20 Мая 2024 Понедельник

«Примерно 80% иностранных пациентов – россияне»
Анна Родионова Мединдустрия
27 октября 2014, 17:31
6998

Чем частная финская онкоклиника привлекает медтуристов

Почти четверть пациентов финской онкоклиники Docrates составляют иностранцы, причем прирост этой категории больных происходит преимущественно за счет россиян. Но большую часть пациентов составляют финны, не готовые терять время в ожидании медпомощи, предусмотренной государственным страхованием. О том, как работает единственная в Северной Европе частная многопрофильная онкоклиника, VM рассказала президент Docrates Сив Шалин.

– Финская Docrates – единственная частная онкологическая клиника в Северной Европе. Это так?

– Да. Есть частные клиники, которые предо­ставляют некоторые виды помощи – консульта­ции врачей, химиотерапию или хирургические операции, но мы точно единственный частный многофункциональный онкологический центр в Северной Европе, оказывающий полный спектр услуг – от диагностики до всех видов ле­чения и последующего наблюдения пациентов.

– Почему за время существования клиники не по­явилось конкурентов? Есть какие-то барьеры, препятствующие их появлению?

– Были несколько организаций, пробовавших развернуть здесь похожую деятельность, но у них это не получилось. Нет никаких особенных юридических или других барьеров, тормозящих эти попытки. Для создания хорошей онкологиче­ской клиники требуются три вещи: значительные инвестиции в оборудование, обширные клини­ческие знания и опыт в лечении рака. Я считаю, нам удалось осуществить проект, потому что мы эксперты в лечении рака и имеем возможность лечить пациента всеми доступными методами по индивидуальному плану. Клинику основали онколог Тимо Йоэнсуу и два медицинских физи­ка, Пекка Аалто и Харри Пуурунен. До создания онкоцентра финская компания Dosetek, возглав­ляемая Аалто и Пууруненом, успешно занима­лась системами планирования лучевой терапии. Позже они стали соучредителями Docrates, а саму Dosetek купил крупнейший производитель обо­рудования для лучевой терапии – американская компания Varian Medical Systems (линейные уско­рители этой компании установлены в клинике). Таким образом, мы объединили опытных специа­листов и новейшее оборудование, благодаря чему планирование лучевой терапии и самолечение проводятся высокопрофессионально.

– Сколько времени заняло создание клиники?

– Идея у основателей появилась в 2006 году, затем началось планирование проекта. Клиника стала принимать пациентов в 2007-м. Но параллельно велось строительство нового здания центра, кото­рый начал принимать пациентов в 2009 году.

– Какой объем инвестиций был вложен в проект? Какими были источники финансирования?

– В строительство и оборудование центра было инвестировано около 45 млн евро. Финансировали проект частный банк Nordea и Государ­ственный пенсионный фонд. Пенсионный фонд финансировал строительство здания, спланиро­ванного специально под нужды нашей клиники, собственником которого фонд теперь и является. В Финляндии сотрудничество ПФ с частными организациями – достаточно распространенная практика. Закупку оборудования оплачивали основатели клиники и другие акционеры.

– У вас в клинике есть лаборатория по производ­ству радиофармпрепаратов. Знаете ли вы, какое еще количество учреждений в Европе способно их производить?

– По нашим данным, есть несколько больниц во всем мире, где циклотрон и онкологическая клиника размещены в одном здании. На сегод­няшний день радиоизотопная диагностика – это самый чувствительный метод визуализации рака, требующий наличия специальных лабора­торий, оборудования, узкоспециализированных специалистов. Docrates в числе немногих кли­ник, в которых выполняется радиоизотопная диагностика ПЭТ-КТ с семью различными изо­топами в зависимости от вида рака. В Docrates проводится ПЭТ-КТ с FCH и FACBC – при раке простаты, ПЭТ-КТ с NaF – при метастазиро­вании в костную ткань, ПЭТ-КТ c Ga68 – при нейроэндокринных опухолях, ПЭТ-КТ c FES – при гормонозависимом раке молочной железы и универсальное обследование ПЭТ-КТ с FDG. Кстати, мы заключили соглашение о сотруд­ничестве с российским Медицинским радио­логическим научным центром. Основная цель сотрудничества – обмен знаниями и опытом в области радиологии.

– Хирургия – лидирующий метод лечения онколо­гических заболеваний в России. Но ваша клиника сотрудничает с другими больницами для хирургиче­ских вмешательств. Почему?

– Мы тесно сотрудничаем с лучшими частными и государственными хирургическими клиника­ми Финляндии, в которых при необходимости оперируют для наших пациентов. Но сегодня роль хирургии в лечении рака снизилась, поскольку по­явились другие формы лечения, не менее эффективные. К примеру, современная лучевая терапия.

– Онкология – очень дорогая область медицины. Каков разброс цен на лечение?

– Стоимость лечения может быть очень разной и зависит от локализации рака, его распространенности. Приведу несколько примеров. Лечение локализованного рака простаты, включая приемы врача, все необходимые диагностические обсле­дования и наружную лучевую терапию, стоит около 18 тысяч евро. Хирургическое лечение рака молочной железы, или операция с курсом химио­терапии и лучевой терапии, включая диагностику и консультации врача, стоит около 20–40 ты­сяч евро.

– Сколько человек ежегодно проходят лечение в кли­нике?

– В прошлом году у нас было около 16 тысяч посе­щений, то есть примерно 1 100 пациентов. Оборот компании в 2013 году составил 11 млн евро.

– Каким образом пациенты попадают на лечение?

– К нам приезжают пациенты со всего мира. Многие из них находят нас по интернету. Дру­гие приезжают по рекомендации родственни­ков и друзей, есть пациенты, приезжающие разочарованными предыдущим лечением. Нас ценят за новейшие методы лечения, которые мы предлагаем, и которые недоступны в других странах. У нас, наверное, самый богатый опыт проведения HDR-брахитерапии (высокодозная внутритканевая лучевая терапия) в Финляндии. Мы первыми в нашей стране начали применять этот метод при лечении рака предстательной железы. Это одновременно эффективный и щадя­щий метод лечения, подходящий для различных форм рака предстательной железы. Кроме того, наша клиника первой в Финляндии начала ис­пользовать объемно-модулированное облучение VMAT – Rapid Arc (технология позволяет снизить облучение здоровых органов, облучение прово­дится в диапазоне 360 градусов, а сама процедура занимает всего одну-две минуты).

– Основная часть ваших пациентов – граждане Финляндии?

– Большинство пациентов – финны, самосто­ятельно оплачивающие лечение, так как только у 10% жителей страны страховка покрывает всю стоимость лечения или его часть.

– В интервью в 2012 году вы говорили, что примерно 20% ваших пациентов – иностранцы. Лечение в кли­нике проходили больные из 30 стран. Изменились ли эти цифры?

– Сегодня 22% наших пациентов – иностранцы более чем из 40 стран. Большинство из них россияне, вторая по численности группа – жители скандинавских стран.

– Количество российских пациентов растет или остается примерно на одном уровне?

– Примерно 80% от всех иностранных паци­ентов – россияне. Объем услуг, оказываемых российским пациентам, увеличивается: за пер­вые семь месяцев текущего года этот показатель вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Мы связываем возросшее число пациентов из России с высоким уровнем медицинской помощи и услуг и пониманием потребностей пациентов из России. Сейчас у нас работают семь русскоговорящих сотруд­ников, задача которых – оказывать любую помощь пациенту на родном языке с момента обращения до завершения лечения.

– Сколько врачей работают в клинике и есть ли среди них русские специалисты?

– У нас работают 30 врачей, двое из них говорят по-русски.

– Планируете ли вы расширять клинику?

– У нашей клиники есть сильная терапевти­ческая концепция, которая привлекает к нам пациентов из самых разных стран. Благодаря этому у нас есть возможность дальнейшего развития, как в Финляндии, так и на междуна­родном уровне.


МИРОВАЯ ПРАКТИКА

РАК ИЩУ-КА

США и Англия разрываются между дефицитом средств и ростом онкозаболеваемости

Текст: Ольга Каныгина, Евгения Журавлева


По данным American Society of Clinical Oncology, к 2030 году рак выйдет в США на первое место как причина смерти, обогнав лидирующие сегодня кардиологические заболевания. Количество новых случаев рака, еже­годно выявляемых в США, вырастет к 2030 году на 45% – с 1,6 млн до 2,3 млн случаев. В Англии диагноз «рак» ставят каждые две минуты, примерно треть англичан столкнутся с этим заболеванием в течение жизни, пугает английское агентство Cancer Research UK. Ситуацию усугубляет то, что проблему приходится решать в условиях урезания бюджетов.

По оценкам маркетин­гового агентства IMS Institute for Healthcare Informatics, в 2013 году мировое сообщество по­тратило на лечение рака $91 млрд, более трети от этой суммы – $37,2 млрд – были израсходо­ваны в США. При этом за последнее десятилетие стоимость лечения по­стоянно растет – цена месячного курса совре­менного онкопрепарата увеличилась в среднем вдвое – до $10 тысяч.

В США здравоохранение работает через систему медицинского страхова­ния. Стремясь снизить свои расходы и стоимость полисов, одни страховые компании оплачивают ограниченное количество услуг, например, лишь три обращения за мед­помощью в год, другие берут на себя от 60 до 90% от общей стоимости ле­чения.

Разобраться во всем этом непросто, в США даже запустили специальный сервис Cancer Insurance Checklist, призванный помочь с выбором страхо­вого плана людям с вы­соким риском развития онкозаболевания или пациентам, у которых уже диагностирован рак.

В США создана огром­ная сеть раковых клиник и отделений при много­профильных больницах, борьба с раком – это дав­но уже крупный бизнес.

Американский жур­нал U.S. News and World Report составил рейтинг Top-Ranked Hospitals for Cancer (см. инфографику на стр. 34), оценивающий 900 клиник, занимаю­щихся лечением рака. Первую строчку заняла нью-йоркская больница Memorial Sloan Kettering, основанная в 1884 году. Клиника оказывает услуги по профилакти­ке и контролю развития заболевания, лечению, реабилитации и палли­ативной помощи. Число сотрудников компании в 2013 году достигло почти 13 тысяч человек, а количество госпитали­заций превысило 22 ты­сячи. В прошлом году в клинике было прове­дено 20 465 операций, почти 13 тысяч пациентов обратились в медуч­реждение для проведения скрининга онкозаболе­ваний. Операционная выручка Memorial Sloan Kettering в 2013 году со­ставила $3,025 млрд.

Второе место в рейтин­ге занял основанный в 1944 году University of Texas MD Anderson Cancer Center. И если лидер рей­тинга занимается лечени­ем и других заболеваний, то этот центр специали­зируется исключительно на онкологии. В том чис­ле MD Anderson оказы­вает помощь пациентам с редкими формами рака. В 2013 году количество пациентов центра превы­сило 120 тысяч человек, а количество госпитали­заций составило почти 28 тысяч. Выручка MD Anderson в 2013 году – бо­лее $4,1 млрд.

И это еще не все, на­пример, основанная в 1985 году сеть клиник 21st Century Oncology в рейтинг U.S. News and World Report не вошла, вероятно, это объясня­ется профилем компа­нии – она специализи­руется исключительно на лучевой терапии. Сеть насчитывает 179 центров: 145 из них расположе­ны в 16 штатах США, а 34 – в шести странах Латинской Америки. В 2013 году выручка 21st Century Oncology соста­вила $845,3 млн (на 20,7% больше, чем в 2012 году). В этом году компания рассчитывала выйти на IPO, но этому помеша­ло планируемое сокраще­ние госфинансирования по государственным программам медпомо­щи Medicare и Medicaid, в частности, предлагается на 4% урезать бюджет на оплату лучевой тера­пии, который в 2013 году составлял около $1,8 млрд. Такое решение может стать причиной до $13 млн убытков в год у 21st Century Oncology (около 45% выручки ком­пании в 2013 году состав­ляла оплата лечения па­циентов по программам Medicare и Medicaid). В результате 21st Century Oncology была вынужде­на отложить IPO. Одним из основных конкурен­тов компании считается основанная в 2002 году сеть центров лучевой терапии Vantage Oncology LLC, управляющая более чем 60 центрами в 14 шта­тах США.

По данным Cancer Research UK, боязнь за­болеть раком – это страх №1 в Великобритании, его испытывают до 20% опрошенных граждан страны, он опережает страх перед финансовой несостоятельностью, криминалом, болезнью Альцгеймера и потерей работы.

Заболевание раком, по подсчетам Оксфорд­ского университета, обхо­дится стране в 15,8 млрд фунтов стерлингов в год, учитывая, помимо меди­цинских расходов, потери экономики и непрямые издержки по уходу за больными.

У онкобольных в Ве­ликобритании есть два варианта получения медицинской помощи: государственная система здравоохранения National Health Service (NHS) либо услуги частных клиник по полису ДМС.

Самый серьезный недо­статок государственной системы здравоохране­ния – длительный срок ожидания медпомощи. По официальным дан­ным NHS за I квартал 2014 года, 95% людей, у которых врачи подо­зревали рак, ожидали подтверждения диагноза две недели. В настоящее время свыше 10 тысяч че­ловек ожидают результа­ты анализов более шести недель. Начала лечения 84% пациентов ожидали в течение двух меся­цев с того момента, как терапевт направил их на обследование для под­тверждения диагноза.

В преддверии выборов в Великобритании лиде­ры Лейбористской партии пообещали увеличить финансирование NHS, обновить медоборудова­ние и сократить сроки проведения онкодиагностики до одной недели к 2020 году. Все этот по­пулизм, считает Джайлс Маскелл из Royal College of Radiologists, приобре­тением нового оборудова­ния проблемы не решить, если в стране не будет специалистов, умеющих работать с такой аппа­ратурой и правильно трактовать результаты диагностики.

Портал PrivateHealthAdvice подчеркивает различие между государственными и частными клиниками в выборе методов лечения: лучевую терапию, как пра­вило, проводят крупные госбольницы, химиотера­пия же более популярна среди небольших частных клиник, ведь пациент фактически не занимает койку, а ходит на процеду­ры, как на амбулаторный прием.

Одно из старейших за­ведений, занимающихся лечением онкозаболе­ваний – больница The Royal Marsden. Несколько подразделений клиники принимают 50 тысяч па­циентов в год – с полиса­ми ДМС и по госпрограм­ме. Заметными игроками рынка являются частные британские сети Ramsay Health Care UK, Bupa и американская HCA, в арсенале которой шесть лондонских крупных клиник, предоставляю­щих услуги и по лечению онкозаболеваний. Од­нако все перечисленные компании управляют не узкоспециализиро­ванными онкоцентрами, а больницами с широким спектром услуг. Ramsay Health Care UK, напри­мер, объединяет 22 мед­учреждения, которые лечат, помимо рака, сердечно-сосудистые заболевания, неврологи­ческие расстройства и пр. Bupa, кроме того, актив­но продает страховые планы, в том числе и для онкобольных, и руково­дит сетью стоматологи­ческих клиник по всему миру.

частная онкоклиника, частный медцентр, онкология

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС