирургии ТНЦ СО РАМН Владимир Байтингер подтверждает, что изменение модели финансирования этого вида медпомощи повлияло на деятельность и его института. «Мы никогда не работали с квотами и раньше проводили не более одной-двух операций реконструктивной хирургии в месяц, а теперь их количество выросло до пяти-семи операций ежемесячно», – говорит он.
Правда, Байтингеру для его операций не нужны эндопротезы молочной железы – еще с 2000-х годов он применяет альтернативный способ реконструктивной хирургии: пересадку мягких тканей с других частей тела пациенток. «Например, если у пациентки есть лишние ткани на брюшной стенке, то мы их забираем и делаем контур молочной железы. Таким образом убиваем двух зайцев», – объясняет хирург. Но, несмотря на отсутствие необходимости в эндопротезах, финансирования ОМС на такие операции институту все равно не хватает. «В нашей области тариф на такую операцию составляет 50– 60 тысяч рублей, в то время как ее реальная стоимость достигает 130 тысяч. Чтобы сэкономить, мы сокращаем койко-дни: после пяти дней необходимого пребывания в стационаре выписываем пациенток и лечим их амбулаторно», – делится опытом оптимизации томский хирург.