11 Декабря 2024 Среда

Франчайз вдвоем
Дарья Шубина Мединдустрия
13 июля 2016, 8:00
Лаборатория ИНВИТРО
Фото: Оксана Добровольская
7882

Когда сетевые операторы рынка медуслуг предпочитают поглощению партнерство

С начала нынешнего года действующие клиники и сторонние инвесторы из регионов стали проявлять небывалый интерес к франчайзингу состоявшихся медицинских брендов. Повышенное внимание к себе обнаружили даже те многопрофильные сетевые компании, которые никогда и не помышляли о подобном партнерстве. Заявки в адрес опытных операторов рынка медуслуг прилетают из самых разных концов страны – от Калининграда до Владивостока. Соискатели франшизы надеются без чрезмерных затрат войти на локальный рынок или укрепиться на ранее завоеванных позициях, сохранив при этом контроль над собственным бизнесом. Пусть за это и придется отдавать франчайзеру до 10% годового оборота. Vademecum решил выяснить, кто из брендовых медицинских операторов готов рисковать своим именем и выходить в новые регионы по необременительной франчайзинговой схеме.

Франчайзинг на рынке медуслуг развивается уже более 10 лет, наиболее успешно модель работает в сегменте лабораторной диагностики и специализированных центров. Пионером в использовании такого рода партнерства ради освоения новых территорий стала «Инвитро», запустившая франчайзинговую программу еще в 2005 году. На создание матрицы работы офиса лабораторной диагностики компания потратила тогда $10 тысяч, и схемой тут же заинтересовались независимые инвесторы и действующие игроки во множестве регионов. На июнь 2016 года у «Инвитро» в России и странах СНГ действовали 388 собственных подразделений и 463 франчайзи.

Опыт «Инвитро» скоро взяли на вооружение конкуренты – лабораторные службы «Хеликс», KDL, «Гемотест» и другие, предложившие рынку свои схемы франчайзинга. Попробовали себя в роли франчайзера и узкоспециализированные медицинские центры – например, представленная в России, Испании и Франции сеть клиник лазерной косметологии «Линлайн» или московская Клиника Бобыря, продвигающая авторскую методику лечения заболеваний позвоночника. Свои бизнес-модели и бренды предлагают сторонним операторам клиники похудения, эстетической медицины, стоматологии и так далее.

Франшиза многопрофильного центра, более сложная с точки зрения организации и контроля, тиражируется с гораздо меньшей интенсивностью, чем специализированные медицинские форматы. Первой освоить эту модель сотрудничества отважилась в 2008 году московская сеть клиник «Ниармедик», запускавшая с тех пор по одной франчайзинговой клинике в год (у «Инвитро», для сравнения, среднегодовая скорость передачи – 40 лабораторий). Сейчас у сети «Ниармедик» шесть своих клиник и восемь партнерских. «Когда мы начинали, в медицинской отрасли франшизы были только у «Инвитро». Но лабораторный бизнес проще уложить в понятную для франчайзи схему работы. Полноценную клинику выстроить сложно. Основная проблема – это контроль качества, собственнику иногда сложно одну собственную клинику контролировать, что уж тут говорить о сети франшиз», – рассуждает руководитель «Ниармедик» Олег Рукодайный.

Эпизодический интерес к франчайзингу проявляла ГК «Мать и дитя», открывшая в 2009 году партнерскую клинику в Иркутске. Но уже в 2013 году лидер рынка родовспоможения отказался от этого формата работы и выкупил 85% акций иркутского медцентра за 170 млн рублей. Сейчас у группы есть три франшизы в Киеве, но в России это направление группа не развивает: основатель и гендиректор «Мать и дитя» Марк Курцер предпочитает M&A или органический рост. В последние три года процесс передачи брендов и технологий стал немного активнее, но и сейчас франшизы предлагают не более 10 сетевых медпредприятий. Рискнувшие ввязаться в партнерства операторы многопрофильных клиник сформировали матрицы и программы взаимодействия, требования к соискателям (подробнее о существующих франшизах и их параметрах – в таблице «Роялти в кустах»). Франчайзеры смотрят на площадь клиники – она должна быть в среднем не менее 100 кв. м, предлагают заявителю инвестировать минимум 700 тысяч рублей в строительство или модернизацию и обещают, что проект окупит себя за два-три года. За технологии, бизнес-модель, бренд и кураторство франчайзеры намерены получать до 10% от годовой выручки франчайзи.

Роялти в кустах

Франчайзер Начало работы  франчайзи Инвестиции в оснащение клиники, млн рублей первый взнос, млн рублей Минимальная площадь клиники, кв. м Роялти, % от выручки Срок окупаемости
Ниармедик 2008 15–50 0,3 500 5–7 2-3 года
Открытая клиника 2015 От 0,7 От 0,26 100 От 5–7* Не более 4 лет
Мама, папа, я 2014 14,5 От 0,2 300 4 2-3 года
Лечу.ру 2009 От 2,5 0,5 80 7** 2-3 года
Di-центр 2014 0,8–2,5 0,25 60 *** От 1 года
Ви-Терра 2016 От 13 0,1 500 н/д 3-4 года
*по тарифу «Эконом» для вновь открывающихся и действующих клиник
**по тарифу «Стандартный»
***336 тысяч рублей в год
Источник: Vademecum

Кризис вызвал брожение на рынке медуслуг и умножил число желающих открыть клинику или модернизировать по чужому успешному образу и подобию действующий бизнес, в 2016 году активность соискателей необычайно возросла. Как утверждают опрошенные Vademecum франчайзеры, заявки к ним поступают чуть ли не каждый день из разных регионов – от Крыма до Дальнего Востока. «Около 40% из числа заявителей – это существующие небольшие клиники, а 60% – стартапы. Люди понимают, что работать на высококонкурентном рынке проще по готовой бизнес-модели, как уже существующие клиники, как и инвесторы поняли, что им стратегически выгоднее стать в своем регионе частью крупной сети, чем получить в ее лице зашедшего на локальный рынок конкурента», – поясняет мотивацию заявителей Евгений Бучковский, гендиректор компании «Медикал Групп», продающей медицинские франшизы.

_DSC4123.jpg
Фото: Оксана Добровольская

У малого бизнеса нет ресурсов и компетенций для создания такой модели, чтобы конкурировать с крупными местными игроками, говорит председатель совета директоров «Открытой клиники» Филипп Миронович: «Мы используем IT-систему «Робомед». Она является основой в нашей программе франчайзинга: позволяет отслеживать в клинике административные, медицинские, сервисные процессы, координировать всю работу, планировать закупки и расходы. Это позволяет нам сразу ставить клиники на «правильные рельсы», обеспечивая их владельцам эффективность бизнеса».

Свой партнерский пакет «Открытая клиника» максимально детализировала: за процент от прибыли франчайзи могут получить бизнес-модель и бренд, а за отдельную фиксированную плату дополнительные опции – колл-центр, обучение сотрудников и так далее. Повышение интереса со стороны региональных операторов отмечают и в сети «Медси», у которой собственной франчайзинговой программы никогда и не было. «Как правило, к нам обращаются средние игроки, которые имеют планы развития частной медицины у себя в регионе. Такие компании находятся на начальном этапе создания многопрофильных клиник, оказывающих амбулаторную и поликлиническую помощь. И их желание присоединиться к нам, как одному из лидеров рынка, вполне обоснованно. Построение бренда с нуля в нынешних экономических условиях – задача сложная, капиталоемкая и требует значительных временных затрат», – говорит директор департамента по работе с органами власти и спецпроектам «Медси» Константин Чистяков. По его словам, в перспективе «Медси», ориентируясь на опыт «родственной» компании МТС, планирует разработать свою программу франчайзинга, поскольку среди множества запросов о партнерстве порой встречаются вполне состоятельные. В числе таких заявителей – владикавказская сеть клиник «Семейная медицина», рассматривающая франчайзинг или работу в другом формате для укрепления собственных позиций на региональном рынке.

«Сегмент лабораторной диагностики, с которой начинался наш бизнес, во Владикавказе сейчас сильно развит – есть и «Инвитро», «Гемотест», и KDL, – рассказала Vademecum заместитель главного врача сети Юлия Цораева. – Поэтому мы сразу стали ориентироваться на амбулаторные услуги в сочетании с лабораторией. Сейчас у нас есть пять филиалов, но требуется отлаженная система бизнес-процессов, которую, как нам кажется, можно получить, сотрудничая с крупным медицинским брендом».

Зрелые медицинские операторы отвечают на заявочный бум более скрупулезным отношением к соискателям франшизы и, похоже, никуда не торопятся. «Открытая клиника», например, анонсировавшая программу франчайзинга в прошлом году, готовится заключить свой первый партнерский договор предстоящей осенью, а еще два таких проекта отнесены на февраль 2017 года. Правда, все их франчайзи площадью более тысячи кв. м находятся в Москве. «Клиника любого размера при подключении к франшизе становится частью нашей инфраструктуры. В результате пациентам открывается доступ к записи в любые наши клиники через облачный сервис. Конечно, перед тем как заключить договор, мы смотрим, как клиника работает, устраиваем регулярные проверки и требуем адекватного восприятия своих показателей. При этом выручка клиники для нас не принципиальна», – говорит Филипп Миронович.

Осторожничает и «Ниармедик». По словам Олега Рукодайного, былой заинтересованности в как можно большем количестве франчайзи у его сети сейчас нет, поэтому в девяти из десяти случаев соискателю отвечают отказом: «Мы тщательно выбираем партнеров, проводим аудит, проверяем, сможет ли клиника работать по нашим правилам. Не хочется рисковать брендом». С заметно большим энтузиазмом эксплуатирует модель саратовская сеть клиник «Di-центр», начавшая продавать франшизу с 2014 года и на сегодняшний день ведущая уже четыре партнерских проекта в Саратовской и Самарской областях.

Всплеск интереса одиночных операторов к раскрученным брендам иллюстрирует еще один недавний и уникальный в своем роде пример: в конце 2015 года от сети «Ниармедик» впервые отделился франчайзи, чтобы запустить собственную франшизу.
франчайзинг, медуслуги, франшиза, инвитро, гемотест, многопрофильный медцентр, ниармедик, кризис, клиники, лабораторная диагностика, сеть клиник
Источник: Vademecum №13, 2016

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»