19 Мая 2024

Оцифрованный странник
Ольга Гончарова
14 января 2014, 16:24
5542

Как всероссийский проект информатизации здравоохранения пережил переходный период

Прошлый год стал переходным для одного из самых затратных федеральных про­ектов внедрения электронных технологий – Единой государственной информаци­онной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Базовая информатизация почти завершилась, а второй этап, подразумевающий развитие прикладных сервисов, в большинстве регионов еще не начался. Однако чиновникам и участникам рынка этот период не принес спокойствия – наоборот, сопровождался скандалами.

Всего на первый период базовой информатиза­ции, который длился с 2011-го по 2013 год, было выделено более 33 млрд рублей – 72% этих средств составили субсидии Федерального фонда ОМС, а остав­шаяся часть пришлась на региональные бюд­жеты. Для сравнения: федеральная целевая программа «Электрон­ная Россия», реализуе­мая с 2002-го по 2010 год, обошлась государ­ству чуть более чем в 21 млрд рублей.

Согласно концепции ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздрав­соцразвития №364 от 28 апреля 2011 года, основными задачами базовой информатиза­ции были компьютери­зация и подключение к интернету российских ЛПУ, а также внедрение прикладных сервисов, в том числе электрон­ной медицинской карты и самозаписи к врачу. Значительные бюджеты и перспектива работы с государством привлек­ли к ЕГИСЗ крупных системных интеграторов и телекоммуникационные компании. В сжа­тые сроки абсолютное лидерство в этом сег­менте госзаказа захватил «Ростелеком», вне­дривший ряд сервисов на федеральном уровне и так или иначе работав­ший с региональными фрагментами ЕГИСЗ в 46 субъектах РФ. Помимо этой компа­нии, на рынок вышли МТС, «Компьюлинк», «Армада», структуры Ростеха и другие круп­ные игроки.

Итоги первого этапа информатизации чи­новники и участники рынка оценили неод­нозначно. Например, в октябрьском интер­вью VM представители Минздрава РФ говорили о том, что на тот момент региональные фрагмен­ты ЕГИСЗ были внедре­ны почти полностью, все организации, оказываю­щие первичную помощь, были подключены к ин­тернету, оборудованы компьютерами и инфор­мационными системами. Но сводки из регионов дают другую картину. По данным Счетной палаты Пермского края, оборудование для информатизации, контракт на закупку которого был заключен еще в 2011 году, до сих пор не установлено. В Воронежской области конкурс на внедрение регионального фрагмен­та ЕГИСЗ прошел только в ноябре. В Астрахан­ской области из 5 тысяч рабочих мест врачей основных ЛПУ к меди­цинской информацион­ной системе подключены не более 3 тысяч. Базо­вая информатизация здравоохранения про­ходила неравномерно, настаивают участники рынка, и по факту завер­шилась далеко не во всех регионах.

Охватить информати­зацией все ЛПУ страны на 100% помешал целый ряд проблем. Во-первых, начало проекта совпа­ло с перестановками в Минздравсоцразвития. В мае 2012 года пост зам­министра, отвечающего за информатизацию отрасли, покинул Андрей Гусельников, а вслед за ним ушел и директор IT-департамента Вадим Дубинин. Поэтому кон­курсные торги по ЕГИСЗ активно начались толь­ко во второй половине 2012 года с приходом но­вого руководства департамента уже в Минздра­ве РФ. Помимо задержек по срокам, реализацию проекта осложнял поток судебных исков, жалоб в прокуратуру и ФАС, которые стали резуль­татом конкурентной борьбы за госзаказ меж­ду участниками рынка в субъектах РФ.

В прошлом году к много­численным локальным скандалам добавились и федеральные. Главным оппонентом Минздрава стал заместитель предсе­дателя Комитета Совета Федерации по консти­туционному законо­дательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гатта­ров. Он выступал катего­рически против внедре­ния ЕГИСЗ в том виде, в каком она предложена ведомством, призывал отменить конкурсы на создание федераль­ного центра обработки данных и на программ­ное обеспечение для скорой помощи.

В итоге критики проекта во главе с Гаттаровым смогли добиться уступок со стороны федерально­го центра. По инициати­ве министра Скворцовой в ноябре была создана отдельная подкомиссия по информатизации здравоохранения при правительственной Комиссии по внедрению информационных тех­нологий в деятельность госорганов под пред­седательством премье­ра Медведева. Теперь новый орган должен подвести итоги первого этапа информатизации и определить направле­ния развития проекта.

Пока средства, вы­деляемые на второй этап информатизации, значительно скромнее первоначальных за­трат. В утвержденном на этот год бюджете Фе­дерального фонда ОМС нет отдельной стро­ки расходов на модерни­зацию здравоохранения, которая включает в себя информатизацию, – предполагается, что программа будет финан­сироваться из остатков средств бюджета фонда по итогам 2013 года.

По словам представите­лей Минздрава, на под­держку федерального сегмента ЕГИСЗ из сэко­номленных средств будет направлено около 700 млн рублей, которые распределят между тремя компаниями. В дека­бре Дмитрий Медведев утвердил исполнителей госзаказа по федераль­ному сегменту ЕГИСЗ на 2014–2018 годы – Ростех, НИИ «Вос­ход» и «Ростелеком». За каждым из испол­нителей закреплена своя часть работ. Ростех займется поддержкой и развитием ключевых подсистем ЕГИСЗ: феде­ральной электронной регистратуры, элек­тронной медицинской карты, ведения специа­лизированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категори­ям граждан. (Подробнее об активности Ростеха в сфере здравоохранения см. на стр. 10.) НИИ «Вос­ход», подведомственный Минкомсвязи, предо­ставит вычислительные мощности Федерального центра обработки данных для основной площад­ки ЕГИСЗ, а компания «Ростелеком» – для резервной площадки системы.

Ростех получит самый значительный объем федерального финан­сирования – около 300 млн рублей, остав­шаяся сумма будет поровну поделена между НИИ «Восход» и компа­нией «Ростелеком».

По предварительным подсчетам Минздра­ва РФ, региональные власти способны по­тратить на свои сегмен­ты ЕГИСЗ в этом году совокупно около 1,5 млрд рублей. При этом представители мно­гих субъектов РФ ука­зывают на то, что выделенных денег не хватит им даже на поддержку компонентов ЕГИСЗ, не говоря уже о развитии сервисов. В Минздра­ве говорят, что в курсе опасений региональных властей и уже прораба­тывают возможность предоставления допол­нительных федеральных денег из остатков бюдже­та ФФОМС в 2013 году.

информатизация здравоохранения, егисз

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС