11 Мая 2024 Суббота

Ненавязчивый сервер
Алексей Бершацкий, Марина Кругликова
10 ноября 2014, 16:26
6819

Почему ЕГИСЗ никак не станет единой

До конца 2014 года должен быть возведен очередной этаж знаменитого долгостроя – Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Еще весной один из генподрядчиков – «Ростех» – закончил, точнее сдал заказчику, Минздраву, работу над двумя основными сервисами ЕГИСЗ – федеральной электронной регистратурой (ФЭР) и интегрированной электронной медицинской картой (ИЭМК), которые теперь должны синхронизироваться с аналогами в регионах и тем самым связать разобщенные ресурсы в единое целое. Как раз этому программному для функционала ЕГИСЗ событию отраслевые эксперты и прочат сбой: по состоянию на 5 ноября с ФЭР интегрировали свои сервисы 37 регионов, с ИЭМК – 54. VM попытался разобраться в причинах провала.

ЦИФРА ВРАЗЛЕТ

ФЭР и ИЭМК при информатизации здравоохранения изначально считались приоритетными сервисами и, согласно концепции ЕГИСЗ, должны были развиваться параллельно – на федеральном уровне и в регионах. Локальные фрагменты предназначались для ведения записи пациентов на прием к специалистам и электронного оборота медицинской документации ЛПУ.

Федеральная информационная трасса задумывалась как подстраховка для регионов, которые по каким-то причинам отказались от внедрения собственных сервисов, и, конечно же, как центр агрегации и анализа данных. Написание и установка софта на федеральном уровне и в регионах с последующей синхронизацией всех фрагментов ЕГИСЗ должны были завершиться еще в 2013 году, однако интеграция забуксовала.

Первой компанией, получившей подряд на создание федеральной регистратуры и электронной карты, стал ≪Ростелеком≫. В 2012 году оператор последовательно выиграл конкурсы на разработку этих сервисов, снизив совокупную цену контрактов со 129 млн рублей до условной – 2 рубля. Через два года программные продукты были изготовлены. Как рапортовал Минздрав, ≪Ростелеком≫ выполнил контрактные обязательства в полном объеме, и регионы подключились к первой очереди ФЭР и ИЭМК.

Отраслевые эксперты оценили готовность системы к работе иначе. ≪ФЭР-1, как мне признавались в нескольких регионах, давала постоянные сбои, пользоваться на практике ею было крайне затруднительно≫, – рассказал VM управляющий партнер консалтинговой компании ≪Базис-Мед≫ Андрей Алмазов. Директор по развитию компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫ (КМИС) Александр Гусев говорит, что если созданная ≪Ростелекомом≫ ФЭР оказалась более-менее рабочей, то ИЭМК стала полным провалом подрядчика: ≪Работы по ИЭМК Минздрав принял, но на бумаге. Этой системы на самом деле не существовало, интеграции с ней не было ни у кого из реальных разработчиков≫.

В мае 2013 года Минздрав РФ объявил новый конкурс – на создание уже второй очереди прикладных информационных систем. Начальная стоимость контракта составляла 593 млн рублей, а техзадание подразумевало доработку первой очереди системы и увеличение объема данных о пациенте. ≪За эти деньги нужно было прописать ведение нозологических регистров, систем идентификации и аутентификации и другие дополнительные сервисы≫, – уточняет источник VM в Минздраве.

С понижением начальной цены контракта почти на 3 млн рублей конкурс выиграло ООО ≪УСП Компьюлинк≫. Но сотрудничество контрактера с заказчиком не сложилось: Минздрав предъявил компании претензию о нарушении сроков исполнения работ и отсудил у ≪Компьюлинк≫ 1,89 млн рублей. Итого, по словам собеседника VM в Минздраве, ≪Ростелеком≫ и ≪Компьюлинк≫ только на разработку ФЭР и ИЭМК получили из федерального бюджета около 100 млн рублей.

На создание региональных фрагментов ЕГИСЗ из бюджетов разных уровней в общей сложности было потрачено 29,4 млрд рублей. Часть этой суммы, по оценкам специалистов, минимум несколько миллиардов, предназначалась для затрат на разработку прикладных сервисов и интеграцию их региональных фрагментов с федеральными. По данным компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫, весной 2013 года локальные фрагменты ЕГИСЗ, в том числе электронная карта и регистратура, были внедрены только в 19% субъектов РФ (подробнее о строительстве ЕГИСЗ см. в VM #18 от 21 октября 2013 года). К концу года ситуация радикально не изменилась – многие регионы так и не приступили к внедрению электронной карты и регистратуры, не говоря уже о синхронизации с федеральной программой.

КОМАНДУЮЩИЕ 2.0

Новый этап развития ЕГИСЗ Минздрав наметил на 2014 год. Накануне правительство наделило компании ≪Ростех≫, ≪Ростелеком≫ и НИИ ≪Восход≫ статусами единственных исполнителей по отдельным секторам внедрения ЕГИСЗ. С ≪Ростехом≫ Минздрав заключил контракт на развитие уже разработанных федеральных сервисов электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты. В год на сопровождение этих и других информационных систем ведомство выделило госкорпорации около 300 млн рублей.

По словам представителей Минздрава, весной 2014 года работы с федеральными сервисами госкорпорацией были полностью завершены. А 28 апреля ведомство направило в субъекты письмо с требованием немедленно начать подключение своих систем записи на прием к врачу и электронной медицинской карты ко второй очереди федеральных сервисов, или ФЭР 2.0. Финишная синхронизация была намечена на декабрь.

Регионы встретили требование по-разному. ≪Локальный сервис у нас был успешно интегрирован с федеральной электронной регистратурой первой версии. Интеграцию с ФЭР 2.0 мы тоже завершаем в срок. Дополнительных затрат это не потребовало: наш подрядчик по этим работам – ≪Ростелеком≫ – выполняет синхронизацию в рамках своих гарантийных обязательств по контракту≫, – с гордостью сообщил VM директор МИАЦ Нижегородской области Алексей Коновалов. А вот Санкт-Петербург пока отказался выполнять предписание Минздрава. По словам замдиректора по информационным технологиям регионального МИАЦ Евгения Когана, интеграция со второй очередью ФЭР и ИЭМК в перечне чрезвычайных статей расхода городского бюджета на 2014 год не значится: ≪За прошлый год через региональную систему записи на прием к врачу было выдано около 9 млн талонов, из них через федеральную регистратуру – 84 талона. Поэтому мы решили, что тратить региональные деньги в приоритетном порядке на решение этой задачи мы не вправе, и отложили ее на 2015 год≫.

Такие полярные взгляды на ЕГИСЗ иллюстрируют и поясняют статистику: по состоянию на 5 ноября интеграцию с ИЭМК прошли 54 региона, а с рабочей версией ФЭР синхронизированы системы 37 субъектов РФ. ≪Объективно мы полагаем, что регионы в силу разных причин не смогут до конца года подключиться ко второй очереди федеральных сервисов≫, – признает собеседник VM в Минздраве, уточняя, что вопросы интеграции решаются с региональными властями ≪в индивидуальном порядке≫.

ПОТУГИ СОПРЯЖЕНИЯ

Операторы рынка и чиновники, отвечающие за внедрение ЕГИСЗ на местах, утверждают, что синхронизацию сервисов тормозят многочисленные технические и организационные проблемы. ≪Мы с тестовой площадкой достаточно быстро интегрировались, а вот с рабочей – тяжело, – сетует собеседник VM в Департаменте здравоохранения Воронежской области. – Как только мы выходим на боевую площадку, мы сразу же попадаем в защищенные каналы связи. Например, чтобы в ФЭРе появлялась запись, она должна быть подписана врачом, для этого у него должен быть авторизованный ключ. И для этого необходимо понять, кем он должен быть авторизован, каким удостоверяющим центром – можно ли своим областным или нужен только федеральный, подойдет ли авторизация от третьих удостоверяющих центров или нет. И таких вопросов очень много≫.

По мнению Александра Гусева из КМИС, интеграция буксует отнюдь не только по причине локальных сбоев, а во многом из-за несовершенства федеральных сервисов: ≪Минздрав принимает у исполнителя работы без тестирования в пилотном регионе, без проверки сопряженности фрагментов системы в реальных условиях. И когда регионы начинают интегрироваться, выясняется, что что-то не работает, здесь – халтура, тут – не записано, там – черт ногу сломит, а вот там – нарушение международных стандартов. Потом федеральная система дорабатывается, и все начинается сначала≫.

Жалуются представители регионов и на невыполнимые, по их оценкам, дедлайны интеграции. ≪Чтобы подружить системы, правильно прописать стандарты, решить организационные вопросы, нужно убить год. Вопросов уйма, причем больше организационных, а не технических, – рассказывает представитель Департамента здравоохранения Воронежской области. – Это всегда долго, и это абсолютно нормально. У нас на переход с тестовой среды на боевую ушло практически полгода, именно из-за кучи согласований. Процесс не формализован, нет хорошей нормативной базы, поэтому дело и затягивается≫. Аналогичные претензии в адрес федерального центра высказал VM и специалист, близкий к МИАЦ Астраханской области: ≪Когда Минздрав выпускает какое-то изменение, оно вносится в стержень программного продукта, и, для того чтобы его переписать, отработать, убедиться в отсутствии ошибок, требуется неимоверное количество времени. Потом все это спускается на регионы, которые начинают вылавливать ошибки, но эти ошибки не дают им работать. Они обращаются в службу техподдержки, те давят на программистов, но все это время программный продукт не работает. Получается, что любое изменение от большого Минздрава из-за недоработок останавливает программный продукт на несколько месяцев≫.

Но в федеральном центре собственных огрехов стараются не замечать, возвращая претензии на местный уровень. ≪Регионам выдавали деньги на модернизацию с условием: все, что они у себя внедряют, должно быть интегрировано, – говорит представитель Минздрава. – Так что вопрос, почему при синхронизации возникли проблемы, – к ним≫.

Регионы, в свою очередь, подобные упреки не принимают категорически. И во многих случаях объясняют сбои внедрения ЕГИСЗ традиционно – бедностью. ≪Для того чтобы поставлять адекватную информацию на федеральный уровень, ее надо оцифровать на местах. Мы не знаем ни одного полностью компьютеризированного региона, – говорит собеседник VM в Департаменте здравоохранения Воронежской области. – Если нам, например, нужно, чтобы у каждого врача с учетом сменности стоял на рабочем месте компьютер, в сети должно быть 16 тысяч компьютеров, а у нас их сейчас 9 тысяч. И проблема даже не в том, что машин не хватает физически, а в том, что делать с теми 5-6 тысячами компьютеров, которые уже давно пора списать, потому что они были куплены в 2006-2007 годах и не тянут современное программное обеспечение≫.

информатизация здравоохранения

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС