08 Мая 2024 Среда

Немецкий гамбит
Ольга Каныгина Мединдустрия
28 мая 2013, 17:07
Фото: rhoen-klinikum-ag.com
8214

В Германии развернулась портфельная война за владение сетью больниц Rhon-Klinikum AG

«Это напоминает шахматную партию, в которой участвуют четыре или пять игроков», – посетовал недавно в интервью агентству Bloomberg финансовый директор Rhӧn‑Klinikum AG Йенс Петер Нойманн. Еще год назад дело казалось простым и ясным: крупная немецкая медицинская компания Fresenius приобретает Rhӧn‑Klinikum, объединяет со своей медицинской сетью Helios Kliniken и создает безусловного лидера немецкого и европейского рынков медуслуг с общей годовой выручкой около 6 млрд евро. Но тут в дело вмешались конкуренты, и все пошло наперекосяк.

Штаб-квартира Rhӧn-Klinikum располагается в маленьком баварском городке Бад-Нойштадт-ан-дер-Зале, где компания Kurbetriebs-und-Verwaltungsgesellsc haft m.b.H. еще в 1970 году построила большой кондоминиум и реабилитационный центр для немецких репатриантов. Дела у центра шли плохо, пока три года спустя его не решил взять под управление немецкий экономист Ойген Мюнх. Он инвестировал в предприятие 130 млн немецких марок и получил долю 25%.

Под руководством Мюнха Rhӧn-Klinikum постепенно превратилась в крупную частную больницу – он открыл новые отделения: неврологическое, хирургическое и сердечно-сосудистой терапии. В 1989 году компания приобрела еще две больницы – Stiftung Deutsche Klinik für Diagnostik и Heilbad Bad Neustadt GmbH & Co, и тут же вышла на IPO, став первой немецкой публичной сетью клиник. В последующие годы Мюнх продолжил энергично развивать компанию, как за счет открытия новых больниц, так и за счет покупки уже существующих. В 2005 году Rhӧn-Klinikum купила семь больниц на 3200 коек в общей сложности, потратив 110 млн евро. В этом же году Мюнх становится председателем совета директоров Rhӧn-Klinikum, а еще через год покупает крупную университетскую клинику Gießen-Marburg (UKGM) на 2230 коек. Для компании это стало серьезным прорывом – раньше она скупала небольшие сети и клиники размером до 300 коек. В 2007 году оборот компании вырос до 2 млрд евро, а прибыль – до 100 млн евро.

Сейчас Rhӧn-Klinikum AG одна из крупнейших сетей клиник в Германии, в ней 40 пунктов неотложной помощи и 50 больниц, рассчитанных на 16 тысяч коек. В компании работают более 43 тысяч сотрудников. Капитализация Rhӧn-Klinikum AG составляет около 2,5 млрд евро.

В апреле 2012 года крупный немецкий производитель медицинского оборудования Fresenius (рыночная капитализация 16,8 млрд евро) решил приобрести Rhӧn-Klinikum. Дело в том, что Fresenius принадлежит также сеть частных клиник Helios Kliniken, в которую входит 60 больниц, рассчитанных примерно на 17 500 коек, таким образом, она примерно равна по размеру Rhӧn-Klinikum AG. Fresenius намеревалась выкупить 90% плюс одну акцию Rhӧn-Klinikum с существенной премией к рыночной цене – за 3,1 млрд евро, и стать владельцем компании. Сам Ойген Мюнх, основа-тель и председатель совета директоров Rhӧn-Klinikum, поддерживал эту сделку. Он и его жена были готовы продать свою долю акций (12,45%).

Объединенная компания Rhӧn-Klinikum и Helios Kliniken с выручкой около 6 млрд евро должна была стать доминирующей на рынке Европы, оставив конкурентов далеко позади. Сделка выглядела настолько многообещающей, что сразу после объявления о ней акции Rhӧn-Klinikum подорожали на 50%. Известный инвестор, миллиардер Джон Полсон тоже решил поучаствовать в выгодном предприятии, и его инвестфонд Paulson & Co приобрел 3,7% акций Rhӧn-Klinikum.

Но тут в процесс вмешались конкуренты. Во-первых, 5% акций Rhӧn-Klinikum срочно приобрела Asklepios, третья по величине сеть частных клиник Германии, которой вовсе не улыбалось получить сверхмощного конкурента в лице объединенных Rhӧn-Klinikum и Helios Kliniken. Еще одним покупателем 5%-ной доли стал поставщик медицинского оборудования в Rhӧn-Klinikum – компания B. Braun Holding GmbH. Владельцы B. Braun справедливо рассудили, что если их конкурент Fresenius купит Rhӧn-Klinikum, то они немедленно лишатся ключевого клиента.

Ирония ситуации в том, отмечало в своей статье в сентябре 2012 года агентство Reuters, что необычайно высокий «порог входа» установил ранее сам Ойген Мюнх, чтобызащитить свою компанию от враждебных поглощений. На практике это означает, что компания, желающая купить Rhӧn-Klinikum, должна сосредоточить в своих руках более 90% акций. Когда конкуренты Fresenius собрали пакет в 10% акций, это сделало покупку невозможной.

В сентябре 2012 года Fresenius объявила, что отказывается от планов поглощения Rhӧn-Klinikum, после чего акции последней рухнули на 22%. Акционеры Rhӧn-Klinikum не только лишились денег Fresenius, но и понесли прямые убытки – дивиденды в 2012 году были снижены до 0,65 евро за акцию против 1,13 евро за акцию годом ранее. Компании пришлось объяснять акционерам это снижение чрезмерными расходами на консультантов в период подготовки сделки с Fresenius.

Мало того, весной 2013 года Asklepios подала в антимонопольное ведомство Германии заявку на приобретение еще 5% акций Rhӧn-Klinikum, видимо, чтобы гарантированно блокировать любое поглощение, даже если B. Braun Holding GmbH решит все-таки продать свою долю. Разрешение было дано, однако Rhӧn-Klinikum обжаловала его в суде. Продажа этого пакета, как заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt генеральный директор Rhӧn-Klinikum Мартин Зиберт, «может помешать принятию важных стратегических решений».

Ситуация патовая, и выхода пока не видно.

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Топ5 европейских.png

клиника, германия, сеть больниц rhön-klinikum
Источник: Vademecum №2, 2013

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС