20 Мая 2024 Понедельник

Бюст всемогущий
Василий Когаловский, Дарья Шубина, Софья Лопаева, Екатерина Макарова Пластическая хирургия Мединдустрия
5 октября 2015, 13:58
Фото: Fotolia/PhotoXpress
8993

Увеличение груди стало самой востребованной пластической операцией.

В 2014 году в российских клиниках и отделениях пластической хирургии было выполнено более 115,4 тысячи эстетических операций на общую сумму свыше 10 млрд рублей. В тройку самых популярных вмешательств вошли увеличение груди, блефаропластика и подтяжка лица. Несмотря на то что пластическая хирургия продолжает активно развиваться в регионах, лучше всех удалось поработать клиникам Москвы – в 2014 году они сделали 36% операций по стране, зато в деньгах заняли более половины рынка.

Трогательная история

В прошлом году отечественный рынок эстетической пластической хирургии по сравнению с результатами 2013 года показал динамику в 24% по количеству операций и вырос на 15% в денежном выражении – с 9,1 млрд рублей до 10,4 млрд рублей. Рост связан в основном с увеличением количества операций разного профиля. Частично на итоговый показатель повлияло увеличение количества клиник и отделений, опрошенных аналитиками Vademecum в ходе исследования, – с 281 до 314 участников рынка. Выборка увеличилась по ряду причин, объективных и субъективных. Несколько клиник обратились в наш аналитический центр по собственной инициативе, еще с десяток организаций мы вычислили в ходе первичного мониторинга рынка. Причем для части из них 2014-й стал первым годом работы. Это, например, московская IMC Med, Клиника доктора Пономарева в Тольятти, Клиника профессора Шапкина во Владивостоке и другие.

Некоторые игроки, напротив, ушли с рынка - временно или навсегда. Например, не было эстетических операций в прошлом году в тюменском медцентре «ЮниМед» (хотя в спектре услуг клиники пластическая хирургия все еще числится) и в санкт-петербургском Институте красоты на Гороховой, где в прошлом году продолжался ремонт. В столичном Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины уже в 2013-м.

Как стекло

Критерии определения прозрачности участников рейтинга выполнялись только подтяжки нерассасывающимися нитями, а в прошлом году инъекционная и аппаратная косметология полностью вытеснила «пластику».

Специфика взаимодействия с респондентами в ходе исследования – ответственность и пунктуальность одних и диаметрально иное поведение других, – а также общение с отраслевыми экспертами натолкнули Vademecum на мысль включить показатель прозрачности в рейтинг российских клиник. Прозрачность понимается нами просто – предоставила клиника все запрошенные нами данные либо выдала информацию частично, например, заявила о более чем 500 выполненных вмешательствах, но глубинный и подтверждающий эту цифру опрос пройти отказалась. «Отказники» или затянувшие до неприличия с ответом на наши вопросы клиники были маркированы соответствующим образом как непрозрачные.

Еще одно новшество рейтинга – степень верификации данных (подробности – в таблице «Верю – не верю»). Благодаря верификационным экспертным опросам и опросам администраторов несколько клиник, как столичных, так и региональных, были вычеркнуты из нашей базы. Представители таких организаций откровенно обманывали аналитиков Vademecum – заявляли о невероятных операционных объемах, на самом деле не занимаясь хирургией. Показательный пример – Клиника Александры Рашель. Несмотря на все уверения ее владелицы, «клиника» является не клиникой, а посредником, консьержем между пациентами и пластическими хирургами из других медучреждений.

Москва силиконовая

Московским клиникам в прошлом году удалось заработать на «эстетике» 5,4 млрд рублей – это более половины всего российского рынка, то есть все остальные города, вместе взятые, выручили денег меньше, чем столица. Причина в том, что, хотя Москва занимает чуть более трети рынка по количеству операций, их стоимость порой в разы выше, чем в других городах страны. По данным Vademecum, увеличение груди в Москве в 2014 году в среднем стоило 240 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 186 тысяч рублей, а в других городах-миллионниках – на уровне 120 тысяч. Относительно недорогая блефаропластика в столице оценивалась в 56–80 тысяч рублей, в Питере –в 44–58 тысяч рублей, в других городах-миллионниках – в 28–41 тысячу рублей.

При этом в Москве становится меньше пациентов из регионов, отмечают участники рынка. «За последние три года заметно выросло число клиник в регионах. Если раньше, например, в Рязани оперировал один хирург, то сейчас – уже четверо, в Новосибирске или Омске было три-четыре хирурга, а сейчас их восемь-девять. Пациентам незачем ехать в Москву, раз они могут получить услугу на месте», – говорит главный врач клиники «Корчак» Владимир Корчак.

Концентрация клиник в Москве – в прошлом году здесь работали 116 клиник – влияет на загруженность специалистов. В целом среди столичных пластических хирургов более, чем в других городах, распространена практика совместительства. Если в Москве один хирург в одной клинике за год выполняет в среднем 116 операций, то в других городах – около 180 операций. В частных клиниках занятость специалистов в среднем выше, чем в государственных, – 160 эстетических операций в год против 144.

В России, по подсчетам ISAPS, в 2014 году работали 2 тысячи пластических хирургов. В рамках исследования рынка аналитики Vademecum выясняли не только число хирургов, задействованных в работе клиники в отчетный период, но и фиксировали их имена, что позволяет выявить совместителей и подсчитать корректное число хирургов. Результаты этой части исследования будут опубликованы к концу осени 2015 года.

В три разреза

Региональный фактор влияет и на распространенность типов операций. Если в Москве увеличение груди обгоняет блефаропластику (см. инфографику «Грудь всему голова»), то, чем глубже в регионы, тем популярнее коррекция век. В миллионниках, за исключением Санкт-Петербурга, блефаропластика в 2014 году заняла первое место и составила 20% от общего количества операций в этих городах. В городах с населением менее 1 млн человек – 19,5% от общего количества операций. Наиболее популярна блефаропластика, естественно, в азиатской части РФ, особенно в Якутии, Южно-Сахалинске и Владивостоке. На популярность блефаропластики влияет также и упомянутый ценовой фактор. Блефаропластика как способ коррекции возрастных изменений заметно дешевле эндоскопических и тем более круговых подтяжек лица: в городах-миллионниках стоимость блефаропластики стартует от 28 тысяч рублей, а подтяжки лица – от 60 тысяч, в городах с населением менее 1 млн человек средний минимум стоимости коррекции век составляет 20 тысяч, всего лица – 50 тысяч рублей.

Увеличение груди, тем не менее, остается драйвером роста для российского рынка в целом. Помимо Москвы, высокую операционную активность по этому профилю в 2014 году продемонстрировали Санкт-Петербург и Екатеринбург. «Рынок маммопластики с имплантатами в 2014 году вырос на 8% по сравнению с 2013-м. Общее количество операций, по нашим оценкам, составило около 20 тысяч, лидирующие позиции принадлежат Москве и Санкт-Петербургу. Екатеринбург также выходит вперед, в основном за счет серьезных оборотов Центра косметологии и пластической хирургии», – говорит представитель дистрибьюторской компании Silimed Екатерина Андрейкина. Тезис подтверждает и генеральный директор клиники Doctor Plastic Юлия Карлссон, отмечая, что в 2014 году количество таких операций в их клинике, которая специализируется на увеличении груди, возросло приблизительно на 18%.

Зато подтяжки лица, занявшие третье место в общероссийском топе, получили такую позицию только за счет регионов. На третьем месте этот тип операций в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, а также в городах с населением менее 1 млн человек. Из 12,6 тысячи подтяжек лица 26% делались нерассасывающимися нитями. Зачастую в клиниках отмечали, что нити применяются как вспомогательная технология во время классических подтяжек. Так же сочетанно применяется и липофилинг, но эти случаи, по методологии исследования VM, не считаются отдельными операциями. «Мы применяем липофилинг во время всех подтяжек лица, а в ряде случаев и при ринопластике у возрастных пациентов. Бывает и так: пациентка старше 30 лет хочет скорректировать объем губ. Логично предложить ей получить более полную омолаживающую процедуру: набрать не 2-3 мл жира, а 20–30 мл и распределить его по всем зонам на лице, где требуется дополнительный объем», – говорит руководитель отделения хирургии Приморского краевого диагностического центра Сергей Мошак.

Липосанкции

В прошлом году продолжилась тенденция сокращения количества липосакций. По сравнению с 2013 годом их доля уменьшилась на 1,1%. «Липосакций действительно стало мало. Если хирург делает хотя бы одну липосакцию раз в два месяца, это уже очень хороший показатель. Люди уже пришли к пониманию того, что липосакция – это процедура для коррекции тела, например, зоны галифе или живота, а не способ похудеть. Пациенты худеют сами, в том числе с помощью бариатрии. После этого им нужны подтяжки тела, а не липосакция», – отмечает Владимир Корчак.

По словам руководителя Клиники Века Таира Алиева, интерес пациентов к липосакции также отбило большое число некачественных результатов: «В этом году в нашей клинике было сделано пять липосакций. А ведь когда-то я делал семь в день! Люди разочаровались в этой операции, боятся непрофессионализма хирурга. Мне даже кажется, что такой предмет женского гардероба, как пляжное парео, появился как раз после того, как липосакция приобрела массовую популярность, чтобы скрыть неровности, втяжения и другие следы неправильно выполненной липосакции».

Как отмечают эксперты и участники рынка, за последний год практически не было пациентов, желающих исправить результаты неудачной липосакции. Зато большая доля исправлений – до 30% – в ринопластике. «В год мы оперируем повторно около 10 таких пациентов. В семи случаях первичная ринопластика не привела к ожидаемому результату – улучшению дыхания. Остальные трое жалуются на некорректно исправленную форму», – объясняет Алиев. Вторым по популярности среди повторных вмешательств является замена или удаление имплантатов. 80 клиник, которые ответили Vademecum на вопрос об исправлениях, в общей сложности выполнили в 2014 году около 670 замен и удалений. По словам Сергея Мошака, абсолютно довольными увеличением груди остаются порядка 40% пациентов. «Примерно 20% пациенток не очень довольны результатом операции, но к активным исправлениям не стремятся.

Делятся сомнениями с подругами, общаются на тематических форумах, показывают друг другу фотографии и жалуются. Еще 40% – вовсе не устраивает полученный результат, поэтому они постоянно ходят по врачам с просьбой что-то переделать и скорректировать. Так вот потенциальных «активно недовольных» можно определить еще до того, как сделана операция, – рассказывает хирург. – Чаще всего они делятся на две основные группы: первая – это пациентки с завышенными, сказочными запросами, а вторая – пациентки с индивидуальными анатомическими особенностями, например, с тонкой кожей и тонким подкожно-жировым слоем, с асимметрией и так далее. То есть исходное состояние груди далеко не всегда позволяет достичь того результата, о котором мечтают все пациентки».

Таир Алиев говорит, что коллеги регулярно направляют к нему пациенток, желающих повторно скорректировать грудь: «В год ко мне приходят с жалобами порядка 25 человек, из них только 12–15 я берусь оперировать. Остальные, как правило, хотят либо невозможного результата, либо сама операция слишком рискованная. Основная часть исправлений приходится как раз на увеличивающую маммопластику. Даже за год человек может сильно измениться – похудеть, поправиться, либо изначально операция была выполнена неверно. Самые сложные в этом смысле операции – увеличение с подтяжкой».

Округлились в нужных местах

В нынешнем году российский рынок эстетической пластической хирургии претерпевает влияние целого спектра факторов. Рост цен на имплантаты и расходные материалы, вызванный резким скачком курсов доллара и евро, а также медицинская инфляция, достигшая 20%, влияют на конечную стоимость операций. Например, стоимость блефаропластики в московской клинике Beauty Line выросла по сравнению с 2014 годом на 9 тысяч рублей, а липосакция одной зоны в «СМ-Клинике» подорожала более чем в два раза – с 11 тысяч рублей до 24 тысяч. Это может отразиться на пациентском потоке и общем количестве операций. При этом поставщики имплантатов отмечают, что резкого падения продаж продукции они в текущем году не чувствуют –объемы держатся на уровне 2014 года.

Стоит ожидать перераспределения долей рынка среди производителей. Если в 2014 году в практике хирургов еще присутствовали французские имплантаты Cereform, реализация которых прекратилась в апреле, то в нынешнем году на рынке их уже не будет. Неясны перспективы бренда Silimed, продукция которого в конце сентября лишилась европейского сертификата качества CE, – в российском представительстве компании на момент сдачи номера эту ситуацию не прокомментировали. Напротив, наращивать обороты намерена немецкая компания – производитель имплантатов Polytech, сменившая дистрибьютора.

Меняется и структура рынка. В конце 2014-го – начале 2015 года отрасль пополнилась несколькими игроками. В Москве, например, с нынешнего года оперируют в клиниках GMT Clinic и «Основа». Интерес к высокомаржинальному медицинскому направлению проявляют и многопрофильные клиники. Например, ОАО «Медицина», ранее сотрудничавшее с клиникой Doctor Plastic, взяло в штат собственного пластического хирурга Бориса Мирзояна, а уфимская клиника «Мать и дитя» открыла целое отделение пластической и эстетической хирургии и косметологии, которое возглавила пластический хирург Наталья Шорнина, ранее работавшая в отделенческой больнице ОАО «РЖД».


пластическая хирургия, пластика груди, пластическая операция
Источник: Vademecum №35, 2015

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС