Нынешний год, очевидно, запомнится несколькими слияниями крупных аптечных сетей. Но главное из них можно назвать уже теперь – объединение A.v.e Group и «36,6». К началу марта сделка прошла точку невозврата, и совладельцы A.v.e изо всех сил чистят новый актив. О старом мироустройстве в «36,6», промежуточных итогах ее санации и ориентирах объединенной компании на 2014 год в интервью VM рассказали совладельцы A.v.e Group Иван Саганелидзе, Владимир Кинцурашвили и Темур Шакая.
«МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С УДИВИТЕЛЬНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ В «36,6» – ОТРЯДОМ «ЗАКРЫВАЛЬЩИКОВ» АПТЕК»
– Московский кредитный банк передал вам в управление «36,6» в конце ноября. Всю зиму вы увлеченно санировали сеть. С офисными работниками вы обошлись без церемоний. Говорят, многих уволили. А кого оставили?
Иван Саганелизде: Остались единицы сотрудников из операционных подразделений. Зато из бухгалтерии «36,6» человек 150 работает теперь у нас. Пока мы не изменим ведение финансового и бухгалтерского учетов, не поставим его на позиции A.v.e, нам нужны все эти люди. Это специалисты опытные, привыкшие работать с другими нагрузками, в постоянном напряжении.
Но когда мы принимали «36,6», сразу было понятно, что не будет той синергии, какая была при объединении A.v.e и «Горздрава» [две сети объединили бизнесы в 2012 году; у объединенной компании четыре совладельца – Владимир Кинцурашвили, Иван Саганелидзе, Темур Шакая, Игорь Жибаровский. – VM]. Тогда все было просто: мы получили 30 менеджеров, 28 из которых – лучшие на дискаунт-рынке России. 257 аптек, которые входят в общероссийский TOП7, – это о чем-то говорит. Сделать 20 уникальных аптек, как «Самсон-Фарма», – это одно искусство, а сделать 200 таких точек, суметь мультиплицировать дискаунт-формат – совершенно другое.
Конечно, такого эффекта, в том числе и кадрового, как от слияния с «Горздравом», мы не получили. Тем не менее мы не испытываем дефицита в хороших специалистах.
Темур Шакая: Мы сохранили всех сотрудников, которые работают за первым столом. Большинство заведующих мы перевели в «кустовики», то есть повысили, некоторых оставили в ранге заведующих. Кого-то пришлось сократить. Всем сотрудникам «36,6» я лично сказал: «Как работа велась в «36,6» – это один стиль работы, как в A.v.e – совсем другой. A.v.e живет по системе «белка в колесе». Работаем с утра до ночи, но в то же время есть шанс развить себя, получить новые знания.
И.С.: Первостольники – дефицитная позиция, и мы их будем на руках носить. Мы сейчас работаем над мотивацией сотрудников, она будет лучше той, что была в «36,6».
– От офиса и склада компании вы отказались, большинство работников компанию покинули. А что вообще осталось от «36,6» – бренд и точки?
Т.Ш.: Мы взяли брендбук, который для «36,6» еще в 2000 году разработала McКinsey. Более того, часть из этого мы перенесем и на свои старые точки: в частности, стандарты, должностные инструкции и так далее. Все это было сделано на высшем уровне.
И.С.: Другой вопрос, что этим не пользовались, это не работало, а пылилось.
– Вернемся назад. 2007 год. «36,6» – самая большая компания на рынке, по уровню которой судят о том, как развивается вся отрасль. Как получилось, что за короткий срок эта монументальная структура оказалась на грани финансового краха?
И.С.: «36,6» создавалась по принципу пирамиды. Пирамиду можно создать финансовую, а можно, как показала практика, розничную. Бывшие владельцы [Артем Бектемиров и Сергей Кривошеев. – VM] однажды поняли, что структура неустойчивая, попытались все вернуть назад, сами закрыли более 500 аптек. Но и эта задача была обставлена очень корпоративно, с размахом «36,6». В штатном расписании сети в кризис появилось особое подразделение – отряд «закрывальщиков» аптек.
– Настоящий отряд?
Т.Ш.: В одном регионе мы нашли семь консультантов по закрытию аптек! Еще недавно я и представить не мог, что существуют подобные должности.
И.С.: Наверное, это хорошая идея, как все в «36,6». У команды был сумасшедший бюджет, людям платили премии за закрытие аптек! Это лишний раз подтверждает мои слова: «36,6» была монументальной пирамидой.
– Вы говорите, что «36,6» – пирамида. Но сделкой довольны.
И.С.: Мы очень довольны сделкой. Последние несколько лет мы искали деньги и слабые компании. От «36,6» мы получили и деньги, и слабую компанию. То, что мы ее в 2014 году поднимем, сомнений нет. Уже сегодня у нас есть все предпосылки: перебрендированные точки [в Москве и Московской области «Леко» перебрендирован в «Горздрав». – VM] показали средний рост по выручке в 40% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Просто на объект зашли наши спецы из «Горздрава», сменили вывеску, сделали другую планировку, изменили принципы поставки товара, отчетности. И вот аптека показывает рост выручки на 40%.
– Так, может, это сезонный фактор?
И.С.: Это никакой не сезонный фактор. К декабрю 2014 года мы однозначно удвоимся, причем лишь за счет перебрендирования. Если у нас в декабре прошлого года ежемесячная общая выручка на A.v.e, «Горздраве» и «36,6» была 2,1 млрд рублей, то к концу года она составила 4 млрд в месяц как минимум.
К счастью, мы были более чем готовы к объединению. У нас на рынке лучший формат дискаунтера, который мы сумели мультиплицировать. Чтобы создать 200 аптек-дискаунтеров, надо быть Шакая и Саганелидзе, без скромности. Сейчас придет Ладо [Владимир Кинцурашвили. – VM] – добавим и его, и Игоря [совладелец A.v.e Group Игорь Жибаровский. – VM]. Темур Константинович, а куда ты отправил Игоря?
Т.Ш.: Новые аптеки смотрит.
И.С.: Итак, что мы имеем: «Горздрав» дает рост к «Леко», но не факт, что на месте нынешней точки «36,6» мы тоже не откроем «Горздрав». Но, смотря на новые объекты, мы решаем, где будет «36,6», где A.v.e, а где «Горздрав».
«СЕМЬ ТОЧЕК В ГОРОДЕ, У КОТОРОГО С МОСКВОЙ РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ ПЯТЬ ЧАСОВ, – ЭТО НИ О ЧЕМ»
– Но это в Москве. А в каких регионах сохранится формат «36,6», в каких «Горздрав»?
Т.Ш.: В Питере, например, мы будем развивать «36,6». Мы посмотрели все наши аптеки там, они успешны.
– Но их мало. Почему?
Т.Ш.: Ну а как «36,6» там развивалась? Были предложения о покупке – они покупали. В Питере, видимо, предложений было меньше. Мне кажется, что бренд «36,6» для Санкт-Петербурга самый оптимальный: это красиво, приятно, хорошо, соответствует питерскому менталитету. Вообще, если нужен средний сегмент, то это «36,6». Мы отполируем этот бренд. «36,6» станет лучшим предложением в том числе для операторов торговых центров. Интересный мужчина может завоевать женщину харизмой, неинтересный должен делать дорогостоящие подарки. То же самое – сети. Чтобы войти в торговые центры, сети должны иметь что-то интересное либо перебивать нашу аренду. Но, предупреждаю, это скажется на маржинальности.
– Давайте теперь по другим крупным региональным дивизионам пройдемся. В Нижнем Новгороде какой формат будет приоритетен?
Владимир Кинцурашвили: В основном «Горздрав».
И.С.: Не факт, что мы не откроем там «36,6», когда нам дадут хорошее предложение или откроют торговый центр.
– Действующие аптеки в Нижнем, если я правильно помню, преимущественно в собственности?
В.К.: Да, только несколько помещений в аренде. Но вообще ситуация по «36,6» от региона к региону крайне неоднозначная. И в плане недвижимости, и в плане географии – где хватали, там и открывали. Между Башкирией и Восточной Сибирью у сети ничего нет, а потом раз – в Ангарске семь аптек. Трудно наладить логистику. Поэтому сейчас мы все, что покажется лишним, будем продавать. Правило простое: кто больше предложит, тому и продадим. А в Москве и Московской области будем, наоборот, открывать все новые точки.
– A.v.e – чисто московская компания, а «36,6» – как бы межрегиональный игрок. Какой у вас все же подход к региональному развитию, я не понял?
И.С.: Самая дальняя точка «36,6», мы уже говорили, в Ангарске. Естественно, мы будем стараться уходить из регионов, в которых небольшое количество точек, закрывать и продавать аптеки. Семь точек в городе, у которого с Москвой разница во времени пять часов, – это ни о чем. Невозможно объяснить, как можно управлять аптеками в количестве семи штук в далеком Ангарске из Москвы. Но из нас четверых пока никто не готов ехать туда и заниматься этим предметно. Нам есть чем заняться в регионах, более близких к Москве. Мы сейчас в Москве открываем, как и открывали, 15–20 объектов в месяц. Этот же подход мы хотим использовать в регионах, где у нас есть существенная доля, люди, опыт. Например, Уфа, Краснодарский край, Нижегородская область. Простая позиция – если в подмосковном городке аптеки дают нам на душу офисного сотрудника больше, чем в Ангарске, зачем нам открывать эти пять аптек за тридевять земель.
Т.Ш.: Пока рынок Золотого кольца свободный, идти куда-то дальше без необходимости – смысла нет. Но в то же время в тех регионах, где мы сильны, мы будем усиливаться, покупать местных игроков.
– Кому-то оферты уже сделали?
Т.Ш.: «Фармкомплект» (аффилированная структура ОАО «Нижегородская аптечная сеть») с нами в диалоге, например. Но мы им сделали обратное предложение – о возможности нашего невыхода на рынок.
– Хотите продать дивизион? Но подождите, вы только что сказали, что вам интересен нижегородский рынок для развития.
Т.Ш.: Нам все интересно. И если бы нам сделали предложение, от которого мы не смогли бы отказаться, то…
И.С.: Темур, мы торгуемся, это торг. А вообще 1 000 аптек сделаем в середине лета, просто как красивую цифру. Обязательно. Это при том, что большое количество аптек закроем или продадим местным операторам. Сегодня локальные сети эффективнее в регионах, они лучше умеют договариваться с дистрибьюторами на местах, у них есть какие-то тайные двери, входы и выходы.
Т.Ш.: Мы продаем возможность нашего невыхода в регион. По крайней мере в ближайшее время. Там, где мы развиваемся, мы все точки «36,6» перебрендируем в «Горздрав», за исключением аптек в крупных торговых центрах. До того как мы начали это делать, я вел беседу с владельцем одной крупной аптечной сети. Предложил ему купить наш дивизион. Он сделал встречное предложение по цене, но она нас не устроила, и теперь уже мы вышли к нему со встречным предложением – купить бизнес. И пусть поторопится, пока маржинальность не упала, пока проще продаться. Теперь уже он думает сделать нам предложение. Но цена на наш актив в регионе с учетом обстоятельств будет выше.
– Так жестко торгуетесь только в одном регионе?
Т.Ш.: Есть регионы, где владельцы локальных сетей достаточно быстро отреагировали и выставили предложение по приобретению. Это разумно. Сейчас, положим, в регионе у нас 10–15 аптек, а через месяц мы возьмем и удвоимся.
И.С.: Темур Константинович даже сейчас торгуется.
Т.Ш.: Я всегда говорю в открытую. Если мы будем входить в тот или иной регион, то там резко изменится ситуация. Когда сеть начинает экстенсивно расти, сразу появляется легкий дефицит на рынке труда, зарплатный фонд растет, меняются арендные ставки, поскольку мы будем брать по более высоким ставкам, нежели местный игрок. Быстрый выход крупной сети в небольшой город – это очень серьезно. Это не 50 аптек за два-три года открыть, это 50 аптек за два-три месяца.
«ТЕРЯТЬ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧТО ТАМ ВСЕ ПЛОХО, БЫЛО С НАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО»
– Как ход сделки по «36,6» оценивают в МКБ? Роман Авдеев [основной владелец банка. – VM] счастлив?
И.С.: Это вопрос к нему. Мы с ним лично почти не контактировали, всего одна встреча была в день сделки. Поговорили и поняли, что на многое смотрим одинаково. В МКБ много ответственных специалистов, с которыми мы работали. Но исходя из того, что мы все сделали по плану, что мы уже прошли разворот, думаю, он доволен.
– Разворот?
В.К.: У нас по соглашению был определенный срок, когда мы сделку можем развернуть назад, отказаться. Мы ведь не проводили due dilligence в «36,6». Мы лишь прописали параметры, не достигнув которых, мы могли бы развернуть сделку.
– То есть вы совсем неподготовленные выходили?
В.К.: Ну как – неподготовленные? Мы понимали, чувствовали, но due dilligence не делали. Поэтому и был параметр, что, если что-то окажется хуже наших ожиданий или выше наших сил, мы можем развернуть сделку.
– За «36,6», помимо вас, еще «А5» боролись. Они тоже не делали предварительный аудит?
В.К.: Нет. Мы с «А5» параллельно вели переговоры.
И.С.: Мы знали, в каком состоянии была сеть. Терять время на то, чтобы узнать, что там все плохо, было с нашей точки зрения нерационально.
В.К.: Мы торопились еще и потому, что «36,6» начала аптеки терять.
– Терять в каком смысле?
В.К.: Менеджеры «36,6» (на сегодняшний день бывшие) начали сливать информацию об аптеках, об условиях их аренды. Добивались, чтобы им повышали ставку аренды и писали от имени компании отказ от точки. Так, например, «Ригла» открыла свою тысячную аптеку в торговом центре «Мега» на площадях, где раньше сидела аптека «36,6». И отрекламировали широко, не постеснялись.
И.С.: Мы не стеснялись и тоже брали.
В.К.: «Ригла» специально рекламировала открытие, с помпезностью.
И.С.: Ладо, не наезжай на них сейчас, прошу тебя.
В.К.: А я и не наезжаю.
– Сколько точек вы получили от «36,6»? Сколько из них было в собственности?
В.К.: Всего было 650 аптек, чуть меньше 180 из них – в Москве и Московской области. В Москве в собственности было около 10 аптек, в регионах больше. Много непрофильных активов у «36,6» – какие-то склады, лесопилки.
– Какие еще лесопилки?
В.К.: Покупалась сеть, а у хозяина еще и лесопилка, и гараж. Он продавал все. Теперь мы распродаем все, что к аптеке не имеет отношения, в том числе и для погашения долга. Например, аптека занимает 100 кв. м, а площадь помещения – 300 кв. м. Излишек продадим.
– Вы сказали про долг – у «36,6» он огромный.
И.С.: Для одной розничной компании он огромный. А если его примерить не только к выручке одной «36,6», а трех сетей, с учетом A.v.e и «Горздрава», то соотношение будет, что называется, рабочее.
В.К.: Оно здоровое. Если посмотреть среднюю дневную выручку в ноябре, она была практически равная – 30 млн рублей. В феврале этот показатель составлял уже 40 млн. То есть по году вообще ничего критичного не останется.
– В сделке по «36,6» с вашей стороны участвовал Альфа-Банк. Только ли в качестве финансового консультанта?
В.К.: Это был чистый аутсорсинг. Альфа-Банк курировал инвестиционное соглашение, вел все переговоры. У нас в штате не может быть таких классных инвесторов, да и не нужно это розничной компании. Пока допэмиссия не произойдет, они нас сопровождают.
И.С.: Мы не обслуживаемся в Альфа-Банке: нет кредита, зарплатных проектов, инкассации.
– Как изменились ваши отношения с производителями?
В.К.: Никак.
– Они не обрадовались?
И.С.: Нет, потому что понимали, что им придется работать, как они работали с A.v.e, а не с «36,6». Даже неприлично говорить о том, что происходило в «36,6» Нельзя говорить! Многие поняли, что будет, как в UMG, почувствовали неизбежность…
Т.Ш.: Зачем так сгущать! Те производители, которые грамотно подходят к маркетингу, обрадовались, так как у них появилось больше возможностей для продвижения продукции. Те же производители, которые осуществляли коммерческий подкуп…
И.С.: Не будем про это. Для кого-то это уголовная статья.
Т.Ш.: …которые использовали нерыночные механизмы для продвижения продуктов. Вот им, соответственно, придется работать по-другому.
– А дистрибьюторы вас как встретили?
И.С.: Для меня было открытием, что корифеи оптового рынка столь беспомощны в регионах. Меня удивило, что не каждый национальный оптовик способен создать бездефектурный перечень в регионах.
В.К.: С дистрибьюторами проблема. Заставляют головные офисы работать с филиалами, то у них товара нет, то денег нет. Но мы покупать дистрибьютора не готовы, пока не примем решение об экспансии. Так не пойдем, потому что не контролируем совершенно процесс.
– Не контролируете развитие на региональных рынках?
В.К.: Не можем пока учесть все особенности. У меня был шок, когда я узнал, как в одном регионе местные игроки дистрибьюторов «прогибают». Один просит не грузить товар своему конкуренту, грозясь разрывом отношений. А его конкурент делает то же самое по отношению к нему в другом регионе. Дикари!
И.С.: Что ты сразу так! Хотя, правда, дикари.
– Ну это тот случай, когда никакого бизнеса, только личное.
И.С.: Не может быть этого личного.
– А у вас разве не было личного, когда вы пять лет назад из «А5» уходили? И уходили громко.
И.С.: Нет, не было. Мы не рушили компанию. Ничего во вред мы не делали им.
– Но совладельцы «А5» до сих пор вспоминают вас.
И.С.: Они-то [совладельцы «А5» – Роман Буздалин и Сергей Солодов. – VM] поняли, что без нас работать им сложно. Они-то поняли, что работать надо, а трудно, вот они и злые на нас. А нам без них легко. Я и не вспоминаю о них и не вспомнил бы, если бы ты не напомнил.