Обе провели по этому торжественному поводу приличествующие случаю пресс‑конференции с напитками и легкими закусками (как еще обеспечить кворум в век «бутербродной журналистики»).
Как такое возможно? Согласно корпоративным правилам, международные гиганты финансовую отчетность по странам не раскрывают, а маркетинговые измерения типа аудита розницы имеют довольно приличную погрешность, которая к тому же зависит от методик сбора и обработки данных. Табачники пользовались услугами разных маркетинговых агентств, а те были рады потрафить крупному клиенту.
Казалось бы, при ранжировании главных аптечных сетей такая проблема не должна была возникнуть: оба претендента на лидерство – «Ригла» и A.v.e/«36,6» – компании российские и, более того, публичные. Берем финансовую отчетность и сразу видим, кто впереди.
Но не все так просто. Поскольку «36,6» сорвала все дедлайны по публикации отчета за II квартал, уже два месяца на рынке полная неопределенность с тем, кого считать лидером – «Риглу» или «36,6». В начале августа RNC Pharma объявила лидером по итогам первого полугодия 2015 года A.v.e/«36,6» с долей рынка 3,52% против 3,4% у «Риглы». Финансовые показатели, правда, при этом не раскрывались. А всего неделю спустя «Ведомости», со ссылкой на DSM Group, назвали чемпионом розницы аптечную сеть «Ригла» с выручкой 16 млрд рублей, A.v.e/«36,6», по их сведениям, отстала на полмиллиарда. В середине сентября свою версию представило агентство IMS. Там проблему раздачи «кубков» решили ко всеобщему удовольствию: в рейтинге, выстроенном по объему продаж, лидирует «Ригла», а вот в другом – комплексном – первой стоит «36,6». Жаль, я, к своему стыду, до сих пор не разобрался, как этот комплексный рейтинг строится.
Так что делать с лидерами? Два праздника устраивать? Нет уж! Ради справедливости стоит отметить, что добиться показаний от «36,6» и мы толком не сумели. Аудиторы из Deloitte по ситуации на 25 сентября конкретные цифры по сложному клиенту не утвердили.
Чтобы сделать собственный расчет, пришлось даже провести серию выездных проверок – «пробивали» адреса точек тех сетей, которые «36,6» весной «заводила» на себя по специфичным схемам. В итоге мы пришли к выводу, что «36,6» пока «Риглу» обгоняет.
Будем рады, если наши оценки окажутся близки к аудиторским. В конце концов, в достоверности расчетов мы заинтересованы не меньше их.