19 Мая 2024

Заласкали в лоскуты
Александр Раскин, Ольга Макаркина, Ольга Гончарова
21 октября 2013, 16:45
7677

Чем обернулось внедрение ЕГИСЗ для российских регионов

Информатизацию регионального здравоохранения IT‑компании, так или иначе задействованные в процессе, называют «лоскутной». Определение справедливо: на одних территориях система уже полностью функционирует, на других – заведена, но сбоит, на третьих – не завершены тендеры на работы первой очереди, которые должны были, по идее, финишировать в прошлом году. Во многих регионах не закончились судебные разбирательства по проведенным конкурсам. В то же время на пестром фоне невозможно не разглядеть двух лидеров внедрения региональных фрагментов ЕГИСЗ – «Ростелеком» и «Пост Модерн Текнолоджи».

Растянуть удовольствие

Впервые региональные власти задумались об информатизации здравоохранения еще в 2010 году, после выхода федерального закона №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В ст. 50 этого документа прописано, что региональные программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы включают внедрение современных информационных систем. Речь шла о переходе на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, телемедицинских системах, электронном документообороте и ведении электронных медицинских карт пациентов.

После утверждения концепции создания ЕГИСЗ своим приказом №364 от 24 апреля 2011 года Минздравсоцразвития поручило региональным властям разработать свои программы по внедрению системы, сопряженной с федеральными сервисами. Эти документы включали план первого этапа работ по ЕГИСЗ, который в соответствии с утвержденной концепцией нужно было реализовать в 2011-2012 годах. За этот период регионы должны были создать проектно-конструкторскую документацию, обеспечить ЛПУ компьютерной техникой, подключить их к сети Интернет, внедрить в медучреждениях сервисы системы, такие как, например, электронная карта и электронная самозапись. Параллельно с этим Минздравсоцразвития начало разрабатывать методические рекомендации по внедрению региональных фрагментов ЕГИСЗ.

Пробуксовки начались уже в первый год внедрения системы. Заместитель директора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС) Александр Гусев вспоминает, что региональные власти подготовили свои программы буквально вслед за публикацией приказа №364, но согласовывались они очень долго. «С одной стороны, программы должны были пройти визирование на нескольких уровнях: в органах исполнительной власти самого региона, федеральном министерстве, ФОМС, – рассказывает Гусев. – С другой – все время корректировались в связи с обновлениями в методических рекомендациях министерства».

Первый вариант «Методических рекомендаций по созданию регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» Минздравсоцразвития выложило на своем сайте в июне 2011 года, и три месяца, до момента утверждения в сентябре, они редактировались. О подписании программ информатизации первых 50 регионов директор IT-департамента Минздравсоцразвития Вадим Дубинин объявил только 12 октября 2011 года. Руководитель одного из региональных комитетов здравоохранения вспоминает еще одну немаловажную деталь: пока шла работа над «методичкой», представители министерства отправляли в регионы письма с указанием перенести сроки проведения конкурсов и освоение выделенных на информатизацию бюджетов. «По факту, деньги у нас уже были, но мы ничего не могли с ними сделать в течение нескольких месяцев», – поясняет собеседник VM.

Всего на информатизацию здравоохранения в регионах было выделено 29,4 млрд рублей, частично из ФОМС, частично – из бюджетов самих регионов. После утверждения региональных программ большая часть субъектов решили перенести тендеры на начало следующего года. «А там стало известно о смене руководства в министерстве, и в результате конкурсы начались только прошлым летом и активно проходили до декабря – в эти сроки властям нужно было успеть освоить выделенные на информатизацию деньги», – рассказывает Александр Гусев из К-МИС.

Представители IT-компаний говорят, что не решались участвовать во многих конкурсах, поскольку не могли гарантировать выполнения заявленных сроков контракта. «В Алтайском крае один из модулей системы нужно было реализовать за два дня. И хотя этот регион был нам интересен, мы, конечно, не стали подавать заявку», – вспоминает технический директор новосибирской ГК 2B Group Александр Шовкун.

«Матрешка» матерых

Но даже там, где местные игроки были готовы принять участие в тендерах, им далеко не всегда удавалось выиграть, а то и просто получить допуск к конкурсу. «Из-за сжатых сроков в регионах сложилась крайне жесткая конкуренция, в которой часто побеждали ресурсы и преимущества крупных федеральных игроков или их партнеров», – говорит собеседник VM в одной из региональных IT-компаний.

По словам Александра Шовкуна, его компания 2B Group, которая специализируется на программных решениях в области здравоохранения, начала готовиться к информатизации в своем регионе еще с 1990-х годов. «Мы работаем в партнерстве с компанией «МедИнТех», у которых есть система «Дока+», позволяющая не только организовать заполнение карточек и документооборот в ЛПУ, но и оказать помощь врачу в принятии решений по выписке рецепта. Например, если два препарата в рецепте фактически дублируют друг друга, система выдаст предупреждение. Наши партнеры начали разрабатывать свою систему еще 20 лет назад. А у нас были все возможности для масштабного внедрения ее в регионах. По условиям конкурса на информатизацию в Новосибирской области отводилось всего от трех до шести месяцев. Но совместно мы могли это осуществить даже в такие сжатые сроки, поскольку шли на тендер уже с готовым решением и пониманием ситуации в регионе», – рассказывает Александр Шовкун.

Однако комиссия в Новосибирске не допустила «ТубиЛаб» (входит в 2B Group) к участию в конкурсе на внедрение регионального фрагмента ЕГИСЗ из-за «несоблюдения обществом установленных требований к заявке». Проблема была в том, что опись, то есть содержание заявки компании, присутствовала среди документов «ТубиЛаб», но не была вшита в саму заявку. А это не соответствует ч. 3.3 ст. 25 федерального закона №94-ФЗ, отмечает ФАС Западно-Новосибирского округа в своих материалах по делу «ТубиЛаб». «Мы пытались оспорить решение комиссии в судебном порядке, приводили много аналогичных примеров, когда компании с неприкрепленной описью допускали к конкурсу, но наши аргументы приняты не были», – говорит Александр Шовкун.

Месяц назад Арбитражный суд Новосибирской области отказал «ТубиЛаб» в удовлетворении иска о признании незаконным решения единой комиссии №08-01-308 от 25 сентября 2012 года, которым та не допустила компанию к конкурсу. Победителем новосибирского тендера стала компания «Ростелеком», предложившая выполнить работы по внедрению ЕГИСЗ за 74,8 млн рублей, что обеспечивало экономию в 10 млн рублей.

Белгородской компании «СофТраст» удалось осуществить планы по участию в ЕГИСЗ лишь отчасти. По словам управляющего партнера «СофТраст» Владимира Варфоломеева, компания собиралась реализовать информатизацию здравоохранения в 10 регионах. «Мы проводили первые испытания федеральных прикладных сервисов ЕГИСЗ в Белгороде и Омске, – говорит он. – Уже внедряли в ЛПУ электронные медицинские карты и первые электронные очереди. Так что у нас к тому времени был значительный опыт работы в этом направлении». Однако «СофТраст» удалось выиграть конкурсы на реализацию региональных фрагментов ЕГИСЗ только в трех субъектах РФ: Белгородской, Омской и Рязанской областях. Помимо этого, компания участвовала в тендере на создание медицинской информационной системы (МИС) еще в Воронежской области, с начальной ценой контракта 80 млн рублей, но уступила федеральным игрокам. Прошлой осенью в воронежском конкурсе приняли участие четыре региональные компании – «Медотрейд», «РАМЭК-ВС», «СофТраст», «ЛАНИТ», а также «БФТ-Медицина», принадлежавшая группе IBS. Последняя и стала победителем, предложив заказчику выполнить условия контракта всего за 25 млн рублей. Тогда «СофТраст» и «РАМЭК-ВС» написали жалобы на действия конкурсной комиссии в УФАС, служба приняла протесты к сведению и выдала предписание отменить результаты тендера. Через месяц был объявлен новый конкурс на создание воронежской МИС, на который опять подали заявки «РАМЭК-ВС», «СофТраст» и другие компании, но в этот раз комиссия нашла нарушения во всех заявках и не допустила к участию никого. Конкурс не состоялся, а контракт на создание МИС Департамент здравоохранения Воронежской области уже без тендера заключил с компанией «Ростелеком». Позже «Медотрейд» и «РАМЭК-ВС» подали в суд на региональные власти и «Ростелеком» с требованием признать заключение контракта недействительным, но в мае этого года Арбитражный суд Воронежской области отказал им в удовлетворении иска.

«Одним из преимуществ «Ростелекома» для региональных властей было то, что компания предлагала комплексное решение «под ключ» и в те сжатые сроки, которые были поставлены перед руководством регионов. Компания осуществляла внедрение системы по принципу «матрешки»: не самостоятельно, а с привлечением партнеров и субподрядчиков. Часто компания выходила в регион как инвестор: предлагала на конкурсе низкую стоимость контракта, а затем объявляла тендер среди подрядчиков на выполнение работ по контракту на сумму в разы выше, чего не могли себе позволить локальные игроки. Аналогичный подход был и у других федеральных компаний, которые приходили на этот рынок», – поясняет собеседник VM в одном из региональных комитетов здравоохранения.

«Ростелеком» VS «Армада»

В число лидеров регионального рынка информатизации федеральных игроков вывел цейтнот. По данным компании «Комплексные медицинские информационные системы», которая проводила мониторинг базового этапа информатизации в регионах, в апреле 2103 года специализирующиеся на IT-услугах в здравоохранении региональные компании внедряли локальные фрагменты ЕГИСЗ только в 19% субъектов РФ. При этом «Ростелеком» работал по ЕГИСЗ более чем в трети регионов страны. За ним, правда, со значительным отрывом, следует компания «Пост Модерн Текнолоджи», которая внедряет информационные системы на шести территориях. По данным СПАРК-Интерфакс, контрольный пакет этой компании принадлежит IT-группе «Армада», которая шесть лет назад была выделена из структуры холдинга РБК и вошла в ТОП20 крупнейших российских IT-компаний, по версии «Эксперт РА», в 2012 году.

Еще одному крупному игроку российского IT-рынка – компании IBS Group, несмотря на амбициозные заявки, так и не удалось внедриться в региональные фрагменты ЕГИСЗ с одним из своих проектов. Два года назад IBS создала совместное предприятие с компанией «Смарт Дельта Системс» (СДС) – «БФТ-Медицина». Партнеры мечтали увидеть совместную компанию в числе «лидеров на региональном рынке медицинских информационных систем», но затея не удалась: «БФТ-Медицина» не выиграла ни одного регионального тендера. Правда, пару конкурсов на внедрение ЕГИСЗ – в Волгоградской и Тульской областях – удалось взять самой «Смарт Дельта Системс». Коммерческий директор СДС Анатолий Якунин объяснить причины регионального фиаско «БФТ-Медицины» не может, в недоумении по этому поводу и представители IBS Group. В пресс-службе компании VM лишь пояснили, что по решению собственников «БФТ-Медицина» уже не входит в состав группы.

«Федеральные компании, которые пришли в регионы, отвоевывали свои позиции по всем рыночным законам, среди которых и грамотно составленные заявки, и продуманная структура внедрения фрагмента, и жалобы в региональные ФАС, и оспаривание решений тендерных комиссий в судебном порядке», – рассказывает собеседник VM в одном из региональных комитетов здравоохранения.

В ноябре прошлого года компания «Ростелеком» написала жалобу в УФАС по Курской области на действия комиссии, признавшей победителем конкурса по внедрению регионального фрагмента ЕГИСЗ «армадовскую» «Пост Модерн Текнолоджи». «Мы провели внеплановую проверку и выяснили, что у комиссии действительно были нарушения в отборе участников, – рассказывает представитель курского УФАС Оксана Бородина. – Тогда мы обратились с исковым заявлением к Комитету здравоохранения Курской области с требованием расторгнуть контракт». Иск службы поддержал и «Ростелеком». Однако в июне Арбитражный суд Курской области принял решение отказать в удовлетворении иска, и, несмотря на действия конкурентов, структура группы «Армада» продолжила исполнение контракта. Служба, по словам Бородиной, будет подавать кассацию.

Представители же самого «Ростелекома» утверждают, что компания намерена наращивать активность на рынке информатизации здравоохранения. Выступая в октябре на конференции «Информационные технологии в медицине», представитель «Ростелекома» Роман Громыко рассказал, что для реализации базового этапа информатизации в регионах компания задействовала более 2 тысяч специалистов и построила 1200 км специализированных линий связи. Он отметил, что участие в проекте повлияло и на организационную структуру компании – сейчас рассматривается возможность создания в рамках «Ростелекома» специализированных региональных центров компетенции в области здравоохранения. В пресс-службе «Ростелекома» отметили, что сейчас в 41 субъекте РФ компания так или иначе участвует в создании региональных фрагментов ЕГИСЗ и предлагает своим заказчикам широкий спектр решений от профильных услуг в части телекоммуникационной составляющей до полноценного решения по созданию регионального фрагмента ЕГИСЗ с поставкой необходимого оборудования и программного обеспечения.

«Опыт внедрения региональных систем показывает, что наиболее эффективным является комплексный подход, когда единый подрядчик отвечает за телекоммуникационную, аппаратную и вычислительную инфраструктуру, а также программное обеспечение. В этом случае субъект РФ избавлен от необходимости заключать несколько различных контрактов, а поставщик является единой точкой входа по всем вопросам создания и эксплуатации системы», – пояснили представители пресс-службы компании.

Растраченные байты

Несмотря на столь активный интерес разнокалиберных игроков IT-рынка к региональным конкурсам, в части территорий контракты на внедрение ЕГИСЗ так до конца и не исполнены, а где то и вовсе не заключены. В Воронеже, например, 7 октября областной Департамент здравоохранения объявил новый конкурс «на выполнение опытно-конструкторских работ по проектированию и созданию регионального сегмента ЕГИСЗ», предложив претендентам за 30– 40 дней освоить 71,9 млн рублей. «Очевидно, что добросовестно провести базовые работы по внедрению ЕГИСЗ, предусмотренные конкурсной документацией, невозможно. Более 110 ЛПУ по всей территории Воронежской области – это объем работ как минимум на пять-шесть месяцев», – считает председатель правления Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области Владимир Журавлев.

В конкурсной документации указано, что эти работы включают, в том числе, внедрение региональной МИС, которым минувшей весной занимался «Ростелеком», но так и не уложился в сроки. Похоже, к лидеру рынка региональные власти питают особую слабость: контракт, заключенный ранее с «Ростелекомом», однажды специальным приказом воронежского Департамента здравоохранения №339 от 12 марта 2013 года «О продлении опытной эксплуатации» уже был пролонгирован – до апреля 2013 года.

Есть в истории внедрения ЕГИСЗ и другие примеры неудовлетворенности региональных властей поведением игроков рынка. Прокуратура Челябинской области при реализации региональной программы модернизации здравоохранения обнаружила более 200 нарушений. В числе провинившихся назван и челябинский филиал «Ростелекома», директора которого прокуратура привлекла к административной ответственности за изменение условий контракта. «Обязательства по контракту не были выполнены в установленные сроки», – уточнила пресс-секретарь прокуратуры Оксана Моржеухина. В самом же филиале VM сообщили, что «Ростелеком» подвели смежники – проектные и строительные организации. «В связи с этим срок окончания работ был перенесен с декабря 2012 года на июнь 2013 года, о чем было подписано мировое соглашение с Министерством здравоохранения Челябинской области. В настоящее время госконтракт полностью выполнен», – заявила VM пресс-секретарь челябинского филиала «Ростелекома» Вера Касаткина.

Счетная палата Республики Татарстан в августе 2013-го обнаружила, что программа «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы», срок действия которой был продлен до июня 2013 года, до конца так и не реализована. В частности, из почти 13 тысяч компьютеров, приобретенных для создания системы «Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты», на момент проверки было установлено менее 6 тысяч, а информационно-справочные сенсорные терминалы не функционировали. Пожалуй, самым громким скандалом на рынке госзаказа по информатизации здравоохранения сегодня остается попытка внедрения ЕГИСЗ в Ленобласти. Эта сложносочиненная история может завершить карьеру председателя областного Комитета по здравоохранению Арчила Лобжанидзе, назначенного на этот пост прошлым летом. Чиновник подозревается в растрате 41,4 млн рублей – почти половины стоимости госконтракта, подписанного им 15 ноября 2012 года с директором ООО «Райнет» Антоном Доничевым. По условиям контракта, компания-подрядчик за 86 млн рублей в срок до 15 декабря 2012 года, то есть в течение месяца, должна была изготовить и сдать заказчику региональный фрагмент ЕГИСЗ. Но этого не произошло. Тем не менее, как утверждают в правоохранительных органах, 8 февраля 2013 года заказчик – Комитет по здравоохранению Ленинградской области в лице Арчила Лобжанидзе – подписал акт приемки выполненных ООО «Райнет» работ на сумму 72,3 млн рублей, правда, уже с новым генеральным директором этой компании – Максимом Скляренко. Сами же работы, как установила прокурорская проверка, фактически исполнены не были, однако часть оплаты – 41,4 млн рублей – ООО «Райнет» областным Комитетом по здравоохранению была произведена. Эту сумму и пытаются вменить Лобжанидзе как растрату. Материалы прокурорской проверки были отправлены в УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Арчил Лобжанидзе от комментариев отказался, но корреспондентам VM удалось побеседовать с нынешним гендиректором ООО «Райнет» Максимом Скляренко, являющимся также совладельцем и генеральным директором другой санкт-петербургской телекоммуникационной компании, ГК «Континенталь». Скляренко утверждает, что изначально о внедрении регионального фрагмента ЕГИСЗ с областным Комитетом по здравоохранению договаривался именно он, а Антон Доничев только регистрировал компанию, на которую должен был заводиться госконтракт. Более того, приобретенное Скляренко у Доничева ООО «Райнет», согласно договоренности с комитетом, должно было привлечь в качестве субподрядчика Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА). «Комитет мог бы заключить контракт напрямую с ВНИИРА, однако у этой компании не было лицензии связи, поэтому они обратились к нам, – охотно поясняет сложную схему Максим Скляренко. – В итоге мы должны были обеспечить каналы связи в медучреждениях, а за программное обеспечение, пусконаладочные работы, систему защиты информации отвечал субподрядчик, с которым мы заключили зеркальный контракт». По его словам, в конце 2012 года стало понятно, что исполнение контракта затягивается. «Причин было много, – говорит Скляренко, – например, в некоторых учреждениях планировался ремонт, и работы там пришлось отложить на следующий год, да и наши подрядчики не успевали выполнить свою часть работ. Мы предупредили комитет о том, что сроки придется сдвигать, в итоге было заключено дополнительное соглашение о переносе сроков до апреля». К тому времени комитет уже перечислил на счет его компании 41,4 млн рублей, которые и были заблокированы в конце прошлого года после внеплановых проверок. «Это были деньги за работы ВНИИРА. За наши работы комитет перевел уже на новый счет около 29 млн рублей, основную часть которых мы перевели во ВНИИРА в счет погашения долга. Но после проверки Росфиннадзора комитет направил письмо с просьбой возврата всех средств до выяснения обстоятельств, и в феврале этого года деньги пришлось в полном объеме вернуть в Казначейство РФ», – сокрушается Скляренко.

Уточнить эту информацию во ВНИИРА корреспондентам VM не удалось: люди, отвечавшие за проект ЕГИСЗ, в институте больше не работают. В сообщениях прокуратуры о 29 млн рублей, переведенных комитетом на счет исполнителя работ, тоже не говорится. 

егисз, ростелеком, информатизация, информатизация здравоохранения

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС