19 Мая 2024

Дигиталии к осмотру
Анна Родионова Мединдустрия
3 декабря 2013, 15:26
3984

Когда в стране заработает электронная медицинская карта

Минздрав 20 ноября обнародовал формуляр «Основные разделы электронной медицинской карты» (ЭМК), описывающий требования к структуре и содержанию одного из базовых сервисов единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). По сути, этот документ – обязательная для исполнения инструкция, предназначенная для разработчиков региональных медицинских информационных систем (МИС). На местах унификация МИС должна завершиться до апреля 2014 года. Однако эксперты, знакомые с ситуацией по созданию ЕГИСЗ, оптимизма регулятора не разделяют, полагая, что процесс, описываемый в ведомственном документе, можно рассматривать только в качестве промежуточного этапа внедрения ЭМК.

Директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Ивакин назвал разосланный на места документ ≪методологической базой, на основе которой все медицинские системы в регионах заговорят на одном языке≫.

Как следует из формуляра, ЭМК обязана содержать 15 разделов, таких как ≪Состояние пациента≫, ≪Врачебные осмотры≫, ≪Результаты исследований≫, ≪Вмешательства и процедуры≫, ≪Метрики пациента≫, ≪Ведение регистра≫, ≪Оказание СМП≫ и пр. Каждый раздел включает подпункты: например, раздел ≪Заболевания и осложнения≫ должен содержать такие поля, как ≪Тип диагноза≫, ≪Статус лечения≫, ≪Вид заболевания≫, ≪Характер заболевания≫ и так далее. Обмен ЭМК между МИС регионов будет осуществляться через Федеральный центр обработки данных Минздрава России.

В дополнение к ≪Основным разделам≫ регулятор собирается издать еще один документ, определяющий ≪механизм актуализации структуры≫ ЭМК и регулирующий ≪ее реализацию в информационных системах медицинских учреждений в регионах≫, не требуя при этом замены МИС.

И сам формуляр, и оговорка о последующих дополнениях вызвали у игроков IT-индустрии скепсис в отношении перспектив задуманного регулятором информационного рывка. ≪Разработка документа велась силами самого министерства, эксперты и профессионалы, хорошо в этом вопросе разбирающиеся, к созданию документа привлечены не были, потому и результат очень критикуемый, – поясняет замдиректора по развитию бизнеса компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫ Александр Гусев. – Я бы назвал принцип ≪лучше плохое, чем вообще ничего≫ как минимум спорным. В качестве некой базовой минимальной заготовки этот документ вполне жизнеспособен, но требуется его дальнейшее развитие и совершенствование, принимать его в таком виде было преждевременно≫.

≪В моем представлении документ пустой, – замечает президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил Эльянов. – Описана не медицинская карта, а ее структура, работать пока не с чем. Все равно, что вы приходите в магазин за мебелью, а вам дают каталог, но сидеть-то вы на нем не сможете≫. По мнению эксперта, изданный Минздравом документ можно воспринимать только как промежуточный. ≪В ЭМК должен существовать минимальный объем полей. В медучреждениях разных классов разные медкарты – сравните гематологический центр и роддом, – поясняет свой тезис Эльянов. – Расписать поля для всех организаций физически невозможно, поэтому карта должна быть организована таким образом, чтобы каждый мог вводить свои поля, но при этом был бы обязательный минимум≫.

Авторам ЭМК пришлось решать непростую задачу консолидации и систематизации чрезмерно объемного материала, снижает градус критики директор по информационным технологиям компании ≪Астон Консалтинг≫ Михаил Черников. ≪ЭМК имеет 15 обширных разделов, в той или иной степени отражающих важные аспекты состояния здоровья пациента. С точки зрения визуального анализа, данного врачом по одному пациенту, ЭМК свою роль выполняет, – полагает эксперт. – Многие параметры пациентов можно проанализировать и в совокупности, получив определенную статистику, не вдаваясь в клинические особенности той или иной нозологии≫.

Но полнота и качество внесения сведений все равно останутся в числе первостепенных проблем. ≪Как показывает практика ведения регистров пациентов, даже при существенно меньшем объеме данных весьма сложно добиться полноты и качества, особенно в части анамнеза, – добавляет Черников. – Говорить об ≪удачности≫ структуры ЭМК можно будет только через два-три года после ее реального внедрения в клиническую практику≫.

Технических проблем с внедрением возникнуть не должно: в рамках ≪базовой информатизации≫, проведенной в 2011–2012 годы, большинство регионов озаботились созданием необходимой инфраструктуры и закупили различные МИС, в базовых возможностях которых заложено ведение электронных медкарт. Вопросы у специалистов возникают к практике введения ЭМК. ≪Осуществить быстрый переход на ЭМК маловероятно. Минздрав сообщил лишь структуру карты, ни слова не сказав о том, как нужно исполнять переход≫, – конкретизирует претензию коммерческий директор компании ≪Открытые Технологии≫ Григорий Шевченко.

≪Говорить о повсеместной готовности к переходу на ЭМК еще слишком рано со всех точек зрения, – соглашается с коллегой Михаил Черников. – Но в то же время в отдельных компактных регионах и ЛПУ с подготовленной инфраструктурой до конца 2014 года это произойдет≫. По прогнозам специалистов, потребуется несколько лет, чтобы вся система заработала реально, а не только на бумаге.

≪Унификация МИС – это вообще отдельный вопрос. В свое время все регионы добивались от Минздрава, чтобы ведомство сообщило единые требования к внедряемым МИС, но это так и не было сделано. Теперь унификация превращается в достаточно затратный по времени и деньгам процесс, – продолжает Григорий Шевченко. – Запрограммировать предложенную Минздравом структуру несложно и недорого, а вот внедрить и использовать – куда сложнее и дороже≫.

≪Пока не совсем понятно, как именно должны унифицироваться системы, какие именно, в какой срок, и каковы критерии оценки – выполнена унификация или нет. Представляется, что для этого должен быть разработан отдельный нормативный документ≫, – размышляет Александр Гусев.

Отсутствие методики перехода к ЭМК Григорий Шевченко называет одной из основных проблем, которые могут возникнуть при реализации регионами поручения Минздрава. ≪То есть опять каждый будет придумывать свои алгоритмы перехода, и в результате часть перейдет, часть застрянет, а часть просто перестанет переходить≫, – прогнозирует эксперт. На этапе адаптации региональных МИС к требованиям ведомства могут проявиться и другие недочеты.

≪Изменение связей, таблиц, типов полей данных влечет переформатирование уже накопленной информации, что зачастую приводит к ее потере или искажению, – отмечает Михаил Черников, прогнозируя нестыковки, возможные из-за различия методик сбора информации. – Например, те же метрики, результаты лабораторных анализов или инструментальных исследований будут создавать информационные конфликты≫.

Александр Гусев, в свою очередь, отмечает нехватку специалистов, которые бы могли эффективно внедрять ЭМК и поддерживать эти внедрения на местах, и неясный статус IT-службы медицинских организаций. Эксперты единогласно указывают на нерешенный вопрос с ведением двойной документации – бумажной и электронной. ≪Что делать с действующими бумажными картами, – размышляет Григорий Шевченко, – оцифровывать? Дорого. И опять-таки неясно, как это сделать. Оставить как есть? Тогда надо будет поддерживать оба формата≫.

С юридической точки зрения отказаться от бумажных карт пациентов в пользу ЭМК медучреждения не могут: не выпущено нормативных актов, упраздняющих прежний порядок. ≪Это вроде как не будет противозаконно, прямого запрета нет, а значит, что не запрещено, то разрешено. Но здравоохранение – весьма консервативная среда, – замечает Александр Гусев. – Там нужно прямое указание регулятора, и пока его нет – все риски ведения ЭМК будут на главвраче и лечащем враче≫.

По замыслу Минздрава, региональные МИС должны стать источниками для интегрированной электронной медкарты (ИЭМК). Если ЭМК ведутся на уровне локальных медучреждений, то в ИЭМК собираются сведения из электронных карт пациентов, открытых в разных ЛПУ. Таким образом, ИЭМК отводится роль одного из базовых элементов федеральных сервисов ЕГИСЗ. Регионы самостоятельно решают, как будет организовано взаимодействие их информационных систем с федеральной базой. ≪Где-то на уровне субъекта будет построено облако, которое будет синхронизироваться с федеральным ресурсом. А где-то учреждения станут взаимодействовать с центром напрямую≫, – рассказывал Роман Ивакин в марте текущего года в интервью Cnews.

В 2011 году конкурс по созданию ≪первой очереди ИЭМК и сервисов доступа к ней≫ выиграл за 1 рубль при начальной цене кон- тракта 83 млн рублей Ростелеком (подробности внедрения ЕГИСЗ – в исследовании ≪Софтдепия≫, опубликованном в #18, 21–7 октября 2013 года).

Но Михаил Эльянов говорит о формальном внедрении ИЭМК: ≪Должен быть нормальный конкурс на разработку структуры ИЭМК, и выиграть конкурс должен кто-то понимающий в этом деле, чтобы выдать продукт и потом за это отвечать≫.

Конкурс по созданию ≪второй очереди прикладных информационных систем в рамках реализации концепции создания ЕГИСЗ≫ выиграло ООО ≪УСП Компьюлинк≫. Контракт на 590 млн рублей (начальная цена – 593 млн рублей), заключенный 16 сентября текущего года, предполагает разработку техзаданий по развитию сервисов ИЭМК, Федеральной электронной регистратуры, Единой системы идентификации, аутентификации и авторизации пользователей ЕГИСЗ, а также соответствующего ПО. По завершении работ функционал ИЭМК должен быть расширен.

Параллельно регионы должны до 15 декабря интегрировать свои фрагменты с ИЭМК. В течение первых трех месяцев 2014 года Минздрав будет проверять исполнение этого задания. Тесты планируется завершить к 10 апреля 2014 года. О том, начнут ли с этого момента в ИЭМК поступать данные из региональных МИС, эксперты судить не берутся.

электронная карта, электронная медицинская карта, мис

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС