ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ
18 Мая, 8:14
18 Мая, 8:14
56,74 руб
62,96 руб

«Российские страхователи полюбили трехлетние договоры ДМС»

Дарья Шубина
4 Апреля 2016, 19:52
929
Фото: Оксана Добровольская

Участники рынка добровольного медицинского страхования, показавшего в 2015 году двукратное сокращение темпов роста, ищут способы стабилизировать ситуацию в 2016-м. Как выяснило ЗАО «Марш – страховые брокеры», российская «дочка» крупнейшего в мире страхового брокера Marsh, помимо пересмотра объема программ и отказа от работы с «ценообразующими» клиниками, в список мер по оптимизации расходов страховщики добавляют долгосрочные договоры и включение профилактических опций в программу ДМС. О свежих тенденциях в отрасли и трудностях взаимодействия страховых компаний и клиник Vademecum рассказала вице‑президент ЗАО «Марш – стра­ховые брокеры» Светлана Певнева.

– В кризисный 2015 год взаимопонимание клиник и страховых компаний усложнилось не только с точки зрения роста цен на медуслуги, но и по наполнению страховых программ. Ваше исследование позволило начать предметный разговор на эту тему. Но все-таки, как по-вашему, так называемые приписки и необоснованные счета за лечение почему появляются? Это больше рабочие разногласия при согласовании планов лечения и объемов программ или желание клиник «подзаработать», навязав пациенту избыточные услуги?

Основной проблемой является несоответствие объема услуг, доступного по программе ДМС, плану лечения, который назначают врачи. Конечно, есть и внутренние установки в медучреждениях, которые пытаются заработать на пациентах за счет ДМС-программ, а врачи даже получают процент от оказанных услуг. Но более распространена именно первая проблема. Страховые компании опираются на мнение собственных врачей-экспертов, которые считают правильным один путь лечения пациентов, тогда как клиники считают, что план лечения должен составлять врач. Вот тут и проявляется несоответствие программы и выбранного плана лечения. Безусловно, страховая компания может действовать только в рамках объема услуг, включенных в программу.

– Какие случаи являются камнем преткновения? Президент ОАО «Медицина» Григорий Ройтберг приводил в пример ЭКГ при подозрении на инфаркт – по программе ДМС оплачивается только однократное исследование, тогда как необходимо делать повторный замер показателей.

– Классическим поводом для разногласий можно также назвать промывание миндалин. Врачи страховых компаний считают, что в период обострения хронических заболеваний глотки делать эту процедуру категорически нельзя. В клиниках же уверены в обратном. Или другой пример – исправление носовой перегородки. Некоторым пациентам искривленная перегородка действительно доставляет проблемы, но ринопластика в большинстве программ не входит в перечень страховых случаев. Кстати, с крупными клиниками, например, с такими как ОАО «Медицина», страховые компании зачастую заключают договоры на тот объем медуслуг, который они готовы предоставить по ДМС. Он отличается от стандартной программы ДМС, которую страховщики предлагают всем своим клиентам. Но и в этом случае возникают разногласия.

– А как насчет профилактических визитов? Это, конечно, не страховой случай, но в клиниках настаивают на необходимости такой опции для ДМС-пациентов.

– Надеюсь, вопрос включения профилактики в программы ДМС найдет решение в проекте закона «О ДМС», который пока не продвинулся дальше стадии разработки. Во многом этот закон именно поэтому очень ждут участники рынка. Профосмотры не имеют отношения к страхованию, но некоторые компании уже начали внедрять такую возможность для своих клиентов или планируют сделать это в нынешнем году.

В долгосрочной перспективе чек-апы действительно могут снизить затраты на ДМС. Люди банально лишний раз не будут бегать в клинику, будут с психологической точки зрения более спокойны и станут обращаться к врачу только при наличии реальных причин. Но в краткие сроки положительного эффекта от профилактических мероприятий достичь не получится. Это должна быть стратегия на три-четыре года. Коллектив будет постепенно оздоравливаться, а средний чек в клиниках и, соответственно, убыточность по договору ДМС в целом – снижаться.

– Какие еще тенденции, помимо профилактики, актуальны для рынка ДМС?

– Все больше компаний-страхователей выбирают долгосрочные – двух- и трехлетние – договоры ДМС. На более длительный период прогнозировать изменение цен и убыточность договора [частота страховых случаев, обращений в клиники по полисам ДМС. – Vademecum] совсем сложно, поэтому на пять лет почти никто договоры не заключает. У нас в портфеле больше двухлетних договоров, потому что в нынешних условиях их предпочитают международные страхователи. При этом фиксируется максимально возможное повышение страховой премии на второй год, без привязки к убыточности договора. Хотя есть и такая практика, когда размер премии страховщика привязывается к шкале убыточности. Но заранее спрогнозировать, а потом проверить убыточность клиент не может, так как это входит в сферу договорных отношений между страховой компанией и клиниками. Российские компании при этом полюбили трехлетние договоры. В основном этот формат выбирают клиенты группы «СОГАЗ». Этот страховщик может себе позволить долгосрочные отношения, так как он работает в структуре большого холдинга и, кроме того, держит долю рынка в 47%.

– Для каких корпоративных клиентов долгосрочный договор может быть выгодным?

– Это выгодно для компаний, по договорам которых наблюдается высокая убыточность, то есть тех компаний, сотрудники которых часто посещают врачей по ДМС. В этом случае страховщики повышают ставку по договору на следующий год. Поэтому сейчас, когда у большинства клиентов убыточность договоров достигает 100% и даже выше, долгосрочные договоры стали так популярны. Они позволяют компаниям, заключающим договоры по ДМС, заранее запланировать расходы на медицинское страхование. При этом если клиент понимает, что те 10% роста расходов по ДМС, которые были заложены в договоре на второй год, не устраивают его по финансовым причинам, он может провести тендер после первого года действия договора и выбрать другого страховщика.

Кроме того, сейчас весьма распространена такая модель, как аутсорсинг медицинской инфраструктуры крупных предприятий. Например, у клиента есть собственная медсанчасть или поликлиника, а у страховщика – ассистанская компания, которая берет в управление медицинский объект или обслуживает застрахованных сотрудников на базе собственной клиники – по договорам ДМС и по прямым договорам об оказании медуслуг. Здесь как раз срабатывают именно долгосрочные отношения – договоры заключаются минимум на пять лет. По такой схеме работают «Альфа-Центр здоровья», «Будь здоров» и другие.

Поделиться в соц.сетях
Bayer и ФРИИ отобрали лучшие стартапы в сфере цифровой медицины
17 Мая 2017, 18:30
В Новосибирске прошел флэшмоб против дефицита лекарств от ВИЧ
17 Мая 2017, 18:19
«Нацимбио» построит завод по производству вакцин в Уфе
17 Мая 2017, 18:09
Глава Novelion покинула совет директоров Novo Nordisk
17 Мая 2017, 18:04
Allianz: вызов врача на дом вместо очного приема оказался эффективным

В 70% случаях прием у терапевта в поликлинике можно заменить вызовом врача на дом. Такую меру посчитали эффективной в страховой компании Allianz, которая занимается продажей полисов ДМС корпоративным клиентам. Пилотный проект, в рамках которого был запущен соответствующий сервис, завершился в декабре 2016 года.

16 Мая 2017, 17:54
Девелопер Urban Group продал страховую компанию IIC

Девелопер Urban Group продал своего страховщика – компанию IIC – предпринимателям Давиду Аллабяну, Аре Арутюняну и Андрею Пимашкову. Новые собственники намерены трансформировать страховщика, до этого выполнявшего только внутрикорпоративные функции, ориентировав его в том числе на добровольное медицинское страхование. Объем инвестиций в проект составит порядка 1,5 млрд рублей. 

16 Мая 2017, 7:35
Павел Богомолов
Медицинский директор ГК «Медси»
«Не надо думать, что мы занимаемся только обслуживанием внутренних нужд АФК «Система»
3 Мая 2017, 8:31
Челябинский «Лотос» откроет 10 мини-поликлиник

Челябинский МЦ «Лотос» планирует организовать сеть из 10 амбулаторных филиалов, для клиентов которых будут действовать сниженные цены на медицинские услуги. Объем инвестиций в одну такую клинику составляет от 8 до 20 млн рублей.

24 Апреля 2017, 12:49
В Новокузнецке открылась частная клиника стоимостью 3,7 млрд рублей
20 Апреля 2017, 15:25
Воронежская сеть стоматологий построит 12-этажную многопрофильную клинику

Крупнейшая в Воронеже сеть стоматологий «Медицинская ассоциация «ЭРА» планирует построить многопрофильную клинику. Новое 12-этажное здание появится рядом с действующей клиникой сети.

18 Апреля 2017, 11:04
Владимир Зеленский
Директор МГФОМС
«Предельные объемы госзаказа уменьшаем с чистой совестью»
14 Апреля 2017, 19:43
«Медси» откроет клинику в бизнес-центре

ГК «Медси» откроет поликлинику в БЦ «Симонов Плаза» в Москве (здание расположено в 4 км от Садового кольца в деловом квартале «Симоновский»). Компания вложила в медучреждение более 160 млн рублей; планируется, что первых пациентов клиника примет в IV квартале 2017 года. 

12 Апреля 2017, 12:24
«Мать и дитя» разместит допэмиссию

На внеочередном собрании акционеров MD Medical Group, владеющей сетью клиник «Мать и дитя», 28 апреля будет принято решение о выпуске до 8,417 млн дополнительных обыкновенных акций номинальной стоимостью $0,08 за штуку. Учитывая текущую капитализацию компании, таким образом группа может привлечь дополнительные инвестиции в размере до $70–80 млн.

7 Апреля 2017, 11:55
Первая мини-поликлиника откроется в Москве в начале мая
Первая телемедицинская мини-поликлиника откроется в одном из торговых центров Москвы в мае 2017 года. Планируется, что в мини-поликлинике будет принимать врач общей практики, а проводить удаленные консультации будут врачи МГМУ им. И.М. Сеченова, сообщил заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Георгий Лебедев.
6 Апреля 2017, 15:43
Минфин хочет обязать медиков раскрывать врачебную тайну
5 Апреля 2017, 14:57
Прокуратура ЕАО опротестовала сокращение финансирования медицины
Прокуратура Еврейской автономной области (ЕАО) признала незаконными низкие объемы финансирования медуслуг в регионе, которые предусмотрены в бюджете на ближайшие три года, и требует привести их в соответствие с федеральным законодательством.
4 Апреля 2017, 16:26
ГК «Медси» завершила 2016 год с убытком почти в полмиллиарда рублей

АФК «Система» объявила годовые финансовые результаты своих дочерних компаний. Согласно отчетности, сети клиник ГК «Медси» удалось в 2016 году нарастить выручку на 14,4%, до 9,4 млрд рублей, но и чистый убыток увеличился до 499 млн рублей против 127 млн рублей годом ранее. В корпорации связывают этот факт с возросшими расходами на амортизацию и «отрицательным эффектом от переоценки валюты».

3 Апреля 2017, 13:57
Союз страховщиков разработал концепцию реформы ОМС
3 Апреля 2017, 7:38
Центробанк отозвал лицензию на ОМС у страховой компании «Согласие-М»
Банк России отозвал лицензию на оказание услуг обязательного медицинского страхования (ОМС) у медицинской страховой компании «Согласие-М», входящей в группу «Согласие». Решение принято в связи с добровольным решением компании об уходе с рынка ОМС и вступает в силу с 31 марта 2017 года, говорится в сообщении на официальном сайте ЦБ РФ.
31 Марта 2017, 15:48
Яндекс.Метрика