19 Мая 2024

Карт-блажь
Алексей Бершацкий, Ольга Гончарова, Марина Кругликова Мединдустрия
2 июня 2014, 16:16
4603

Почему амбициозный и дорогостоящий проект УЭК не прижился в сегменте медуслуг

Программа внедрения универсальной электронной карты (УЭК), содержащей в числе своих приложений доступ граждан к медицинской информационной системе, начала потихоньку сворачиваться. Региональные власти сокращают финансирование проекта и снижают объемы производства пластиковых носителей – смысл применения УЭК, особенно в медицинской сфере, для чиновников так и не стал очевидным. Инфра­структура для использования универсальных карт в поликлиниках готова фрагментарно, кроме того, у них есть полноценный аналог – пластиковые полисы ОМС.

КЛЮЧ НЕ ПОДХОДИТ

Универсальную электронную карту называют одним из самых амбициозных проектов Дми­трия Медведева, который еще в свою бытность Президентом РФ вынашивал идею создания национальной платежной системы и выдачи сопряженных с нею социальных карт всему населению страны. В 2010 году по мотивам этого плана был принят ФЗ №210 «Об орга­низации предоставления государственных и муниципальных услуг», где впервые про­звучало понятие «универсальная электронная карта» – носитель, имеющий широкий функ­ционал и обеспечивающий доступ гражданам к государственным, муниципальным и другим услугам, а также возможность их оплаты. В том же законе было прописано, что, помимо идентификационных и банковских компонентов, в карте должно быть обязательное приложение, содержащее полис ОМС.

Носитель должен был стать важным элементом разрабатываемой в то время единой государствен­ной информационной системы в сфере здравоох­ранения (ЕГИСЗ).

В концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной при­казом Минздравсоцразвития №348 от 12 апреля 2012 года, одним из основных принципов системы называлась сопряженность ее компонентов – элек­тронной регистратуры, электронной медицинской карты и других сопутствующих сервисов – именно с УЭК. Предполагалось, что электронный полис в составе карты должен содержать ключ, позволя­ющий пациенту идентифицировать себя в меди­цинской информационной системе, подтвердить свое право на предоставляемые услуги и получить доступ к имеющимся и перспективным опциям. Чтобы активировать УЭК, посетитель поликлини­ки должен был ввести пароль или пин-код в ин­фомате – тем самым карта обеспечивала защиту персональных данных пациента. Финансировать производство УЭК, а также адаптацию карт к про­граммному обеспечению медицинских информа­ционных систем должны были субъекты РФ.

Выдача УЭК по заявлениям граждан началась два года назад в «пилотных» регионах страны, а повсеместное обязательное внедрение этого носителя должно было завершиться в текущем году. Но уже первые месяцы работы с УЭК показали ее низкую востребованность. Инфраструктура для применения карты на тот момент была еще не готова ни в одной из сфер ее использования: портал госуслуг не предо­ставлял возможности регистрации с помощью УЭК, транспорт не был оснащен оборудованием, позво­ляющим использовать карту в качестве проездного билета, а единая государственная система здраво­охранения только начинала внедряться (подробнее об этапах и проблемах создания ЕГИСЗ читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года).

БИТВА ПЛАСТИКОВ

Ко всему прочему, в медицинской сфере к момен­ту планового внедрения УЭК у этого носителя уже существовал полноценный аналог – отдельно взятые электронные полисы ОМС, которые, в соответствии с ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страхова­нии в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года, начали повсеместно выдаваться еще в 2011 году. «Карты разрабатывались практически одновременно, но в рамках разных государственных программ. УЭК шла по линии электронного правительства, и ее ку­рировал Минэкономразвития, а отдельный электрон­ный полис ОМС – в рамках замены старых полисов на документы нового образца, и это был проект ФФОМС. Вероятно, изначально у этих двух программ не было достаточной координации между собой, и это привело к некоторому дублированию функций», – рассуждает близкий к Минздраву собеседник VM.

При этом у пластиковых полисов ОМС, которые также выдаются и производятся по заявлениям граждан, был ряд преимуществ, очевидных в первую очередь исполнителям программы их внедрения. Во-первых, производство электронных полисов финансировалось не на региональном уровне, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Во-вторых, к отдель­ным полисам ОМС во многих случаях было проще адаптировать сервисы создаваемой медицинской информационной системы. «В рекомендаци­ях Минздрава не было четко прописано, какой должна быть инфраструктура для работы с УЭК. Поэтому, например, в некоторых регионах могли закупить в инфоматы картридер для УЭК, но за­быть о клавиатуре для ввода пин-кода. С полисами ОМС таких проблем не возникало – по ним была достаточно грамотно составлена нормативная база на уровне ФФОМС, в том числе по применению в медицинских информационных системах. Кроме того, они проще в использовании – смарт-карта просто вставляется в инфомат, и система считывает информацию о пациенте», – поясняет директор по развитию компании «Комплексные медицин­ские информационные системы» Александр Гусев.

В результате в сегменте медуслуг УЭК по востре­бованности не выдержала конкуренции с пластиковым полисом. Например, по данным ТФОМС по Нижегородской области, к 1 мая этого года УЭК получили 2,3 тысячи человек, а полисов в виде отдельной пластиковой карты было выдано более 1 млн, что обеспечило этим носителем 32% жите­лей области. По данным федеральной уполномо­ченной организации «Универсальная электронная карта», с момента начала выдачи УЭК по всей Рос­сии было выпущено около 250 тысяч носителей, а количество заявлений на получение отдельного электронного полиса ОМС оценивается в несколь­ко десятков миллионов единиц.

УЭК ВАС РАЗНЕСЛО

Правительство озаботилось сбоями в реализации программы УЭК еще в прошлом году – в ФЗ №210 были внесены изменения, в соответствии с кото­рыми сроки обязательной выдачи карт переноси­лись на 1 января 2015 года. Предполагалось, что, с одной стороны, за это время удастся подготовить инфраструктуру для полноценного внедрения УЭК, с другой – закончить разработку законо­проекта об электронном паспорте нового поко­ления, который должен создаваться на базе УЭК и в результате заменить саму карту. Логику переноса сроков по внедрению УЭК президент ОАО «УЭК» Алексей Попов на одной из конфе­ренций в прошлом году обрисовал так: «Если закон об электронном паспорте удачно принимается, обязательность УЭК мы отменяем вообще. Если он не принимается по каким-либо причинам, то обя­зательность УЭК мы сохраняем и готовимся к ней, и с 1 января 2015 года мы ее выдаем всем, кроме отказавшихся». По словам представителя Минком­связи, сейчас ожидается, что законопроект об элек­тронном паспорте нового поколения будет внесен в Госдуму осенью.

Однако в ряде регионов решили не ждать приня­тия федерального закона или какого-нибудь иного развития ситуации и начали сокращать масштабы внедрения УЭК уже сейчас.

Представитель ОАО «Универсальная электронная карта Московской области» говорит, что его органи­зация с начала года приостановила выдачу населе­нию универсальных электронных карт из-за прекра­щения финансирования этой статьи правительством области. «Доступ к централизованному приему заявлений и выдаче УЭК действительно временно ограничен, но это связано с реорганизацией внутри курирующей этот проект компании», – пояснил представитель Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Правда, в ОАО «Универсаль­ная электронная карта Московской области» это заявление чиновника опровергают: никакой реорга­низации в компании не происходит.

В Нижегородской области производство УЭК в этом году сократится почти в пять раз – до тысячи заготовок. Причина – в невысокой, мягко говоря, востребованности: из выпущенных в прошлом году 4 800 карт в обращении по состоянию на 1 мая 2014 года находился только 2 371 носитель. Кроме того, сейчас в нижегородских страховых компаниях существует лимит на прием заявлений об изготовле­нии УЭК. Например, нижегородский филиал ОАО «РОСНО-МС», обслуживающий около 60% за­страхованных в регионе граждан, открыл лишь один пункт приема заявлений (ППЗ), готовый собрать не более 75 заявок. Три ППЗ действуют у филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в Ниж­нем Новгороде (около 34% застрахованных граж­дан), они могут принять 300 заявлений.

По словам министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергея Кучина, ограничение связано с тем, что прием заявлений через страховые компании пока проходит в тестовом режиме: «Сейчас идет пилотный проект, во вре­мя которого мы должны проверить схему приема заявлений через страховые компании. А для этого большого количества заготовок не нужно. Поэтому это ограничение очень условное и связано с коли­чеством имеющихся «болванок», часть из которых мы сейчас отдали страховым компаниям. Если УЭК не будет отменен после принятия закона об элек­тронном паспорте, мы объявим конкурс на изготовление новой партии карт для страховщиков».

Сокращение выпуска универсальных карт плани­руется и в Калининграде. «Если смотреть по ста­тистике, то с 1 января 2013 года за получением УЭК к нам обратились 3 092 человека, выдано порядка 2 000 карт, еще около 600 карт уже готово. Однако за частью из них граждане не приходят. Причина в том, что многие из заявителей являют­ся сотрудниками Сбербанка [основной акционер ОАО «Универсальная электронная карта». – VM], и у них централизованный процесс подачи заявле­ний. А когда человека заставляют получать карту, естественно, у него не будет желания ее заби­рать», – рассуждает представитель калининград­ского ОАО «Универсальная электронная карта».

«Пока мы выдаем карты из лимитов прошлого года, в этом году мы планировали изготовить около ты­сячи новых карт, но еще не получили денег на это, и обстановка с финансированием сейчас напряжен­ная», – замечает сотрудник компании – оператора УЭК из Владимирской области.

В большинстве регионов УЭК по-прежнему не вос­требована в сфере медуслуг – и не только из-за кон­куренции с полисом ОМС, но и по причине недо­статочной готовности инфраструктуры поликлиник. В этом году началась реализация второго этапа ЕГИСЗ, что подразумевает развитие прикладных сервисов – электронной регистратуры и электрон­ной медицинской карты. Кажется, более удачного момента для адаптации УЭК к информационной медицинской системе не найти. Но исполнителям госконтрактов по внедрению ЕГИСЗ – не до того, поскольку сегодня не во всех регионах завершен даже первый этап ее реализации. Например, в том же Нижнем Новгороде сейчас только идет приемка работ у компании «Ростелеком», выполнившей кон­тракт на проведение первого этапа создания ЕГИСЗ в регионе стоимостью 504,6 млн рублей.

«Попытка построить ЕГИСЗ в Ленинградской области в условиях недостаточного финансирования и ограниченного срока привела к неполному испол­нению и, как следствие, расторжению государствен­ного контракта», – признается председатель Коми­тета по здравоохранению Ленинградской области Арчил Лобжанидзе (подробнее об истории внедрения ЕГИСЗ в регионе читайте в VM #18 от 21 октября 2013 года). По его словам, сейчас комитет постоян­но находится под пристальным вниманием ФАС, прокуратуры Ленинградской области, участвует в судебных заседаниях и разрабатывает новый план создания ЕГИСЗ.

уэк

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС