14 Мая 2024 Вторник

Такой бизнес прокапали
Дарья Шубина, Анастасия Напалкова Фарминдустрия Мединдустрия
1 марта 2017, 13:04
Фото: Игорь Богданов
12806

Как родилась и погибла мечта основателей НПК «Эском» о лидерстве на рынке инфузионных растворов

История холдинга «Эском» пока не закрыта, но уже сейчас подталкивает наблюдателей к выводу: всеми своими достижениями именитый производитель инфузионных растворов обязан некогда губернатору Ставропольского края, а ныне члену Совета Федерации Валерию Гаевскому. Именно его волей Сергей Азиров в свое время стал основателем и гендиректором «Эскома». Именно Гаевский предложил сделать набирающую обороты компанию якорным предприятием ставропольского фармкластера и привлек к участию в этом проекте аж Инвестфонд РФ. Политический тяжеловес не уставал верить в свою креатуру ни после провала кластерной затеи, ни в особенно тяжкие для «Эскома» кризисные времена: с подачи Гаевского в жизнестойкость инфузионного холдинга смогли поверить очередные солидные инвесторы – российская ГК «Союзнефтегаз» и казахстанская Meridian Capital. Но и эта последняя протекция не помогла – между новыми акционерами и Азировым разгорелся конфликт, спровоцировавший процедуру банкротства «Эскома», продажу ключевого актива и признание сделки с инвесторами незаконной. Vademecum попытался разобраться, когда и почему инфузия повернула не в то русло.

МЯСОКОМБИНАЦИЯ

Завод «Эском» появился на руинах разорившегося Ставропольского мясоконсервного комбината. В 1997 году управление банкротством по просьбе краевой администрации доверили предпринимателю из Пятигорска Сергею Азирову, он же занялся переделкой цеха по выпуску кровезаменителей в полноценное инфузионное производство. «Стартовый капитал нам предоставило Министерство экономического развития края, возглавляемое в то время нынешним губернатором Ставропольского края Валерием Гаевским. Мы получили 17,5 млн рублей сроком на один год под 5%, правда, в виде векселей и с условием возврата «живыми» деньгами. На эти средства мы закупили линию оборудования и начали производство инфузионных растворов объемом 200 тысяч флаконов в месяц, а через год полностью вернули обещанную сумму с процентами», – вспоминал об успешном старте Азиров в интервью корпоративному журналу банка «ВТБ» в 2009 году.

К 2011 году «Эском» открыл несколько производственных площадок, задекларировал выручку свыше 2 млрд рублей и долю на рынке инфузионных растворов в 5%. Предприятие позиционировалось как стратегический актив Ставропольского края и пользовалось поддержкой регионального правительства. На волне признания и успеха «Эском» решился на поглощение конкурента – приобрел санкт-петербургское ОАО «Фирма «Медполимер». Сделка, завершившаяся в том же 2011 году, оценивалась в 500 млн рублей. В это предприятие «Эском» собирался вложить еще 10 млн евро, чтобы в перспективе увеличить свою долю на профильном рынке до 25%.

RIAN_00571792.HR.ru.jpg

Фото: РИА Новости

Параллельно компания Сергея Азирова строила планы органического развития и диверсификации: «Эском» анонсировал строительство нового производства инфузионных растворов, антибиотиков и дезсредств и, наконец, организацию Ставропольского фармкластера. Замысел требовал серьезных – порядка 5 млрд рублей – инвестиций. Но, похоже, «Эском», намеревавшийся к 2017 году увеличить выручку до 16,8 млрд рублей, твердо знал, что с финансированием проблем не возникнет. Основания для подобной уверенности у Азирова действительно были. Кластерная идея идеально укладывалась в стратегию «Фарма-2020», и представленный в этом модном тогда ключе план расширения «Эскома» вошел в перечень инвестпроектов СКФО, получающих, согласно постановлению Правительства РФ №1751-р от 6 октября 2011 года, госгарантии по кредитам. Край в лице губернатора Гаевского амбиции Азирова, естественно, поддержал. «Эском» заключил с регионом инвестсоглашение, по которому администрация края собственными силами и с помощью средств Инвестиционного фонда РФ строит инфраструктуру – сети электро-, водо- и газоснабжения, а «Эском» – завод.

Подготовка площадки затянулась на несколько лет, но «Эскому» эта передышка, похоже, была на руку – компания сосредоточилась на операционной деятельности и наведении порядка в финансах. Азиров под залог активов предприятия, 75% акций и свое личное поручительство взял в «Номос-банке» (сейчас – ФК «Открытие») кредит в 3,1 млрд рублей до 2020 года. По признанию основателя «Эскома», деньги были нужны для рефинансирования кредитов, пополнения оборотных средств и налаживания выпуска продукции в полимерной таре.


азиров pobeda26.ru.jpg
Сергей Азиров (справа). Фото:  pobeda26.ru

БРЕМЯ И СТЕКЛО

Былую состоятельность «Эскома» Сергей Азиров иллюстрирует переговорами с иностранными инвесторами. По его словам, в 2012 году к нему обращалась некая немецкая компания, предлагавшая за завод $180 млн. Название интересанта Азиров не раскрывает, зато уточняет: от сделки его отговорил Валерий Гаевский, сомневавшийся в том, что зарубежный покупатель станет развивать «Эском». Единственная профильная немецкая компания, приезжавшая в 2012 году на переговоры с Гаевским, – Fresenius. В российском подразделении «Фрезениус-Каби» на момент подготовки этого материала не смогли объяснить Vademecum, почему сотрудничество со ставропольским предприятием не срослось. Сенатор Валерий Гаевский обсуждать свои взаимоотношения с Азировым, как и прочие подробности истории «Эскома», отказался.

Что же еще, помимо недоверия губернатора, инвестиционных планов и кредитной нагрузки самого «Эскома», могло заставить Fresenius отказаться от покупки? Гадать бессмысленно. Конкуренты ставропольской компании считают, что в расстройстве сделки с немцами, да и в прочих бедах «Эскома» виновата тара. «Все производители давно перешли на полимерные упаковки для инфузионных растворов. «Эском» продолжал работать со стеклянными бутылками, из-за которых, в конечном счете, и потерял свои позиции на рынке», – говорит топ-менеджер одной из профильных производственных компаний.

Тяга к бутылке действительно сыграла в судьбе «Эскома» если не роковую, то четко отрицательную роль. Компания закупала стеклянную тару на украинском заводе «Юник Фарма», сотрудничество с которым по известным политическим причинам в 2014 году прекратилось. Розлив инфузионных растворов остановился, пока Азиров не договорился о поставках тары со ставропольским «ЮгРосПродуктом». Простой жестко отразился на экономике «Эскома». Продажи сократились на 30% в натуральном выражении, и по итогам 2014 года компания показала падение оборота до 1,5 млрд рублей (против 2,5 млрд рублей, вырученных в 2013-м). Чистая прибыль рухнула с прежних 279,8 млн до 1,7 млн рублей.

Компанию, судя по дальнейшим действиям Азирова, могли спасти только новые финансовые вливания. В объявлении, опубликованном на сайте ассоциации частных инвесторов «Инвест-Фонд», говорится: «НПК «Эском» готов рассмотреть предложения по инвестициям в акционерный капитал, долгосрочным займам, привлечению средств для увеличения оборотного капитала в суммах от 1 до 5 млрд рублей». В той же заявке приводился состав совладельцев предприятия: самому Сергею Азирову принадлежали 6%, Татьяне Азировой – 23,5%, Гелани Азирову – 69,4%.

Публичный призыв пользователи ресурса «Инвест-Фонд» проигнорировали. И Азирова опять поддержал Валерий Гаевский, который, хоть и сменил губернаторский пост на кресло замминистра регионального развития, флагмана краевой фарминдустрии не забыл. Как рассказал Vademecum источник, близкий к нынешним акционерам «Эскома», предприятие по просьбе Гаевского взялся поддержать председатель правления ГК «Союзнефтегаз» Юрий Шафраник. И у ставропольской компании появились два новых акционера – аффилированная с «Союзнефтегазом» компания Greenpoint и казахстанский инвестхолдинг Meridian Capital, принадлежащий, по данным Forbes Казахстан, местным бизнесменам Евгению Фельду и Аскару Алшинбаеву. Meridian Capital занимается девелоперскими проектами в Москве и Санкт-Петербурге, до 2016 года владела долей в компании «Юнимилк», а недавно вложилась в расширение производителя молочной продукции Food Union в Китае. Но, как и у «Союзнефтегаза», опыта работы на фармрынке у Meridian Capital до «Эскома» не было.


RIAN_00571797.HR.ru.jpg
Подача тары для инфузионных растворов на ОАО "Научно-производственный концерн "ЭСКОМ". Фото: РИА Новости

Поэтому инвесторы наняли аудиторов, которые, как утверждает представитель акционеров и бывший член совета директоров «Эскома» Владимир Надточий, обнаружили «значительную закредитованность компании, неэффективное использование финансовых средств, наличие «токсичных» активов и высокую долю бартерных расчетов по договорам с потребителями». Тем не менее прогнозы аудиторов звучали обнадеживающе. «По заключению привлеченного технического эксперта и нашим расчетам предприятие было вполне способно выйти в ближайшие два-три года на объем выручки в районе 5-6 млрд рублей в год с рентабельностью по EBITDA под 45–50%, долей рынка 40–50% по инфузиям и 8–10% по ампулам, – рассказывает Надточий. – При таких показателях деятельности компания в этот же период выходила на приемлемые показатели долговой нагрузки и положительный свободный денежный поток как источник для выплаты дивидендов акционерам». Одним словом, инвесторы ударили с Сергеем Азировым по рукам.

Партнеры организовали на Кипре компанию Samerfield Services Limited, в которой 51% достался Азирову, 49% – инвесторам. При этом офшор получил почти 99,7% «Эскома», десятые доли остались миноритариям. За такое распределение долей Greenpoint и Meridian Capital обязались предоставить средства для погашения заводом накопленных долгов. В общей сложности новые акционеры направили на реабилитацию «Эскома» 1,25 млрд рублей, говорит Азиров. Инвесторы настаивают на сумме примерно в 2 млрд рублей. Так или иначе, чудесного спасения не произошло.

«ЭСКОМ» В ГОРЛЕ

По словам Владимира Надточия, Азиров не сумел вывести предприятие на плановые показатели выручки и прибыли, «продолжил работать по бартеру с контрагентами, занижая цены на продукцию, не заключил долгосрочный контракт с крупнейшим на юге России производителем стеклянной тары и в результате привел компанию к предбанкротному состоянию». Финансовая отчетность предприятия подтверждает справедливость этих претензий: в 2015 году «Эском», хоть и нарастил выручку до 1,8 млрд рублей, но впервые в своей истории продемонстрировал убыток в 546 млн.

Сергей Азиров нашел для партнеров контраргумент, обвинив Greenpoint и Meridian Capital в том, что они провели вливание не одной «ударной дозой», а растянули поддержку на помесячные выплаты, в результате транши шли на погашение процентов по кредиту, а не в производство: «Также были нарушены договоренности в части выделения второго транша на реализацию инвестиционного проекта. Потом появилось условие – передача инвесторам полного контроля над компанией». О невозможности эффективно использовать такую инвестиционную подпитку Сергей Азиров рассказал публично – в авторской колонке на информационно-аналитическом портале «Кавказ сегодня». Многочисленные тематические ссылки на этот ресурс Vademecum предоставил Сергей Сергеев, отвечающий в «Эскоме» за связи с общественностью.

Отдельные претензии у Азирова появились и к основному кредитору – ФК «Открытие». В 2015 году банк переуступил две трети от 3,1 млрд рублей долга «Эскома» московской компании «Байкал», как утверждает Азиров, за 100 млн рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, «Байкал» принадлежит кипрскому офшору Blaugrant Limited, гендиректором которого является Валерий Городниченко, владеющий еще несколькими, ранее подконтрольными «Открытию», компаниями. В «Открытии» комментировать Vademecum смысл и схему реструктуризации не захотели. Близкий к «Открытию» источник видит отношения с «Эскомом» в негативном для Азирова свете: пусть банк и не устраивала просрочка платежей по процентам, он до последнего пытался выстроить диалог с должником. У гендиректора «Эскома» своя правда: единственным предложением со стороны инвесторов и банка была продажа акций, другому московскому юрлицу – ООО «ПрофитКапиталИнвест», с чем он, Азиров, согласиться, конечно, не мог.

В начале 2016 года споры вокруг ставропольского фармпроизводителя переросли в судебные тяжбы – в электронной базе арбитража kad.arbitr.ru находится более десятка дел с участием «Эскома», его акционеров и подконтрольных компаний. Первым банкротство предприятия пытался начать банк «Открытие», но немного опоздал. В январе 2016-го арбитраж Ставропольского края по иску местного ООО «ЭСТМедикал» ввел в «Эскоме» процедуру наблюдения. Временным управляющим «Эскома» выступает Вячеслав Гайзетдинов, не без борьбы назначенный на эту роль по инициативе «ЭСТМедикал».

Представитель акционеров «Эскома» Владимир Надточий предполагает, что «ЭСТМедикал» аффилирован с Сергеем Азировым, подтверждая эту связь следующим образом: некоторое время гендиректором этой компании являлся Андрей Водолазкин – «бывший, а возможно, и нынешний коммерческий директор «Эскома». Владелица «ЭСТМедикал» Мариам Газикова, по словам Надточия, также «может входить в близкий круг Азирова». Рядовые сотрудники предприятия называли Газикову домработницей Азирова.

Эту версию косвенно подтверждает состоявшаяся в феврале 2016 года продажа «Эскомом» питерского «Медполимера» за 123 млн рублей двум физлицам: пакет в 54,99% достался Нурутдину Газикову, в 45% – Зелиману Чхакиеву. Сторона Азирова называет продажу «Медполимера» вынужденной мерой, призванной не допустить остановку работы предприятия. «Нурутдин Газиков и Зелиман Чхакиев – известные в СКФО предприниматели. Ранее мы работали с ними в части поставок сырья и материалов», – говорит Сергей Азиров, добавляя, что сделка состоялась с тем, кто согласился на ее условия. Greenpoint и Meridian Capital, расценив сделку как вывод активов, 6 февраля 2017 года оспорили ее законность в 16-м арбитражном апелляционном суде.

САН КОНКУРСАНТА

Две промежуточные победы оппоненты Сергея Азирова одержали в конце 2016 года. Во-первых, «Открытию» удалось снять обеспечительные меры с залоговых акций. Во-вторых, Samerfield Services Limited добилась проведения внеочередного собрания акционеров «Эскома». Согласно решению Арбитражного суда Ставропольского края от 22 декабря 2016 года, заседание должно состояться в течение 60 дней и на нем будут досрочно переизбраны члены совета директоров. Порадоваться Greenpoint и Meridian Capital мешает пара обстоятельств: возможность оспорить выгодные им решения в вышестоящих инстанциях и, собственно, дело о банкротстве.

По словам юриста бюро «Деловой фарватер» Марьяны Юхарановой, распоряжаться акциями предприятия сможет конкурсный управляющий, но из-за банкротства ценные бумаги едва ли будут стоить дорого. Соответственно, и переизбрание совета директоров мало чему поможет. В принципе, отстранить Азирова от должности можно по Трудовому кодексу – досрочно и без указания мотивов, по решению Samerfield Services Limited. «Однако, учитывая, что Азиров владеет 51% Samerfield, трудно представить, как такое возможно», – говорит юрист.

Если акции «Медполимера» решением апелляционного суда вернутся от Газикова и Чхакиева, то отправятся в конкурсную массу банкротящегося «Эскома». Ключевые вопросы: дойдет ли дело до конкурсного производства и кто получит лидерство в реестре кредиторов. По состоянию на 15 февраля арбитраж Ставропольского края согласился учесть в реестре требования на 3 млрд рублей, из которых около 2 млрд приходится на «Байкал». По сло- вам юриста ГК «Союзнефтегаз» Андрея Шахова, общая сумма заявленных кредиторами требований превышает 25 млрд рублей, и так реестр раздувается искусственно с помощью аффилированных Азирову компаний.

В деле о банкротстве действительно можно встретить внушительные по суммам требования от каких-то невнятных компаний. Суд подобные заявления недоуменно отклоняет. Например, в январе 2017 года было отказано ставропольской компании «Партнер», которая пыталась включиться в реестр кредиторов с 1,5 млрд рублей долга. Истец утверждал, что «Эском» не выполнил условия некоторых договоров, не приложив, однако, к заявлению, ни одного подтверждающего документа. По данным kartoteka.ru, «Партнер» был зарегистрирован в 2015 году, принадлежал Мурату Хачирову, но уже находится в стадии ликвидации. Ответившая на звонок по указанному в профиле «Партнера» номеру девушка сообщила Vademecum, что такой компании «здесь больше нет».

Угроза конкурсного производства Сергея Азирова, кажется, совсем не беспокоит. Еще осенью он сообщил в Минпромторг России, что в 2017 году «Эском» планирует выйти из процедуры наблюдения и по-прежнему намерен строить новые производственные линии. Сергей Азиров подтвердил Vademecum, что ввод этих мощностей в эксплуатацию намечен на IV квартал 2017 года – для финансирования проекта уже найден инвестор.

У предпринимателя есть основания надеяться на благополучный исход. На операционной активности «Эскома» и «Медполимера» банкротство пока не отразилось. На рынке так называемых дешевых инфузионных растворов, которые в большом объеме закупаются медучреждениями, «Эском» и «Медполимер» выступают вполне достойно: по данным DSM Group, за девять месяцев 2016 года их совместная доля в этом сегменте составила 14,7% в деньгах, а это второй результат после лидера – компании B.Braun (16,5%).

В набирающей тома многосюжетной тяжбе есть еще один примечательный эпизод, точнее, юридический прецедент: российскому арбитражу фактически удалось отменить сделку, оформленную за пределами страны. Еще весной 2016 года миноритарные акционеры «Эскома» Юрий Астащенко и Николай Некрасов (у каждого – по две акции) вдруг поняли, что факт передачи почти 100% предприятия кипрской компании Samerfield нарушает их права. Они ссылались на ФЗ №57 от 29 апреля 2008 года «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Суд согласился с тем, что иностранная компания получила контроль над стратегически важным производством, и удовлетворил иск. Тот факт, что Samerfield на момент сделки контролировал Сергей Азиров, арбитраж Ставропольского края счел недоказанным.

Осенью 2016 года Samerfield добилась отмены этого решения в апелляции, а 25 января 2017-го арбитраж Северо-Кавказского округа оставил в силе постановление первой инстанции. «Компания Samerfield в ближайшее время должна быть исключена из реестра акционеров НПК «Эском». Возможно, ввиду нового иска об истребовании данных акций в пользу предыдущих собственников», – намекает Сергей Азиров. Но случится это уже после решения Верховного арбитражного суда, куда в начале февраля отправилось многострадальное дело.

эском, инфузионные растворы, бизнес, инвестиции
Источник: Vademecum №3, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС